Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 12:58, контрольная работа
Цель работы – исследование компетенции, порядка формирования и направлений деятельности исполнительной власти в РФ.
В данной работе ставятся следующие задачи:
1) раскрыть понятие, состав, порядок формирования и основные направления деятельности Федеральных органов исполнительной власти;
2) рассмотреть состав, порядок формирования и направления деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ;
3) исследованы проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти.
Введение………………………………………………………………….……….3
Понятие и система органов исполнительной власти…...……...……….……….4
Органы и система исполнительной власти субъектов РФ ………………..…..13
Проблемы взаимодействия, существующие в системе органов исполнительной власти………………………………………………………………………………24
Заключение………………………………………………………………...………31
Список используемой литературы……………………………………...………..35
Территориальные органы создаются в сфере исключительного ведения Федерации и подчиняются только по вертикали своим ведомственным центральным органам.
В единую систему исполнительной
власти РФ наряду с федеральными органами исполнительной власти входят органы
исполнительной власти субъектов РФ в
пределах ведения РФ и полномочий Федерации
по предметам совместного ведения РФ и
ее субъектов. В этих пределах органы исполнительной
власти субъектов РФ образуют самостоятельный
горизонтальный уровень системы исполнительной
власти РФ. Принцип единства этой системы
предполагает, что в нее входят высшие
должностные лица - главы исполнительной
власти субъектов РФ. Это означает, что
их отношения с руководящими органами
федеральной исполнительной власти включают
элементы организационной подчиненности.
Они подчиняются федеральному Президенту
и федеральному Правительству по предметам
ведения РФ и совместного ведения Федерации
и ее субъектов.
В соответствии с Законом "Об общих
принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органах
государственной власти субъектов Российской
Федерации" 1999 г. (в ред. 2000 г.) Президент
РФ вправе отрешать от должности высшее
должностное лицо (руководителя высшего
исполнительного органа) субъекта Федерации.
Президент и Правительство Федерации
вправе контролировать осуществление
полномочий в сфере исключительного ведения
РФ, совместного ведения Федерации и ее
субъектов, равно как и полномочий, делегированных
субъектам РФ федеральными органами исполнительной
власти. Правительство РФ по предметам
совместного ведения Федерации и ее субъектов
координирует деятельность глав исполнительной
власти, правительств республик и администраций
иных субъектов Федерации. Цель этой координационной
деятельности - обеспечение единой государственной
политики в тех отраслях и сферах, где
это предусмотрено Конституцией РФ. В
то же время главы исполнительной власти
субъектов РФ действуют самостоятельно
в пределах компетенции и федеральные
органы не вправе вмешиваться в их оперативную
деятельность, осуществляемую в пределах
полномочий. Главы исполнительной власти
субъектов РФ осуществляют руководство
органами отраслевой и межотраслевой
компетенции, создаваемыми на уровне субъектов
Федерации (министерства, государственные
комитеты, комитеты, управления, департаменты
и т.д.). Главы этих ведомств и другие должностные
лица назначаются и освобождаются от должности
главой исполнительной власти субъектов
Федерации. Исключение составляют органы,
ведающие вопросами совместной компетенции
РФ и ее субъектов. Их руководители назначаются
соответствующим федеральным министром
по согласованию с главой исполнительной
власти субъекта РФ. Эти "совместные"
ведомства имеют двойное подчинение: по
вертикали (функциональное подчинение)
- центральному органу федеральной исполнительной
власти, который осуществляет общее методическое
руководство, а по горизонтали (линейное
подчинение) - главе исполнительной власти
субъекта РФ. По предметам исключительного
ведения субъекта Федерации ими создаются
органы исполнительной власти специальной
компетенции, которые подчиняются исключительно
главе исполнительной власти субъекта
Федерации и не входят в систему исполнительной
власти Российской Федерации.
Таким образом, в субъектах РФ система
органов исполнительной власти как бы
раздваивается. Часть из них относится
к общероссийской вертикали и к системе
органов субъектов Федерации, другая часть
органов исполнительной власти субъектов
РФ структурно выводится за рамки единой
исполнительной власти России, реализуемой
коллегиальным органом - Правительством
Российской Федерации.
Конституция РФ, исходя из принципа федерального устройства России, определила основные подходы к организации органов исполнительной власти в субъектах Федерации. Согласно ч. 2 ст. 11 и ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии с основами конституционного строя и общими началами, их организации, установленными федеральным законодательством. Эти начала в виде общих принципов сформулированы в Федеральном законе "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. К их числу относятся:
Конституция РФ и Закон "Об
общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов
РФ" закрепляют основополагающие начала
построения систем государственной власти
субъектов Федерации, гарантируя их определенное
единообразие. Однако они позволяют учитывать
специфику субъектов Федерации и тем самым
сочетать единство и разнообразие в организации
их законодательных и исполнительных
органов.
Полномочия субъектов Федерации по организации
собственной системы органов исполнительной
власти конкретизируются в их конституциях
и уставах. Содержание этих полномочий
составляют:
Системы органов исполнительной
власти субъектов Федерации в пределах
ведения РФ и совместного ведения РФ и
ее субъектов входят в единую систему органов исполнительной
власти в Российской Федерации. Принцип
единства исполнительной власти в РФ не
исключает разнообразия в устройстве
органов исполнительной власти в субъектах
Федерации. Это разнообразие обусловлено
не только историческими, национальными,
культурными и иными традициями, но и,
прежде всего, конституционно-правовыми
различиями в положении таких субъектов.
В организации исполнительной власти
республик - субъектов Федерации отражаются
специфические черты их конституционного
положения и особенностей развития. Основными
элементами их системы на уровне органов
общей компетенции являются чаще всего
единоличный орган - глава исполнительной
власти (Президент, председатель Правительства,
глава республики) и коллегиальный орган
- Правительство. На уровне органов государственной
администрации специальной компетенции
(отраслевых и межотраслевых) наиболее
распространенными организационно-правовыми
формами являются министерства, государственные
комитеты, комитеты, главные управления.
Наиболее типичными моделями, характеризующими организацию
исполнительной власти в республиках
- субъектах Федерации являются:
Организация исполнительной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах менее разнообразна, чем в республиках. Исполнительная власть в этих субъектах реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Его взаимоотношение с администрацией (правительством) субъекта РФ могут быть представлены тремя основными моделями:
Глава исполнительной власти (губернатор, глава администрации) по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входит:
Информация о работе Система органов исполнительной власти РФ