Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Июня 2013 в 15:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право"
А-п отношения могут возникнуть по инициативе одной из сторон, согласие второй стороны не является обязательным.
Большинство споров
решаются во внесудебном порядке
путём издания властного
13.Виды административно-
Административно-правовые отношения делятся:
В зависимости от конкретных целей возникновения на внутренние (в системе исполнительной власти) и внешние (вне системы исполнительной власти)
По характеру юридических фактов на порождённые правомерными или неправомерными действиями
По содержанию на материальные (материальные нормы права) и процессуальные (процессуальные нормы права)
В зависимости от особенностей участников отношений.
В зависимости от государственного устройства
14.Субъекты административно-
Субъекты административно-
Субъекты административно-
Государственные органы и их служащие.
Предприятия, учреждения, организации и общественные объединения.
Граждане РФ, иностранцы и лица без гражданства.
15.Общая характеристика
административно-правового
Административно-правовой статус гражданина РФ – комплекс прав и обязанностей, гарантии их реализации, закреплённые нормами АП. Административно-правовой статус гражданина РФ – часть общеправового статуса, установленного К РФ и ФЗ. Правовое положение граждан РФ определяется объёмом административной правосубъектности (административная правоспособность и административная дееспособность).
Виды административной дееспособности:
Полная – с 18.
Ограниченная – с 16.
Частичная – с 7.
Гражданин может быть ограничен в дееспособности или признан недееспособным при наличии определённых заболеваний.
17.Система прав
и обязанностей граждан,
Права граждан в сфере государственного управления делятся:
В зависимости от механизмов реализации на абсолютные (граждане пользуются ими по своему усмотрению, а субъекты власти их защищают) и относительные права (для реализации нужен акт государственного органа – лицензия, приказ и т.д.)
В зависимости от круга лиц, которым они предоставлены и оснований возникновения на общие (распространяются на все отрасли управления – право на обжалование) и специальные (в конкретной сфере управления – право на предпринимательство)
По содержанию на право на участие в государственном управлении, право на помощь компетентных органов (медицина), право на защиту (основная форма - жалоба)
Обязанности граждан в сфере государственного управления делятся:
По степени возможности реализации на абсолютные (возлагаются на всех и не зависят от обстоятельств - налоги) и относительные (возникают из правомерных действий направленных на их приобретение – обязанность собственника автомобиля платить налог)
18.Способы защиты
административной
Основным гарантом правосубъектности граждан является закон.
Способы защиты административной правосубъектности граждан:
Судебный (жалобы на действия государственных органов).
Административный (внесудебный) – вышестоящие должностные лица рассматривают жалобы граждан и принимают решения.
Обращение (право закреплено К РФ) – индивидуальное или коллективное в государственные органы и органы местного самоуправления.
Виды обращений:
Предложение – привлечение внимания к несовершенству организации и указание способов устранения
Заявление – обращение по поводу реализации права, не связанного с его нарушением
Жалоба – обращение в государственные органы по поводу нарушенного права
19.Право гражданина
на общую и специальную
Правом на общую жалобу обладают все граждане. Обжалованию подлежат действия, нарущающие или создающие препятствия для реализации прав и свобод гражданина, а так же незаконное возложение обязанности или ответственности.
Виды права на общую жалобу:
Право на административное обжалование – в вышестоящую инстанцию
Право на судебное обжалование – в течение 3 месяцев со дня, когда стало известно о нарушении прав; в течение месяца со дня отказа или отсутствия в удовлетворении жалобы вышестоящим начальством.
Право на специальную
жалобу предоставлено – участникам
судебных процессов, административного
и дисциплинарного
2.Предмет и метод административного права.
Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти.
Методы АП:
Предписание – установление
определённого порядка
Запрет определённых
действий под страхом применения
юридических средств
Дозволение - предоставление
возможности совершать либо не совершать
действия, предусмотренные
20.Виды коллективных субъектов.
Государственные организации: органы исполнительной власти и их структурные подразделения, государственные предприятия, учреждения и их объединения
Негосударственные организации: общественные объединения, трудовые коллективы, коммерческие структуры и органы местного самоуправления.
21.Виды, признаки, понятие органов исполнительной власти.
Орган исполнительной власти – организация, которая является частью государственного аппарата, имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности, наделена правом осуществлять руководство и выступать по поручению государства.
Признаки органов исполнительной власти:
Наличие административной
правоспособности и дееспособности
(возникают с момента
Порядок образования, деятельности и компетенция закреплены в соответствующих законах.
Осуществляют организационно-
Образуются и подотчётные вышестоящим органам.
Органы исполнительной власти делятся:
В соответствии с федеративным государственным устройством на федеральные органы исполнительной власти и органы субъектов.
По характеру компетенции на органы общей и специальной компетенции (осуществляют отраслевое, межотраслевое и смешанное управление)
В соответствии с организационно-правовой формой на правительства, министерства, государственные комитеты, комитеты, службы, управления, инспекции, агентства, департаменты, администрации, мэрии, отделы и т.д.
По порядку разрешения подведомственных вопросов на единоначальные и коллегиальные.
22.Понятие, значение и виды контроля за деятельностью государственной администрации. Президентский контроль.
Контроль за деятельностью государственной администрации – деятельность субъектов контроля по проверке соответствия действий органов исполнительной власти и должностных лиц установлениям правовых норм, для обеспечение соблюдения законов и подзаконных актов.
Виды (субъекты) контроля: президентский контроль, судебный контроль и прокурорский надзор.
2 вида президентского контроля:
Непосредственный контроль – подбор кадров на федеральном уровне, право на отмену постановлений и распоряжений Правительства
Контроль через
президентские структуры –
23.Формы деятельности государственной администрации.
Формы деятельности государственной администрации – внешне выраженные действия, совершаемые исполнительными органами и их должностными лицами в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности в рамках их компетенции и вызывающие определённы последствия.
2 вида форм –
правовые (влекут юридические
Правовые формы деятельности государственной администрации – правотворческая (создание и изменение правовых норм) и правопримительная форма (применение существующих правовых норм).
Неправовые формы деятельности государственной администрации – осуществление организационных (разработка программ, контроль)и выполнение материально-технических действий (ведение делопроизводства)
25.Понятие и значение судебного контроля за деятельностью государственной администрации.
Судебный контроль – контроль за законностью издаваемых актов и совершаемых действий органов исполнительной власти и их должностных лиц.
Значение судебного
контроля – правовая оценка действий
и решений органов
Субъекты судебного контроля: КС РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды.
26.Общая характеристика методов управления.
Методы управления
– способы осуществления
Методы управления по воздействию на объект делятся на:
Методы прямого воздействия – прямое воздействие на волю; приказной характер; однозначность указаний; наличие административного аппарата, осуществляющего контроль, стимулирующего выполнение и применяющего меры принуждения (широко используются методы внеэкономического принуждения)
Методы косвенного
воздействия – косвенное
Методы управления:
Метод убеждения – воспитательное и принудительное воздействие
Метод принуждения – применение методов принуждения при неправомерном поведении
Метод поощрения
– мотивация определённого
Экономический метод – косвенное воздействие на материальные интересы управляемого
28.Правовые акты управления (понятие, особенности).
Правовой акт управления – основанное на законе одностороннее юридически властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти, направленное на установление а-п норм или возникновение, изменение и прекращение а-п отношений в целях реализации административно-управленческих отношений.
29.Административное
принуждение: понятие,
Административное принуждение – средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления.
Административное
принуждение как метод
Признаки административного принуждения:
Применяется на основании закона.
Осуществляется посредством юрисдикционных, правоприминительных актов.
Носит персонифицированный характер.
Имеет судебное и внесудебное применения.
Применяется для обеспечения общеобязательных а-п норм (правила дорожного движения).
Органы, применяющие административное принуждение:
Исполнительные органы, осуществляющие правоохранительную деятельность в сфере государственного управления.
Исполнительные органы, наделённые специальными полномочиями по осуществлению административной власти (федеральный антимонопольный орган)
Виды административного принуждения делятся:
По целевому назначению
на административно-
По субъекту принуждения на государственно-правовое и общественно-правовое принуждение.