Шпаргалка по "Административному праву"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2015 в 22:24, шпаргалка

Описание работы

1.Понятие административного права. Административное право в правовой системе РФ.
А.П- системная совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере исполнительной власти, административно-правовой части статуса гражданина и общественных объединений, форм и методов контроля и ответственности в ходе осуществления указанной власти.
А.П- это публичное право, изучает сферу государственного управления на основе главного метода правового регулирования- императивного (метода властных предписаний).

Файлы: 1 файл

админку.docx

— 43.63 Кб (Скачать файл)

общественного порядка и безопасности.

5. осуществляется специальными  органами государственной власти

6. отвечает принципу законности, те.деятельность основывается на  положениях и требованиях ФЗ  и законодательных актов субъектов  РФ

7. Строится   на   основе   вертикальных(строгого   подчинения   субъектов   управления)   и   горизонтальных

отношений(равенство субъектов управления)

8. основывается на принципе  организационности, те.характерно многообразие  организационных форм.

14. Содержание управленческой деятельности. Понятие и виды функций государственного  управления.

Функции государственного управления — это всеобщие, типичные, имеющие специальную направленность видя взаимодействия между субъектами и объектами управления, характерные для всех управленческих связей, обеспечивающие достижения согласованности и упорядоченности в сфере государственного управления.

Виды:

1 .информационное обеспечение  деятельности государственных органов, т.е. сбор, получение, обработка, анализ

информации, необходимой для осуществления государственной деятельности.

2.прогнозирование(прсдвидение изменений) и моделирование развития системы гос.управления, гос.органов,

стандартов гос.управления.

3. планирование - определение  направлений, пропорций, темпов, кол-ых  и качест-ых показателей развития  тех или

иных процессов в системе гос.управления.

4. организация - формирование  системы гос.управления на основе  установочных принципов и подходов, определение

стр-ры управляющей и управляемой системы в госуправлении

5. распорядительство - оперативное  регулирование у правомочен! них отношений

6. руководство - установление  правил и нормативов дея-ти  и отдельных действий гос.органов, управляемых объектов

7. координация- согласование дея-ти различных гос.органов для достижения общих целей и задач гос.управления 8.контроль - установление соответствия и несоответствия фактического состояния системы гос.управления и её стр-ры требуемому стандарту и уровню

9. регулирование - использование  методов и способов управления  в процессе организации системы  гос.управления и сё функционирования.

15. Понятия и основные признаки  государственного органа исполнительной  власти.

Орган исполнительной власти - самостоятельная структурная часть госаппарата, входящая в систему

исполнительных органов гос-ой власти, предназначенных для осуществления гос-oгo управления в целях практической

реализации законов и организации их исполнения, и наделенная определенной компетенций

Признаки:

1.государственно - правовая  природа ОИВ обусловлена конституционным  разделением на законодательную, исполнительную и судебную.

4. главная задача -правоисполнительная деятельность, т.е исполнение действующих законов и иных НМЛ

5. по своему содержанию  имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный  характер

6. существует организационная  структура органа исполнительной  власти, т.е наличие в нем гос. должностей и функциональных структурных подразделений.

7. ОИВ наделены государством особыми государственно-властными полномочиями

9. ОИВ наделены правом  нормотворческой деятельности,т.еправом издания актов управления

11. каждый ОИВ имеет  свое наименование

14. финансирование ОИВ  осуществляется за счет средств  федерального бюджета или средств  бюджета субъектовРФ, предусмотренных отдельной статьей.

16.Виды  органов государственной исполнительной  власти.

-федеральные органы исполнительной  власти;

-территориальные органы  федеральных органов исполнительной  власти;

-органы исполнительной  власти субъектов Российской  Федерации.

По организационно-правовым формам:

а) правительства (советы министров, которые имеют статус правительств), например Правительство РФ, Правительство республики, города федерального значения, краев, областей;  
б) министерства (федеральные, республиканские, некоторых областей — субъектов РФ);  
в) государственные комитеты (республиканские);  
г) федеральные службы и федеральные агентства (они могут иметь свои территориальные органы государственного управления);  
д) администрации;  
е) мэрии;  
ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы (они образуются в качестве структурных подразделений как на уровне федеральных органов исполнительной власти, так и в субъектах РФ).

По способу и процедуре формирования (учреждения) органов:

а) органы, руководители которых избираются населением соответствующей территории (например, органы местного самоуправления);  
б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами (глава государства, президент) или главами исполнительной власти (президент, глава администрации, высшее должностное лицо).

17. Федеральные органы исполнительной  власти.

Совокупность органов гос.управления, установленных конституций РФ, ФКЗ, ФЗ и иными федеральными

нормативными правовыми актами.

Система:

федеральные министерства - ФОИВ, осуществляющий функции по выработке гос. политики и норм по правовому регулированию

федеральные службы - ФОИВ, осуществляющий функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности и специальные функции в области обороны, гос. безопасности, защиты и охраны госграницы РФ, проведение борьбы с преступностью и обеспечение безопасности общества.

федеральные агентства- ФОИВ, осуществляющий функции по оказанию гос. услуг, по  правлению

госимуществом за исключением функции по контролю и надзору.

 Функции:

-принятие нормативно  правовых актов

-контроль и надзор 

-управление гос.имуществом

-оказание гос.услуг(в области образования, здравоохранения, соц.защиты населения)

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляя государственное управление на территории всей РФ. могут создавать свои территориальные органы

18. Территориальные федеральные органы. Их виды и правовое положение.

Федеральные органы исполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Под территориальными органами понимаются те структурные подразделения ряда федеральных органов исполнительной власти, которые вертикально подчинены им, находятся в субъектах и отдельных регионах Российской Федерации, но не входят в систему органов исполнительной власти субъектов Федерации, на территории которых они действуют. Территориальные органы входят в систему органов исполнительной власти Российской Федерации и действуют под руководством соответствующих органов исполнительной власти.

19. Органы исполнительной власти  субъектов федерации.

В единую систему исполнительной власти РФ входят органы исполнительной власти субъектов РФ, что обычно констатируется в уставах и других законах субъектов федерации. Система органов государственной власти в субъектах РФ устанавливается ими же самостоятельно, но в соответствии с основами конституционного строя РФ и общими принципами организации исполнительных и представительных органов государственной власти, установленными Ф3.(ст.77 конституции).

В субъектах РФ устанавливается система ОИВ во главе с высшими исполнительными органами гос. власти субъектов РФ, возглавляемым руководителем этого высшего исполнительного органа гос. власти. При этом конституцией (уставом) субъектов РФ может устанавливаться должность высшего должностного лица субъектов РФ, а наименование этой должности устанавливается с учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта РФ. По сложившейся практике в национальных республиках России они обычно именуются президентами, а в других субъектах РФ - губернаторами или просто главами администрации субъектов РФ, Края, области и,т.д) В большинстве субъектов РФ основными структурными звеньями системы исполнительной  власти субъекта выступают: губернатор (края или области), правительство, областные и территориальные истине органы гос. власти. Высшее должностное лицо субъекта РФ возглавляет высший исполнительный орган гос. власти РФ.

20. Понятие и виды методов государственного  управления.

Методы управленческих действий - это определенные способы или приемы которые  используются органами публичного управления и их должностными лицами в установленных законами пределах при осуществлении управления, управленческих действий, адм. воздействия, отношение соответствующих объектов и лиц.

Методы воздействия власти:

- убеждение, метод воздействия на людей прибегает в процессе принятия разъяснительных, воспитательных,  поощрительных и других мер морального воздействия,

- поощрение, способствует обеспечению законности и дисциплины, как в системе гос.упраилеиия. так и во взаимоотношениях исполнительной власти с гражданами, ЮЛ, различными субъектами правовых отношений.

- принуждение, объекты управления вынуждены действовать в порядке установленном НПА.

Методы прямого и косвенного адм. Воздействия:

Прямое позволяет получить более быстро результат.

Методы косвенного осуществляется косвенно через создание ситуации, которая  заинтересовывает в нужном повелении через сознание эмоции; акты власти управомочивают на определенные действия; юридическими нормами и обычаями закрепленные автоматическими механизмами стимулирования. Использование косвенных не сразу приводит к результатом.

21.Государственный  контроль в дея-ти субъектов  административной власти

Государственный контроль в сфере административного управления - это проверка уполномоченными органами государственной власти законности, целесообразности и эффективности деятельности, осуществляемой субъектами административной власти. 
По критерию объема контрольной деятельности различают общий и специальный контроль.

Общий контроль охватывает всю деятельность подконтрольных субъектов. Специальный контроль распространяется лишь на определенные виды деятельности подконтрольных субъектов или определенные виды подконтрольных объектов либо выполняется органами специальной (контрольной) компетенции (например, Счетной палатой РФ).

 По критерию  стадии контрольной деятельности  могут быть выделены такие  виды контроля: предварительный, текущий и последующий.

контроль — атрибут управления, одна из важнейших его функций. Он включает в себя наблюдение за законностью и целесообразностью деятельности, оценку ее с позиций правовых, научных, социально-политических, организационно-технических. Но во многих случаях ради обеспечения свободы граждан, предприятий, организаций, ограждения их от чрезмерной государственной опеки правовыми актами контрольные полномочия субъектов власти ограничивают, представляют им возможность осуществлять только надзор.

22. Административный надзор в государственном  управлении.

Административный надзор     это надведомственный, специализированный, систематизированный контроль государственной администрации за соблюдением гражданами и организациями правовых и технико - правовых норм.

Типы надзора: судебный, прокурорский, административный.

Главная цель судебного и прокурорского надзора - обеспечение законности в стране, а административного - обеспечение безопасности граждан, общества, государства. Адм.надзор всегда специализирован, направлен на соблюдение специальных правил, а не на соблюдение законности в целом.

Методы осуществления административного надзора: постоянное наблюдение; периодические проверки; обследование поднадзорного объекта; истребование и анализ документов; изучение обращений граждан и юридических лиц, публикаций в СМИ о нарушениях законности в сфера государственного управления.

Суть административного надзора заключается в том, чтобы обеспечить соблюдение и исполнение правил в определенных сферах, видах деятельности всеми, кому эти правила адресованы - гражданами, должностными лицами, организациями. Адм. надзор имеет целью обеспечить исполнение, соблюдение правил охраны порядка и безопасности общественного характера для населения, предприятий, учреждений.

23. Административный процесс как форма деятельности субъектов власти (понятие, признаки, структура)

Административный процесс - совокупность административно-процессуальныхнорм и основанная на них деятельность органов и должностных лиц государственного управления по реализации возложенных на них задач и функций.

Признаки административного процесса:

2.представляет собой разновидность  властной деятельности субъектов  государственного управления; 3.обеспечивает  условия для реализации материальных  норм административного права;

5.результаты административного  процесса (как промежуточные, так  и окончательные) закрепляются в  официальных актах (документах);

7.обладает определенным  строением(структурой).

24.Понятие правового акта управления, виды и акты.

Правовой акт управления(административный акт)- правовой акт, регулирующий управленческое решение или разрешающий конкретное управленческое дело, устанавливающий новый правовой статус субъектов прав, обладающий государственно-властным характером, издаваемый субъектами публичного управления в одностороннем административном порядке уполномоченными на то органами и должностными лицами в соответствии с установленной процедурой в целях достижения целей управления, решения его задач и осуществления управленческих функций.

Информация о работе Шпаргалка по "Административному праву"