Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.
А.П- системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти.
А.П- это публичное право, изучает сферу государственного управления на основе главного метода правового регулирования- императивного (метода властных предписаний).

Файлы: 1 файл

админку.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

1.Понятие  административного права. Административное  право в правовой системе РФ.

А.П- системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти.

А.П- это публичное право, изучает сферу государственного управления на основе главного метода правового регулирования- императивного (метода властных предписаний).

2.Административное  право как отрасль правовой  системы РФ(предмет, метод, система)

Предмет АП- общественные отношения в сфере государственного управления, а так же управленческие отношения, возникающие в иных сферах жизнедеятельности общества.

Метод АП-  это совокупность предписывающих, запрещающих, и дозволительных средств воздействия на управленческие отношения.

Предписание- метод правового урегулирования, предполагающий возложение  на субъекта управленческой деятельности обязанностей совершения определенных действий в условиях, предписанных административно- правовой нормой.

Запрет- метод правового регулирования, предполагающий возложение обязанностей на участников управленческих отношений воздержаться от определенного варианта поведения под угрозой применения мер государственного принуждения.

Дозволение- метод правового регулирования, предоставляющий участникам управленческих отношений возможности самим выбирать наиболее приемлемый вариант поведения в тех пределах, которые определены нормами административного права. 
Система АП–внутреннее строение административного права как отрасли права, совокупность взаимосвязанных, взаимообусловленных правовых институтов и норм.

3.Нормы  административного права(понятие, признаки)

НАП- это установленное и санкционированное государством правило поведения, распространяющееся на неопределенный круг субъектов и рассчитанное на многократное применение.

Признаки: наличие диспозиции и санкции, гипотезы.

Гипотеза- характеризует условия, при которых должны применяться предписания соответствующей правовой нормы. 

Диспозиция - это формулировка правила должного поведения. Данный элемент структуры административно-правовой нормы выражается в прямых предписаниях, устанавливающих обязательные правила поведения, запреты, ограничения на те или иные действия.

Санкция - это указание на меры ответственности, применяемые в случае нарушений административно-правовой нормы. Чаще всего санкции предусматривают меру дисциплинарного или административного воздействия на нарушителя.

4.Виды  норм административного права.

1.Регулятивные(содержащие правило нормальной деятельности)

2.Охранительные(призваны обеспечить защиту охраны административных правоотношений)

По содержанию:

-материальные(которые определяют права и обязанности участников правоотношений)

-процессуальные(которые закрепляют порядок, процедуру реализации прав и исполнения обязанностей)

По сроку действия:

-срочные(введены в действие на определенный срок)

-бессрочные(срок действия которых заранее не установлен)

По форме предписания:

-императивные(обязательные для исполнения)

-диспозитивные(предлагающие несколько вариантов решения)

5.Источники  административного права

Источники АП- нормативные правовые акты органов государственной власти и государственного управления, которые содержат нормы АП.

Все источники АП можно поделить на 2 типа в зависимости от того, кто их принял:

1.акты российских органов  публичной власти

2.акты принятые без участия или с участием российских органов публичной власти.

Признаки источника:

-правовые нормы;

-государственно официальные  способы выражения обязательных  предписаний;

-официальное закрепление  норм АП.

Законы среди всех источников АП обладают высшими юридическими свойствами.

По территориальным пределам:

-общероссийские

-субъекты РФ

-муниципальные

-локальные

Система источников:Конституция, законодательные акты принятые на федеральном уровне или уровне субъектов РФ, нормативные и указы президента, нормативные постановления правительства, норм акты органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ, норм акты глав исполнительной власти, акты судебной власти и т.д.

6.Понятие  административных отношений, их  структура и виды.

Административно-правовое отношение – урегулированное административно-правовой нормой управленческое отношение, участники которого наделены субъективными правами и юридическими обязанностями, установленными данной юридической нормой.

Субъектами являются его участники, т.е те, кто наделен специальной компетенцией по управлению.

Объектом является действие(решение) субъектов АП, их положительное или негативное поведение, выразившееся например в принятии должностным лицом соответствующего правового акта управления.

Содержание составляют права, обязанности, запреты, ограничения субъектов АП, а также процессуально-правовой режим их осуществления, исполнения соблюдения или правовой защиты.

Виды административно-правовых отношений:

По содержанию:

-материальные(общественные отношения в сфере управлнеия, урегулированные материальными нормами административного права)

-процессуальные(управленческие отношения, урегулированные на основании административно-процессуальных норм)

По функциям права:

-регулятивные(складываются на основании регулятивных административно-правовых норм)

- Охранительные - складывающиеся на основе охранительных административно-правовыхнорм.

 По характеру  связей между участниками правоотношении:

- Вертикальные - отношения  «власть - подчиненный»;

- Горизонтальные - отношения  между не соподчиненными субъектами  административного права.

 В зависимости  от способа защиты:

- Защищаемые в судебном порядке;

- Защищаемые во внесудебном (административном) порядке.

7. Основания возникновения, изменения  и прекращения административно- правовых отношений.

Основания возникновения, изменения и прекращения - факты объективного характера, с появлением которых административно-правовое отношение возникает, изменяется или прекращается. Такими условиями являются юридические факты — обстоятельства, при которых в соответствии с данной нормой между субъектами управленческой деятельности должны произойти конкретные правоотношения. Основным видом в,и,«и п. административно -правовых отношений, служат индивидуальные правовые акты органов исполнительной власти, их должностных лиц, адресованные конкретному адресату и связанные с конкретной ситуацией. В качестве юр.фактов как правило выступают правомерные либо неправомерные действия.

8. Понятие и виды субъектов административного права.

Субъектом АП считаются физическое и юридическое лицо, к-оев соответствии с установленным административным законодательством нормами участвует в осуществлении публичного управления, реализации функций исполнительной власти.

Различают индивидуальные и коллективные субъекты АП:

Индивидуальными субъектами яв-ся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Эти лица не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления. К ни также относятся государственные служащий или должностное лицо, находятся в устойчивых и непрерывных организационных отношениях, статус регламентируется НПА.

Коллективные субъекты - это группа людей, являющиеся организациями, к-ые выступают во внешних отношениях как самостоятельный субъект права, порядок их создания и деятельность регламентируется НПА. Они действуют от своего имени, законы и иные НПА предоставляют им права и возлагают на них конкретные обязанности.

9. Граждане как субъекты административно  — правовых отношений (понятие, виды, статус).

Граждане относятся к индивидуальным субъекта АП. Общеправовой статус индивида принято называть статусом

гражданина.

Административно-правовой статус гражданина - это юридическое закрепление положения гражданина в обществе, комплекс субъективных прав, юридических обязанностей, гарантий и ответственности граждан, закрепленных административно-правовыми нормами.

Элементы административно-правового статуса граждан:

1 .принципы административно-правового  статуса граждан;

2.гражданство;

3.административная правосубъектность (право-дееспособность граждан); 4.права  и обязанности граждан с сфере государственного управления;

5.административная ответственность граждан;

6.юридические гарантии  административно-правового статуса  граждан.

 Виды административно-правовых  статусов граждан:

1.общий  административно-правовой  статус  граждан  - общее  статусное  положение  гражданина  в  сфере  государственного управления, которое  закрепляется основополагающими  нормативными правовыми актами:

2.родовой (специальный) административно-правовой статус - отражает особенности правового положения отдельных категорий   граждан   в  сфере   государственного  управления  (вынужденные   переселенцы,   беженцы,   врачи, военнослужащие и т.д.);

3.индивидуальный административно-правовой  статус - конкретизирует (фиксирует) правовое  положение индивидуального физического  лица в сфере государственного  управления с учетом пола. Возраста, образования, профессии, семейного  положения и других особенностей

10. Особенность административно - правового статуса иностранцев и лиц без гражданства.

Административно — правовой статус - совокупность прав, обязанностей и ответственности, реализуемая в сфере государственного управления и урегулирования административно - правовыми нормами.

Иностранными гражданами признается лицо, не являющееся гражданином РФ и имеющий гражданство иностранного государства.

Лицо без гражданства - лицо, не являющееся гражданином России и не имеющее доказательств наличия гражданства иностранного государства.

Административно - правовой статус личности присущ как российскому, так и иностранному гражданину и, кроме того, лицу без гражданства. Особенностью административно - правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в РФ

состоит в том, что их права установлены за некоторым исключением.

11. Административный порядок обжалования  действий субъектов административной  власти (общая жалоба)

Административная, т.е. рассматривается во внесудебном, в административном порядке. Каждый дееспособный человек может подать ее. Не ограничена по содержанию, её могут быть обжалованы любые действия и бездействия. Предметом жалобы могут быть деяния, ущемляющие права и законные интересы как самого гражданина, так и других лиц. Гражданин вправе обратиться с жалобой к вышестоящему в порядке подчиненности. Может подаваться лично, через представителей, используя средства связи. Может подаваться в письменной или устной форме. Подлежит рассмотрению в срок до I месяца.Запрещено рассматривать анонимные жалобы. В устной форме - простой порядок обжалования.

Иск. По срокам: жалоба не требующая проверки рас-ся немедленно, но не позднее 15д., по жалобам требующим специальной проверки срок рассмотрения 1 месяц. Жалобы военнослужащих и членов их семей рас-ся в центральных органах в 15д и 7д в местных. Данные сроки могут быть продлены, но не более | чем на 15д.

 

12. Судебный порядок обжалования  действий субъектов административной  власти (общая судебная жалоба)

Судебные, рассматриваются судами в процессе осуществления правосудия в порядке уголовного, гражданского, административного или конституционного судопроизводства. Подается в суд по месту жительства гражданина, заявитель лично участвует в рассмотрении дела и может активно защищать свои интересы. Могут быть обжалованы коллегиальные и единоличные действия, в результате которых нарушены права и свободы граждан, созданы препятствия для осуществления гражданина прав и свобод, незаконно возложена какая-либо обязанность, гражданин считает, что незаконно привлечен к ответственности. Исключается: судебное обжалование, действий решений проверки., которых отнесена к исключительной компетенции конституционного суда, а также действий в отношении которых предусмотренной порядок обжалования. Жалоба направляется либо в суд по месту жительства гражданина, либо по месту нахождения ответчика. Датой подачи будет считаться дата её регистрации. Подается в Зх месячный срок со дня когда гражданину стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав и свобод. А также 1 месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе.

Стадии в производстве по жалобам:

1. первичная обработка(регистрация, проверка сути, приложения, наличие 2ого экземпляра),

2. проверка самой жалобы, т.е. посуществу содержащихся в ней доводов,

3. принятия решения по жалобе(принятии, отказ, перенаправлен не по подведомственности),

4. исполнение решения.

13.Государст венное управление (понятие, признаки).

Государственное управление - деятельность любых государственных органов всех ветвей государственной власти, поскольку общей целью и содержанием деятельности как всего государства в целом , так и любых его органов является

какая-либо организация, определенное упорядочение общественных отношений. Признаки:

1. исполнительно-распорядительная  деятельность по применению законов  и иных(подзаконных) нормативных правовых актов

2.осуществляет административное  правотворчество

3. осуществляется везде, где возникает необходимость  в обеспечении исполнения законодательных  актов, а также защиты прав  и свобод граждан

4. непрерывная, постоянная  и планомерная деятельность, основанная  на объективных закономерностях  функционирования исполнительной  власти и направленная на обеспечение  roc-ых интересов, прав и свобод граждан,

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"