Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:24, шпаргалка
1.Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.
А.П- системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти.
А.П- это публичное право, изучает сферу государственного управления на основе главного метода правового регулирования- императивного (метода властных предписаний).
1.Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.
А.П- системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти.
А.П- это публичное право, изучает сферу государственного управления на основе главного метода правового регулирования- императивного (метода властных предписаний).
2.Административное право как отрасль правовой системы РФ(предмет, метод, система)
Предмет АП- общественные отношения в сфере государственного управления, а так же управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.
Метод АП- это совокупность предписывающих, запрещающих, и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.
Предписание- метод правового урегулирования, предполагающий возложение на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно- правовой нормой.
Запрет- метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.
Дозволение- метод правового регулирования,
предоставляющий участникам управленческих
отношений возможности самим выбирать
наиболее приемлемый вариант поведения
в тех пределах, которые определены нормами
административного права.
Система АП–внутреннее
строение административного права как
отрасли права, совокупность взаимосвязанных,
взаимообусловленных правовых институтов
и норм.
3.Нормы
административного права(
НАП- это установленное и санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенный круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.
Признаки: наличие диспозиции и санкции, гипотезы.
Гипотеза- характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы.
Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.
Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.
4.Виды норм административного права.
1.Регулятивные(содержащие правило нормальной деятельности)
2.Охранительные(призваны обеспечить защиту охраны административных правоотношений)
По содержанию:
-материальные(которые определяют права и обязанности участников правоотношений)
-процессуальные(которые закрепляют порядок, процедуру реализации прав и исполнения обязанностей)
По сроку действия:
-срочные(введены в действие на определенный срок)
-бессрочные(срок действия которых заранее не установлен)
По форме предписания:
-императивные(обязательные для исполнения)
-диспозитивные(предлагающие несколько вариантов решения)
5.Источники административного права
Источники АП- нормативные правовые акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы АП.
Все источники АП можно поделить на 2 типа в зависимости от того, кто их принял:
1.акты российских органов публичной власти
2.акты принятые без участия или с участием российских органов публичной власти.
Признаки источника:
-правовые нормы;
-государственно официальные
способы выражения
-официальное закрепление норм АП.
Законы среди всех источников АП обладают высшими юридическими свойствами.
По территориальным пределам:
-общероссийские
-субъекты РФ
-муниципальные
-локальные
Система источников:Конституция, законодательные акты принятые на федеральном уровне или уровне субъектов РФ, нормативные и указы президента, нормативные постановления правительства, норм акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, норм акты глав исполнительной власти, акты судебной власти и т.д.
6.Понятие административных отношений, их структура и виды.
Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.
Субъектами являются его участники, т.е те, кто наделен специальной компетенцией по управлению.
Объектом является действие(решение) субъектов АП, их положительное или негативное поведение, выразившееся например в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления.
Содержание составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов АП, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения соблюдения или правовой защиты.
Виды административно-правовых отношений:
По содержанию:
-материальные(общественные отношения в сфере управлнеия, урегулированные материальными нормами административного права)
-процессуальные(управленческие отношения, урегулированные на основании административно-процессуальных норм)
По функциям права:
-регулятивные(складываются на основании регулятивных административно-правовых норм)
- Охранительные - складывающиеся на основе охранительных административно-правовыхнорм.
По характеру
связей между участниками
- Вертикальные - отношения «власть - подчиненный»;
- Горизонтальные - отношения
между не соподчиненными
В зависимости от способа защиты:
- Защищаемые в судебном порядке;
- Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.
7. Основания возникновения, изменения и прекращения административно- правовых отношений.
Основания возникновения, изменения и прекращения - факты объективного характера, с появлением которых административно-правовое отношение возникает, изменяется или прекращается. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. Основным видом в,и,«и п. административно -правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти, их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. В качестве юр.фактов как правило выступают правомерные либо неправомерные действия.
8. Понятие и виды субъектов административного права.
Субъектом АП считаются физическое и юридическое лицо, к-оев соответствии с установленным административным законодательством нормами участвует в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.
Различают индивидуальные и коллективные субъекты АП:
Индивидуальными субъектами яв-ся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. К ни также относятся государственные служащий или должностное лицо, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях, статус регламентируется НПА.
Коллективные субъекты - это группа людей, являющиеся организациями, к-ые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права, порядок их создания и деятельность регламентируется НПА. Они действуют от своего имени, законы и иные НПА предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.
9.
Граждане как субъекты
Граждане относятся к индивидуальным субъекта АП. Общеправовой статус индивида принято называть статусом
гражданина.
Административно-правовой статус гражданина - это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.
Элементы административно-правового статуса граждан:
1 .принципы административно-
2.гражданство;
3.административная
5.административная ответственность граждан;
6.юридические гарантии
административно-правового
Виды административно-
1.общий административно-правовой
статус граждан - общее статусное
положение гражданина в сфере
государственного управления, которое
закрепляется
2.родовой (специальный) административно-правовой статус - отражает особенности правового положения отдельных категорий граждан в сфере государственного управления (вынужденные переселенцы, беженцы, врачи, военнослужащие и т.д.);
3.индивидуальный
10. Особенность административно - правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.
Административно — правовой статус - совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулирования административно - правовыми нормами.
Иностранными гражданами признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющий гражданство иностранного государства.
Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.
Административно - правовой статус личности присущ как российскому, так и иностранному гражданину и, кроме того, лицу без гражданства. Особенностью административно - правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ
состоит в том, что их права установлены за некоторым исключением.
11.
Административный порядок
Административная, т.е. рассматривается во внесудебном, в административном порядке. Каждый дееспособный человек может подать ее. Не ограничена по содержанию, её могут быть обжалованы любые действия и бездействия. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности. Может подаваться лично, через представителей, используя средства связи. Может подаваться в письменной или устной форме. Подлежит рассмотрению в срок до I месяца.Запрещено рассматривать анонимные жалобы. В устной форме - простой порядок обжалования.
Иск. По срокам: жалоба не требующая проверки рас-ся немедленно, но не позднее 15д., по жалобам требующим специальной проверки срок рассмотрения 1 месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей рас-ся в центральных органах в 15д и 7д в местных. Данные сроки могут быть продлены, но не более | чем на 15д.
12.
Судебный порядок обжалования
действий субъектов
Судебные, рассматриваются судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского, административного или конституционного судопроизводства. Подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы. Могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия для осуществления гражданина прав и свобод, незаконно возложена какая-либо обязанность, гражданин считает, что незаконно привлечен к ответственности. Исключается: судебное обжалование, действий решений проверки., которых отнесена к исключительной компетенции конституционного суда, а также действий в отношении которых предусмотренной порядок обжалования. Жалоба направляется либо в суд по месту жительства гражданина, либо по месту нахождения ответчика. Датой подачи будет считаться дата её регистрации. Подается в Зх месячный срок со дня когда гражданину стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав и свобод. А также 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе.
Стадии в производстве по жалобам:
1. первичная обработка(
2. проверка самой жалобы, т.е. посуществу содержащихся в ней доводов,
3. принятия решения по жалобе(принятии, отказ, перенаправлен не по подведомственности),
4. исполнение решения.
13.Государст венное управление (понятие, признаки).
Государственное управление - деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом , так и любых его органов является
какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. Признаки:
1. исполнительно-
2.осуществляет
3. осуществляется везде,
где возникает необходимость
в обеспечении исполнения
4. непрерывная, постоянная
и планомерная деятельность, основанная
на объективных