Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа
Цель работы – исследование компетенции, порядка формирования и направлений деятельности исполнительной власти в РФ.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие, состав, порядок формирования и основные направления деятельности Федеральных органов исполнительной власти;
2) рассмотреть состав, порядок формирования и направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) исследованы проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти.
Введение………………………………………………………………….……….3
Понятие и система органов исполнительной власти…...……...……….……….4
Органы и система исполнительной власти субъектов РФ ………………..…..13
Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти………………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………...………31
Список используемой литературы……………………………………...………..35
Уральский институт экономики управления и права
Кафедра уголовно-правовых дисциплин
Система органов исполнительной власти РФ
Контрольная работа
по дисциплине «Административное право»
Исполнитель:
студент группы Ю-101
Черепанов Евгений Александрович
Проверил
к.ю.н., доцент
Курган
2014
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Понятие и система органов исполнительной власти…...……...……….……….4
Органы и система исполнительной власти субъектов РФ ………………..…..13
Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной
власти………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы……………………………………...………
Введение
Исполнительная власть - эта особая тема, которая нуждается в серьезных исследованиях в рамках теории конституционного права современного государства. Однако, сегодня государство существует таким, каким оно сложилось, и оно обязано отвечать на зов общества, выполнять функции, без которых нарушается ход событий и нарастает угроза безопасности для общества. Этим и объясняется необходимость современного анализа состояния исполнительной власти в России и поиска путей решения «вечно новых проблем» в ее устройстве.
Исполнительная власть впервые была законодательно закреплена как самостоятельная ветвь государственной власти в ст.10, 11 и 110 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 г.
Реальные характеристики исполнительной власти отражают состояние государственности в данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовых методов разрешения социальных проблем.
Объект исследования – общественные отношения, возникающие в сфере организации и деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ.
Предмет исследования – органы исполнительной власти в РФ.
Цель работы – исследование компетенции, порядка формирования и направлений деятельности исполнительной власти в РФ.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть
понятие, состав, порядок формирования
и основные направления деятель
2) рассмотреть
состав, порядок формирования и
направления деятельности
3) исследованы
проблемы взаимодействия, существующие
в системе органов
Орган исполнительной власти - структурное подразделение государственного аппарата, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения властей с целью исполнения законов в процессе регулирования экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества.
Система органов исполнительной власти достаточно разнообразна, и, соответственно, различны критерии, по которым действующие органы исполнительной власти могут быть классифицированы:
1. По территориальному масштабу деятельности:
- федеральные органы исполнительной власти;
- органы исполнительной власти субъектов РФ.
2. По порядку образования:
- органы, формирование которых отнесено к ведению РФ (федеральные органы исполнительной власти, включая их территориальные органы);
- органы, формирование которых отнесено к ведению субъектов РФ.
3. По характеру компетенции:
- органы общей компетенции (осуществляют свои функции в отношении всех или широкого круга объектов по основным вопросам их деятельности);
- органы отраслевой компетенции (осуществляют свои функции в отношении порученных им сфер отраслевой деятельности);
- органы межотраслевой компетенции (по порученной им сфере деятельности координируют деятельность иных исполнительных органов);
- органы специальной компетенции (осуществляют различного рода разрешительные, контрольные, надзорные и регулятивные функции в различных сферах управленческой деятельности).
4. По порядку разрешения подведомственных вопросов:
- коллегиальные;
- единоначальные.
5. По способу создания:
- образуемые в установленном порядке;
- выборные.
6. По организационно-правовой форме:
- правительства;
- министерства;
- службы;
- агентства;
- администрации и мэрии;
- департаменты, главные управления, управления, комитеты, отделы - структурные подразделения органов исполнительной власти или самостоятельные органы управления в субъектах РФ.
Система органов исполнительной
власти - это юридически упорядоченная
внутренне согласованная совокупность
различных по своей организационно-правовой
форме органов, соподчиненных на основе
разделения компетенции между ними и образующих
интегрированное единство в процессе
реализации исполнительной власти на
всей территории Российской Федерации.
Эта система выступает как комплексное
образование, имеющее свою вертикальную
иерархическую структуру и горизонтальные
уровни и организующее на правовой основе
в соответствии с государственной политикой
повседневное оперативное управление
общественными процессами. Система органов
исполнительной власти в РФ образуется
и функционирует в соответствии с принципами
федерализма, сочетания централизации
и децентрализации, законности, гласности,
сочетания отраслевых, межотраслевых
и территориальных начал в государственном
управлении.
Понятие "система органов исполнительной
власти" характеризует организационное
построение исполнительной власти в Российской
Федерации. Она строится в соответствии
с конституционным разграничением полномочий
в этой сфере между РФ и субъектами Федерации.
Согласно Конституции (ст.ст. 71-73) деятельность
органов исполнительной власти осуществляется
в пределах ведения РФ, в пределах совместного
ведения РФ и субъектов Федерации и в пределах
самостоятельного ведения субъектов РФ.
К ведению РФ отнесено установление системы
федеральных органов исполнительной власти,
порядка их организации и деятельности,
формирование федеральных органов исполнительной
власти. В совместное ведение РФ и субъектов
Федерации входит установление общих
принципов организации системы органов
государственной власти.
Единая система исполнительной власти
в России образуется только в пределах
ведения РФ и полномочий Федерации по
предметам совместного ведения РФ и ее
субъектов (ст. 77 Конституции) . В этих пределах
правительства, министерства и ведомства
субъектов РФ находятся в отношениях иерархической
подчиненности с Правительством РФ и соответствующими
федеральными министерствами и ведомствами.
В субъектах Федерации федеральные органы
могут создавать свои территориальные
органы.
В свою очередь, органы исполнительной
власти субъектов Федерации по вопросам
исключительных полномочий, отнесенных
к их ведению, действуют самостоятельно,
независимо от федеральных органов исполнительной
власти и неподотчетны им. Субъекты РФ
самостоятельно устанавливают систему
органов исполнительной власти на своей
территории в соответствии с основами
конституционного строя РФ и общими принципами
государственного строительства, установленными
федеральными законами. Конституцией
РФ предусмотрено взаимное делегирование
полномочий между органами исполнительной
власти Федерации и субъектов РФ, осуществляемое
на практике на основе соответствующих
соглашений между ними.
В рамках федеральных органов исполнительной
власти можно выделить два уровня, которые
включают:
Государственная администрация представляет собой административный аппарат, непосредственно реализующий государственную политику, цели и приоритеты, определяемые в решениях руководящих органов исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством.
Вопрос о том, входит ли Президент
РФ в систему органов исполнительной власти
в научной и учебной литературе является
дискуссионным. Неопределенность правового
статуса Президента в системе разделения
властей порождена ст.ст. 10 и 80 Конституции
РФ, которые не относят этот орган ни к
одной из ветвей государственной власти.
Согласно одной точке зрения, он рассматривается
только как глава государства, стоящий
"над всеми ветвями" власти, и как
гарант всех конституционных институтов.
Считается, что Президент как глава государства
обладает полномочиями исполнительной
власти, но не входит в систему ее органов.
В соответствии со второй точкой зрения,
законодательная власть принадлежит парламенту,
судебная - судам, исполнительная - Правительству,
а Президент РФ наделен особой формой
власти - президентской.
Действительно, Президент РФ обладает
весьма обширными полномочиями, и конституционная
модель этого института соответствует
модели сильного Президента, принятой
во многих странах мира. Однако обе точки
зрения, ставящие Президента вне обозначенных
в Конституции РФ властей, противоречит
закрепленному принципу разделения властей.
Более корректной представляется третья
точка зрения, согласно которой Президент
РФ, формально являясь главой государства,
входит в то же время в систему исполнительной
власти и его можно рассматривать как
главу исполнительной власти. В соответствии
с этой точкой зрения, Конституция определяет
статус федерального Президента как "фактического
главы исполнительной власти".
Президент РФ осуществляет руководство
государственной администрацией как через
правительство, так и непосредственно.
В области исполнительной власти он наделен
широкими полномочиями, которые распространяются
на всю сферу государственного управления.
В соответствии с Конституцией (ст.ст.
80-90) и федеральными законами он определяет
внутреннюю и внешнюю политику страны,
создает органы исполнительной власти,
определяет содержание и важнейшие направления
деятельности ее системы. Президент назначает
(с согласия Государственной думы) и смещает
Председателя Правительства, единолично
назначает и смещает всех членов Правительства.
Он может председательствовать на заседаниях
Правительства, которое только ему подотчетно
и подконтрольно. Президент вправе отменять
акты Правительства РФ. Председатель Правительства
обязан систематически информировать
Президента о работе Правительства. Президент
напрямую руководит целым рядом ведомств
государственной администрации: более
чем 1/4 часть федеральных органов исполнительной
власти (16 из 58) находится в непосредственном
подчинении Президенту РФ .
Таким образом, даже этот не полный перечень
полномочий Президента в сфере исполнительной
власти дает основания считать главой
исполнительной власти РФ именно Президента
РФ, а не Председателя Правительства или
Правительство РФ в целом. Указания Президента
по всем вопросам государственного управления
обязательны для Правительства. Самостоятельность
и независимость Правительства РФ в руководстве
государственной администрацией допустима
лишь в тех пределах и до тех пор, пока
его курс отвечает программным установкам
Президента и определяемым им направлениям
внутренней и внешней политики.
Наличие широких полномочий
Президента РФ в сфере исполнительной
власти не означает, что Правительство
РФ обезличено. В пределах своей компетенции,
определенной Конституцией РФ и федеральными
законами, оно также осуществляет руководство
системой исполнительной власти, самостоятельно
решает отнесенные к его ведению вопросы
и несет полную ответственность за свои
действия. Статья 110 Конституции устанавливает,
что исполнительную власть РФ осуществляет
Правительство РФ, а ст. 1 Федерального
конституционного закона "О Правительстве
Российской Федерации" 1997 г . определяет
его как коллегиальный орган, возглавляющий
единую систему исполнительной власти
в РФ. Федеральные органы исполнительной
власти находятся в ведении Правительства
РФ, за исключением случаев обеспечения
конституционных полномочий Президента
РФ либо подведомственности Президенту
в соответствии с законодательными актами
Российской Федерации.
Правительство осуществляет руководство
министерствами и ведомствами действующими,
прежде всего, в экономической и социально-культурной
сферах. Оно полностью отвечает за формирование,
реализацию и результаты деятельности
исполнительной власти в этих сферах.
В то же время Президент непосредственно
руководит государственной администрацией,
осуществляющей управление в таких сферах,
как оборона, безопасность, внутренние
дела, иностранные дела, предотвращение
чрезвычайных ситуаций и ликвидация последствий
стихийных бедствий. Правительство вправе
лишь координировать деятельность этих
органов. Истоки такого разграничения
руководящих полномочий Президента и
Правительства заложены в ст.ст. 80, 83, 86,
87, 88 Конституции РФ и закреплены ст. 32
закона "О Правительстве Российской
Федерации" 1997 г.. Таким образом, в России,
как и во многих других полупрезидентских
республиках, существует дуализм (
Государственная администрация на федеральном уровне представлена
системой федеральных органов исполнительной
власти. Эта система включает совокупность
государственных институтов различных
организационно-правовых форм, виды которых
определены Указом Президента РФ "О
системе федеральных органов исполнительной
власти" от 14 августа 1996 г. № 1176. Содержание
этой системы раскрывается через конкретную
структуру ее организационных элементов,
т.е. через конкретный перечень органов
исполнительной власти различных организационно-правовых
форм, действующих в определенный период
времени. Эта структура может меняться
в зависимости от изменения целей и приоритетов
социально-экономического развития, государственной
политики в отношении отдельных отраслей
управления. Она определяется указами
Президента РФ о структуре федеральных
органов исполнительной власти. Такие
указы издавались в 1996, 1997, 1998 и 2000 гг. и
касались упразднения и реорганизации
отдельных министерств и ведомств и образования
новой структуры федеральных органов
исполнительной власти .
Органы федеральной государственной администрации,
образующие ее конкретную структуру, создаются
только с таким наименованием и статусом,
которые предусмотрены Указом Президента
РФ от 14 августа 1996 г. № 1176. В соответствии
с этим Указом на федеральном уровне действуют
органы исполнительной власти таких организационно-правовых
форм, как министерства РФ, государственные
комитеты, федеральные комиссии, федеральные
службы, российские агентства, федеральные
надзоры.
Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ