Система административных наказаний

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 11:18, дипломная работа

Описание работы

Актуальность проблем административной ответственности и административного наказания, а также развития этих правовых явлений обусловлена сегодня, по меньшей мере, тремя основными факторами: 1) экономическим – стремлением государства построить рыночную экономику, потребностью государственного регулирования рыночных отношений конкретными правовыми средствами и в определенных пределах; 2) политическим – необходимостью обеспечения реализации провозглашенных и закрепленных Конституцией Российской Федерации основных прав и свобод граждан; созданием и поддержанием режима законности в сфере исполнительной власти, в области функционирования административно-властных правовых отношений;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………3
ГЛАВА I. Теоретические основы административных наказаний…………..…….6
§1. Понятие и цели административного наказания……………………..…………...6
§2. Характерные черты административных наказаний, как мер юридической ответственности ……………………………………………………………………....12
ГЛАВА II. Виды административных наказаний и правила их назначения……....39
§1. Административные наказания, назначаемые во внесудебном порядке……….39
§2. Административные наказания, назначаемые исключительно в судебном порядке………………………………………………………………...........................49
§3. Обеспечение единства административных наказаний и правила их назначения…………………………………………………………………….……....84
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….…101
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….....103

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ 2.docx

— 134.08 Кб (Скачать файл)

В законе перечень наказаний дан в строго определенном порядке: от менее суровых  к более суровым. Иными словами, закон содержит «лестницу наказаний». Эта «лестница» нужна и для  тех, кто издает нормы права, и  для тех, кто их принимает. В частности, велико ее значение, когда нормы  содержат альтернативные санкции.

В соответствии с изменившимися условиями рыночной экономики Особенная часть КоАП РФ была дополнена новыми составами  административных правонарушений. В  кодексе появилась специальная  глава 15, в которой сформулированы нормы, предусматривающие административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг. В этой главе содержатся 26 составов административных правонарушений, за которые законодатель устанавливает административную ответственность.

До введения в действие нового КоАП РФ ответственность  за нарушение налогового законодательства регулировалась только НК РФ4. В настоящее время часть норм об ответственности перенесена в КоАП РФ, другая часть, в том числе и ответственность граждан и юридических лиц за нарушение законодательства о налогах и сборах, осталась в НК РФ5.

Вполне  естественным в этом случае является вопрос о природе юридической  ответственности, предусмотренной  НК РФ. Что это – административная ответственность или, как иногда ее называют, налоговая ответственность? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо сравнить понятия административного  правонарушения, установленное КоАП РФ и налогового правонарушения, установленное НК РФ. Последним признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента или иных лиц (т.е. физических или юридических), за которое Налоговым кодексом РФ установлена ответственность. Таким образом, понятие налогового правонарушения отличается от понятия административного правонарушения только указанием на различные кодифицирующие акты, предусматривающие ответственность за их нарушения. В этой связи данное в НК РФ понятие налогового правонарушения позволяет говорить о нем как о разновидности административного правонарушения, за совершение которого следует юридическая ответственность.

Рассматривая  налоговое правонарушение как разновидность  административного правонарушения, можно сделать вывод, что применение налоговых санкций и составляет существо мер  административной ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Специфических мер воздействия за нарушения налогового законодательства  в НК РФ не предусмотрено. В данном случае эти меры сводятся к применению типичного административного наказания – штрафа. Каких-либо особых черт штрафа, установленного в НК РФ, которые не позволяли бы его отождествлять с административным штрафом как видом административного наказания, нет6.

Следует отметить, что КоАП РФ – первый нормативный  акт, который назвал административно-карательные  санкции «наказаниями». До этого  они во всех официальных документах, в том числе и в ранее  действовавшем КоАП РСФСР, в научной  и учебной литературе именовались  административными взысканиями. Новое  название мер административной ответственности, во-первых, лучше раскрывает их карательное  содержание и предназначение, во-вторых, подчеркивает их связь и близость к мерам уголовной ответственности, в-третьих, отражает общие черты  этих видов ответственности.

 

§2.   ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ АДМИНИСТРАТИВНЫХ НАКАЗАНИЙ, КАК МЕР ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

                В статье 3.2. КоАП РФ закреплены следующие виды административных наказаний, которые могут устанавливаться, и применяться за совершение административных правонарушений:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация.
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы.

Рассмотрим  подробнее каждый из видов административных наказаний.

Предупреждение – мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение  как меру административного наказания  не следует путать с предупреждением  как мерой административного  пресечения. Устные предупреждения, которые  в качестве административно-пресекательной меры должностные лица делают гражданам или организациям, не считаются административными наказаниями. Точно так же не являются наказаниями письменные предупреждения (предписания, предостережения), которые направляются гражданам и организациям, но при этом не выносится постановление о назначении административного наказания.

Предупреждение  как мера административного наказания  всегда назначается путем вынесения  соответствующего письменного постановления  и вручения или направления копии  постановления лицу, привлеченному  к административной ответственности, или его законному представителю.

Предупреждение  – самая легкая по карательному воздействию мера административного  наказания. В этой связи ряд авторов  рассматривают предупреждение как  наказание скорее морального, чем  юридического характера. Я думаю, что это не совсем верно. Предупреждение влечет за собой те же юридические последствия, что и все другие административные наказания. Применение этой меры, как и других административных наказаний, влечет для нарушителя неблагоприятные правовые последствия. Субъект ответственности в течение года считается лицом, привлекавшимся к административной ответственности. А это может повлиять на вид и размер наказания, назначаемого за повторное административное правонарушение, быть обстоятельством, отягчающим административную ответственность. По своему содержанию, как уже отмечалось выше, предупреждение – мера морально-правового воздействия.

При малозначительности совершенного правонарушения, возможно, освободить лицо, его совершившего, от административной ответственности  и ограничится устным замечанием. Несмотря на то, что подобное устное замечание делается в результате совершения правонарушения, его нельзя отождествлять с предупреждением  как мерой наказания. Устное замечание  не является наказанием и не влечет неблагоприятных правовых последствий. Это мера морального воздействия.

Постановление о назначении административного  наказания в виде предупреждения исполняется судьей, органом, должностным  лицом, вынесшими постановление, путем  вручения или направления копии  этого постановления физическому  лицу или законному представителю  юридического лица, в отношении которых  оно вынесено 

Административный штраф  – это денежный начет на физическое или юридическое лицо, совершившее административное правонарушение. Будучи наказанием имущественного характера, он является достаточно эффективной и наиболее распространенной мерой принудительного воздействия и может применяться только в качестве основного административного наказания. Административный штраф предусматривается практически всеми статьями Особенной части КоАП РФ и соответствующими статьями законов субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административный  штраф может выражаться в величине, кратной:

  • стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения;
  • сумме неуплаченных и подлежащих уплате на момент окончания или пресечения административного правонарушения налогов, сборов или таможенных пошлин;
  • сумме незаконной валютной операции;
  • сумме денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании;
  • сумме валютной выручки, не проданной в установленном порядке;
  • сумме денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета в уполномоченных банках;
  • сумме денежных средств, не возвращённых в установленный срок в Российскую Федерацию;
  • сумме неуплаченного административного штрафа;
  • сумме выручки правонарушителя от реализации товара (работы, услуги), на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год, предшествующий году, в котором было выявлено административное правонарушение, либо за предшествующую дате выявления административного правонарушения часть календарного года, в котором было выявлено административное правонарушение, если правонарушитель не осуществлял деятельность по реализации товара (работы, услуги) в предшествующем календарном году.

          Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.

Размер  административного штрафа, налагаемого  на граждан не может превышать  пяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 года, — пятидесяти тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, 20.2, 20.2.2, 20.18, частью 4 статьи 20.25 — трехсот тысяч рублей), на должностных лиц –  пятидесяти тысяч рублей (в случаях, предусмотренных статьёй 14.1.2 — ста тысяч рублей, а в случаях, предусмотренных статьями 5.38, частями 1-4 статьи 20.2, статьями 20.2.2, 20.18 — шестисот тысяч рублей), на юридических лиц – одного миллиона рублей (в случаях, предусмотренных статьями 14.40, 14.42 — пяти миллионов рублей).

Однако  административный штраф за нарушение  должностными лицами и юридическими лицами законодательства Российской Федерации  о внутренних морских водах, территориальном  море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне РФ, антимонопольного, таможенного, валютного законодательства Российской Федерации о естественных монополиях, о рекламе, об охране окружающей природной среды, о государственном  регулировании производства и оборота  этилового спирта, алкогольной продукции  и спиртосодержащей продукции, о  противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма может  быть установлен с превышением указанных  размеров. В этих случаях административный штраф не может превышать для  должностных лиц шестисот тысяч рублей, а для юридических лиц – пяти миллионов рублей.

Размер  административного штрафа, исчисляемого исходя из стоимости предмета административного  правонарушения, а также исходя из суммы неуплаченных налогов, сборов, не может превышать трехкратного размера стоимости соответствующего предмета, сумме неуплаченных налогов, сборов.

Сумма административного  штрафа подлежит зачислению в бюджет в полном объеме в соответствии с  законодательством Российской Федерации. Бюджетным кодексом РФ штрафы рассматриваются  как виды неналоговых доходов  бюджетов. Согласно Бюджетному кодексу  РФ, штрафы подлежат зачислению в местные  бюджеты по месту нахождения органа или должностного лица, принявшего решение о наложении штрафа, если иное не предусмотрено самим Бюджетным  кодексом РФ и иными законодательными актами Российской Федерации7. С учетом данного положения реально суммы административных штрафов в основном зачисляются в местные бюджеты, однако применяются и другие схемы.

Административный  штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления постановления о наложении административного  штрафа в законную силу либо со дня  истечения срока отсрочки или  срока рассрочки. Сумма административного  штрафа вносится или перечисляется  лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк или иную кредитную организацию (за исключением  случаев, когда штраф взимается  на месте совершения физическим лицом  административного правонарушения).

При отсутствии самостоятельного заработка у несовершеннолетнего  административный штраф взыскивается с его родителей или иных законных представителей.

Копию документа, свидетельствующего об уплате административного  штрафа, лицо, привлеченное к административной ответственности, направляет судье, в  орган, должностному лицу, вынесшим постановление  о наложении штрафа. При отсутствии такого документа по истечении 30 дней с окончания срока уплаты штрафа судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие  материалы судебному приставу-исполнителю  для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством8.

Кроме того, судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о наложении административного  штрафа, принимают решение о привлечении  лица, не уплатившего штраф, к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 20.25. КоАП РФ.

Если  административный штраф взимается  на месте совершения физическим лицом  административного правонарушения (без составления протокола об этом правонарушении), такому лицу выдается постановление-квитанция, в которой  указываются:

  • дата ее выдачи;
  • должность, фамилия, инициалы должностного лица, назначившего административное наказание;
  • сведения о лице, привлеченном к административной ответственности;
  • статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение;
  • время и место совершения административного правонарушения;
  • сумма взыскиваемого административного штрафа.

Постановление-квитанция  составляется в двух экземплярах  и подписывается должностным  лицом, назначившим административное наказание, и лицом, привлеченным к  административной ответственности. В  случае неуплаты физическим лицом  административного штрафа на месте совершения административного правонарушения производство по делу об административном правонарушении осуществляется в общем порядке, предусмотренном КоАП РФ.

Напомню, что исключением является взимание административного штрафа без составления  протокола об административном правонарушении за нарушения в области дорожного движения. В этом случае постановление о назначении штрафа оформляется на месте совершения нарушения, а сумма штрафа вносится или перечисляется в банк или иную кредитную организацию.

Информация о работе Система административных наказаний