Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 14:02, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Административное право"
18. Понятие и система мер обеспечения производства по делам об адм правонарушениях. Особенности мер обеспечения, применяемых в отношении физических и юридических лиц.
При возбуждении дела об АП (или при рассмотрении вопроса о возбуждении дела об адмм правонарушении) возникает необходимость фиксации не только самого факта правонарушения, но и доказательств его совершения. В этих целях компетентные государственные органы и долж. лица наделены правом применять ряд мер адм-принудительного характера, которые получили в КоАП РФ название меры обеспечения производства по делам об адм правонарушениях - процессуальные действия, осуществляемые уполномоченными на то лицами в процессе возбуждения и рассмотрения дел об АП. Меры применяются в целях: 1)пресечения АП; 2)установления личности нарушителя; 3)составления протокола об АП при невозм-сти его составления на месте выявления АП; 4) обеспечения своевременного и правильного рассмотр-я дела об АП и исполнения принятого по делу постановления.
К мерам обеспеч-я произв-ва по делам об АП относятся: (ст. 27.1 КоАП)
1)- доставление (принуд-ное препровождение физ-го лица в целях составления протокола об АП при невозможности его составления на месте выявления АП, если составление протокола является обязательным. Доставл-е д/б в короткий срок +составл-ся протокол либо запись в протоколе об АП;
2)- административное задержание (кратковременное ограничение свободы физ-го лица, применяемое в исключительных случаях, если это необходимо для обеспечения правильного и своевременного рассмотрения дела об АП, исполнения постановления по делу об АП); Определ-ый перечень лиц, уполном осущ адм задерж.+ об админ задержании составляется протокол. Срок 3 часа, искл случаи не более 48 ч.
3)- личный досмотр, досмотр вещей, досмотр ТС, находящихся при физ-ом лице (обследование вещей, проводимое без нарушения их конструктивной целостности, в целях обнаружения орудий совершения либо предметов АП); Проводится лицом одного пола с 2мя понятыми одного пола. Запись в протоколе или отдельный протокол.3.1)- осмотр принадл-щих ЮЛ помещений, территорий, наход-хся там вещей и док-тов; Присутствие представ-ля ЮЛ (ИП) и 2 понятых. Отдельный протокол.
4) - изъятие вещей и документов (явившихся орудием совершения или предметами АП, и документов, имеющих значение доказ-в по делу об АП и обнаруж-ых на месте соверш-я АП либо при осущ-нии личного досмотра вещей, ТС); 2 понятых + либо отдельный протокол либо запись в протоколе о дост-нии, адм. задерж-нии или иных.+дальнейшая «судьба» изъятых в завис-сти от вида (н-р: наркотики-уничтож).
5)- отстранение от управления ТС соответствующего вида (т.е. запрещение лицу совершать действия, приводящие в движение это средство, является также мерой административного пресечения правонарушения); Составл-ся 2 протокола(1-об отстранении управления ТС, 2 – о направлении на медец освидетельст-е на состояние опьянения) + прилагается акт освидетельств-я на состояние алког опьянения или акт медицинского освидет-я на состояние опьянения.
5.1) освидетельствование
на состояние алкогольного
6)- медицинское
7) - задержание ТС, запрещение его эксплуатации; (исключ-е ТС из процесса перевозки людей и грузов путем перемещ-я его при помощи другого ТС и помещ-е в ближ-шее спец-ное охраняемое место и хранение там до устранения причины задержания). Перемещ-е ТС на стоянку,их хранение, оплата, возврат устан-ся зак-ми S РФ. Расходы на перемещ-е и хранения возмещ-ся лицом, совершившим АП.
8)- арест товаров, ТС и иных вещей (явившихся орудиями совершения или предметами АП, заключается в составлении описи указанных товаров, ТС и иных вещей с объявлением лицу, в отношении которого применена дана мера обеспечения производства по делу об АП, либо его законному представителю о запрете распоряжаться ( в случае необходимости и пользоваться ими) и примен-ся в случае, если товары, ТС, и иные изъять невозможно и (или) сохранность может быть обеспечена без изъятия); Арест м/б в присутствии владельца и без него (не терпит отлаг-ств) + 2 понятых. Протокол. Упаковка и опечатка.
9)- привод (принудительное доставлении физ лица, зак-го представителя юр лица, зак-го представителя несовершен-го, привлекаемого к адм. ответ-сти, а также свидетеля с целью выполнения ими процес-ных действий, которые нельзя выполнить заочно); На основании определения судьи или постановления д/л. Спец. Органом.
10)- временный запрет деятельности (в кратковременном, установленном на срок до рассмотрения дела судом или д/л, прекращении деятельности юр.лица, производ-х участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деят-сти (работ), оказания услуг. Временный запрет деятельности может применяться, если за совершение адм.правонарушения возможно назначение административного наказания в виде административного приостановления деятельности); Примен-ся в исключительных случаях. Не примен-ся: отмывание доходов (преступ путем), финансирование терроризма. Протокол. Наложение пломб и опечатка помещений. Срок исчисл-ся с момента фактического прекращения деят-сти.
11)- залог за арестованное судно (решение судьи о применении залога в форме определения, о принятии указ-го залога судом составляется протокол); Примен-ся обяз-но в отношении иностр судов, явившихся орудием совершения АП на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономич зоне РФ.
12)- помещение в спец-ные учрежд-я иностр-ых граждан или лиц без гражд-ва, подлежащих админ-ому выдворению за пределы РФ в форме принуд-го выдворения за пределы РФ. Спец учреж предусм законод-вом РФ или спец отвед-е помещения пограничных органов. Постановление судьи или д/л пограничного органа.
Объектами принудительного воздействия являются как ФЛ так и ЮЛ.
В отношении ФЛ могут применяться, н-р, такие меры: доставление, личный досмотр, административное задержание и др.; в отношении ЮЛ: осмотр принадлежащих ЮЛ помещений, территорий, находящихся там вещей и документов; арест товаров, ТС, иных вещей; временный запрет деятельности и др.
КоАП предусматривает также гарантии законности - перечень указанных мер является исчерпывающим. Принимать решение об избрании мер имеют право только уполн-ые на это органы и д/л в пределах своей компетенции. В обязательном порядке сопровождается процессуальным оформле-ем: составляется протокол либо делается запись в протоколе об АП, иных протоколах. Еще одной гарантией обеспечения законности является ответственность лиц,применяющих меры обеспечения.Ч. 2 ст. 27.1 КоАП РФ. Вред, причиненный незаконным применением мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
19. Доставление, адм задержание и привод как меры обеспечения производства по делам об адм правонарушениях: основания, порядок применения и процессуальное оформление; долж. лица, уполномоченные осуществлять указанные меры; сроки задержания, место и порядок содержания задержанных.
Адм доставление - передвижение принудительного свойства, применяемое исключительно с целью составления протокола об АП при невозможности его составления на месте. Вместе с тем адм доставление может способствовать достижению и других целей: пресечению адмго правонарушения, установлению личности нарушителя и др.Из смысла ст. 27.2 КоАП РФ следует, что законодатель не требует после окончания доставления обязательного применения адм. задержания. При доставлении происходит ограничение свободы физического лица, однако при этом юридически он не считается задержанным.
перечень лиц, уполномоченных применять адм доставление, является исчерпывающим (лицами органов внутренних дел; - военнослужащими внутренних войск МВД РФ; - лицами органов, на которые возложен надзор или контроль за соблюдением правил пользования транспортом, при выявлении адм правонарушений на транспорте и др.) Доставление должно быть осуществлено в возможно короткий срок. Закрепление какого-либо точного срока доставления представляется в настоящее время невозможным из-за того, что в конкретных ситуациях длительность доставления может отличаться в разы из-за различной длительности маршрутов, которые необходимо преодолеть, наличия или отсутствия транспортных средств, погодных условий и т.п.
О доставлении составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об АП или в протоколе об адм. задержании. В указанных документах обязательно д/б указаны причины применения данной меры.
Поскольку в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ с момента составления первого протокола о применении мер обеспечения производства по делу об АП считается возбужденным дело об адм. правонарушении, с этого же момента доставленное лицо начинает пользоваться правами, предусмотренными ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
Адм задержание - мера процессуального обеспечения, заключающаяся в кратковременном лишении свободы физического лица Целями адм. задержания являются: 1) правильное и своевременное рассмотрение дела об адмм правонарушении;2) исполнение постановления по делу об адмм правонарушении.. Срок адм. задержания по общему правилу не должен превышать три часа. В случае необходимости для установления личности или для выяснения обстоятельств адм. правонарушения такие лица м/бподвергнуты адм. задержанию на срок не более 48 часов. Задержание не следует путать с фактическим ограничением свободы физического лица, которое происходит при применении некоторых других обеспечительных мер, например, доставления. Лицо, фактически задержанное уполномоченными долж. лицами и доставляемое в помещение органа исп власти, еще не считается адм задержанным. Состояние адм. задержания возникает с момента помещения задержанного в специально отведенное помещение.
По просьбе задержанного лица о месте его нахождения в кратчайший срок уведомляются родственники, администрация по месту его работы (учебы), а также защитник. Об адм. задержании н/л в обязательном порядке уведомляются его родители или иные законные представители.Задержанному лицу разъясняются его права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в протоколе об адмм задержании.
При составлении протокола следует обратить внимание на следующее:
- при указании времени
задержания следует указывать
не время фактического
- КоАП РФ требует обязательного указания в протоколе на мотивы задержания. На практике в протоколах вместо мотивов нередко указывают либо основания задержания (подозрение в совершении адм. правонарушения) либо цели (необходимость составления протокола об адмм правонарушении, исполнения постановления по делу об АПи т.п.). Это является неверным - мотив задержания должен объяснять, почему применение данной принудительной меры именно в данном случае явилось необходимым. Отсутствие мотива задержания в протоколе об АП может повлечь признание его незаконным.
В КоАП РФ предусматривается два варианта содержания лиц, задержанных в адмм порядке: 1) в специально отведенных для этого помещениях органов, долж. лица которых уполномочены осуществлять адм задержание; 2) специальных учреждениях, создаваемых в установленном порядке органами исп власти S РФ. И те, и другие должны отвечать санитарным требованиям и исключать возможность их самовольного оставления, т.е. закрываться и охраняться. Лица, задержанные в адмм порядке, содержатся отдельно от подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и осужденных, содержащихся под стражей. В ОВД при длительном адм.задержании задержанные могут содержаться в специальных приемниках для лиц, подвергнутых адм. аресту.
Привод представляет собой принудительное перемещение физического лица к месту рассмотрения дела об АП в целях обеспечения своевременного и правильного рассмотрения данного дела. Основание для привода: отсутствие физического лица либо законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об адмм правонарушении, законного представителя несовершеннолетнего лица, привлекаемого к адм. ответственности, а также свидетеля препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом. Привод осуществляется ОВД на основании определения судьи, органа, долж. лица, рассматривающих дело об адмм правонарушении, в порядке, установленном фед органом исп власти в области внутренних дел.
При получении постановления (определения) о приводе руководитель организует проверку указанных в нем сведений о лице, подлежащем приводу, а также принимает меры к установлению его фактического местонахождения. При необходимости лицо, подлежащее приводу, в установленном порядке проверяется по имеющимся учетам органов внутренних дел.
По установлению лица, подлежащего приводу, сотрудник милиции либо старший группы (наряда) сотрудников милиции объявляет ему под расписку постановление (определение) о приводе. В случае отказа от подписи лица, подлежащего приводу, сотрудником полиции, исполняющим привод, в постановлении (определении) о приводе делается соответствующая запись.
Сотрудники полиции, осуществляющие привод, не должны допускать действий, унижающих честь и достоинство лица, подлежащего приводу.По исполнению постановления (определения) о приводе сотрудник полиции, его осуществивший, получает от инициатора привода расписку с указанием времени исполнения.
При невозможности осуществления
привода в указанные в