Состав и причины административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.
Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав
Указанные цели определяют задачи исследования:
1) раскрытие понятия административного правонарушения;
2) изучение признаков административного правонарушения;
3) анализ юридического состава административного правонарушения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3

1. Понятие и признаки административного правонарушения..................................................5

1.1 Понятие административного правонарушения....................................................................5
1.2 Признаки административного правонарушения................................................................10

2. Состав и причины административных правонарушений....................................................12
2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения...........................................................................................................................12
2.2 Юридический состав административного правонарушения.............................................15
2.3 Причины правонарушений и борьба с ними.......................................................................20

Заключение...................................................................................................................................23

Библиографический список........................................................................................................25

Файлы: 1 файл

Административное правонарушение понятие и его признаки (Автосохраненный).docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

5. Административные правонарушения  в промышленности, строительстве  и энергетике (глава 9, ст. 9.1-9.14). К ним, в частности, относятся: нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов; нарушение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений; нарушение требований нормативных документов в области строительства; нарушение правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов и радиоактивных веществ и ряд других.

6. Административные правонарушения  в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель (глава 10, ст. 10.1-10.14). Это, в частности: нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками; нарушение ветеринарно-санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства; сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных; проведение мелиоративных работ с нарушением проекта и др.

7. Административные правонарушения  на транспорте (глава 11, ст. 11.1-11.29). Они, в частности, включают такие правонарушения, как: действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; действия, угрожающие безопасности движения на железнодорожном транспорте; нарушение правил использования воздушного пространства; действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте; нарушение правил эксплуатации судов, а также управление судна лицом, не имеющим права управления, и ряд других.

8. Административные правонарушения  в области дорожного движения (глава 12, ст. 12.1-12.36). К ним относятся, в частности, такие правонарушения, как: управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке; управление транспортным средством с нарушением правил установки на нем государственных регистрационных знаков; управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения; нарушение правил установки на транспортном средстве устройств для подачи специальных световых или звуковых сигналов; управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена; нарушение правил применения ремней безопасности или мотошлемов; превышение установленной скорости движения и другие правонарушения в данной области.

9. Административные правонарушения  в области связи и информации (глава 13, ст. 13.1-13.24). Это, в частности: самовольные установка или эксплуатация узла проводного вещания; самовольное подключение к сети электрической связи оконечного оборудования; нарушение правил охраны линий или сооружений связи; использование несертифицированных средств связи либо предоставление несертифицированных услуг связи и ряд других.

10. Административные правонарушения  в области предпринимательской  деятельности (глава 14, ст. 14.1-14.25). К данному виду относятся, в частности, следующие правонарушения: осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена; нарушение законодательства о рекламе; продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением санитарных правил; продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин; обман потребителей и другие правонарушения.

11. Административные правонарушения  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг (глава  15, ст. 15.1-15.26). Этот вид правонарушений включает в себя, в частности, такие правонарушения, как: нарушение сроков представления налоговой декларации; непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля; нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций; невыполнение обязанностей по контролю за соблюдением правил ведения кассовых операций; нарушение срока постановки на учет в налоговом органе и ряд других.

12. Административные правонарушения  в области таможенного дела (нарушения  таможенных правил) (глава 16, ст. 16.1-16.22). Это, в частности: незаконное перемещение товаров и (или) транспортных средств через таможенную границу Российской Федерации; перемещение товаров и (или) транспортных средств с несоблюдением мер по защите экономических интересов Российской Федерации и других запретов и ограничений; неуведомление при ввозе товаров и (или) транспортных средств о пересечении таможенной границы Российской Федерации; нарушение режима зоны таможенного контроля и другие правонарушения.

13. Административные правонарушения, посягающие на институты государственной  власти (глава 17, ст. 17.1-17.13). К ним, в частности, относятся: невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы, воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава, воспрепятствование явке в суд народного или присяжного заседателя, невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации, а также ряд других правонарушений в данной области.

14. Административные правонарушения  в области защиты Государственной  границы Российской Федерации  и обеспечения режима пребывания  иностранных граждан или лиц  без гражданства на территории  Российской Федерации (глава 18, ст. 18.1-18.14). Среди правонарушений данного вида можно назвать, в частности, нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; нарушение пограничного режима в пограничной зоне; нарушение пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации; нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также другие правонарушения в данной области.

15. Административные правонарушения  против порядка управления (глава  19, ст. 19.1-19.25). Это, в частности: самоуправство, умышленное повреждение или срыв печати (пломбы); неповиновение законному распоряжению сотрудника милиции, военнослужащего либо сотрудника органов уголовно-исполнительной системы; неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль); непредставление сведений (информации), а также другие правонарушения.

16. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок  и общественную безопасность (глава  20, ст. 20.1-20.27). К ним относятся, в частности: мелкое хулиганство; нарушение установленного порядка организации либо проведение собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования; пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики; нарушение требований пожарной безопасности; нарушение требований режима чрезвычайного положения; нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему; стрельба из оружия в не отведенных для этого местах, а также ряд других.

17. Административные правонарушения  в области воинского учета  (глава 21, ст. 21.1-21.7). Это, в частности: непредставление в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет; неоповещение граждан о вызове их по повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет; неисполнение гражданами обязанностей по воинскому учету; уклонение от медицинского обследования; умышленные порча или утрата документов воинского учета, а также другие правонарушения.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие и признаки  административного правонарушения

1.2. Признаки административного правонарушения

 

Понятия административного  правонарушения позволяет выделить три его признака: противоправность, виновность, наказуемость деяния.

Противоправность означает, что совершением данного деяния (действия или бездействия) обязательно  нарушены нормы права. Никакое деяние не может быть признано административным правонарушением и за его совершение не может наступить административная ответственность, если при этом не были нарушены нормы права.

Виновность деяния подразумевает, что оно совершено при наличии  вины. Отсутствие вины ни в коем случае не позволяет считать данное деяние (пусть даже и противоправное) административным правонарушением. Вина физического  лица бывает в двух формах: в форме  умысла и в форме неосторожности. Виновность деяния свидетельствует, что  оно совершено либо умышленно, либо по неосторожности.

Административное правонарушение совершается умышленно, если лицо сознает  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидит его вредные  последствия и желает наступления  таких последствий или сознательно  их допускает либо относится к  ним безразлично. В первом случае умысел является прямым, поскольку  лицо желает наступления вредных  последствий. Во втором и третьем  случаях умысел косвенный, так как  лицо прямо не желает наступления  вредных последствий, но сознательно  допускает их наступление либо относится  к этим последствиям безразлично.

Умышленным правонарушением, совершенным с прямым умыслом, признается, например, проезд водителя на запрещающий  сигнал светофора (ст. 12.12 КоАП РФ), когда  он видел этот сигнал, но очень торопился  и не стал останавливать транспортное средство. Примером умышленного правонарушения, совершенного с косвенным умыслом, служит случай, когда водитель не разобрался, какой сигнал светофора горит (положим, из-за яркого солнца, светившего в глаза), и, сознательно допуская, что едет на запрещающий сигнал светофора, или  вообще относясь к этому факту  безразлично, проехал на красный  свет, хотя прямо наступления вредных  последствий не желал.

Случай, когда водитель подъехал к перекрестку на большой скорости, рассчитывая успеть остановить автомобиль при сигнале, запрещающем движение, но не сумел этого сделать и  выехал на перекресток на красный  свет, -- типичный пример неосторожного  правонарушения, совершенного по легкомыслию (самонадеянности). Если же, отвлекшись от дороги, водитель проехал на красный  свет (хотя не предвидел возможности  такой ситуации, поскольку не знал участка дороги, не знал, что там  установлен светофор), имеет место  неосторожное правонарушение в форме  небрежности. Водитель должен был и  мог предвидеть вредные последствия  своей невнимательности и не имел права ослаблять внимание.

Наказуемость деяния означает, что за совершение данного действия (бездействия) физического или юридического лица либо КоАП РФ, либо законами субъектов  РФ об административных правонарушениях  обязательно должна быть установлена  именно административная ответственность.

Дело в том, что за очень  многие умышленные или неосторожные противоправные деяния предусмотрена  не административная, а иная ответственность, например дисциплинарная. К сожалению, имеется также достаточно примеров, когда за совершение противоправного  деяния законодательством не предусмотрена  никакая ответственность. В подобных случаях деяние, несмотря на его  противоправность и виновность, не может быть признано административным правонарушением.

В юридической литературе обычно выделяют четыре признака административного  правонарушения. Три из них, как уже  указывалось выше, заложены в определении  административного правонарушения, имеющемся в законодательстве. Четвертый  признак характеризует негативное воздействие административного  правонарушения на конкретные общественные отношения, и ситуация с ним является несколько более сложной. В отличие от понятия преступления (ч. 1 ст. 14 УК РФ), при определении административного правонарушения законодатель не посчитал необходимым использовать признак общественной опасности.

Представляется все же, что любое административное правонарушение обладает признаком общественной опасности, т.к. нарушение конкретных общеобязательных правил обычно создает опасность  наступления крайне негативных для  общества последствий. Особенность  административных правонарушений заключается  в том, что совершение большинства  из них обычно не влечет наступления  непосредственно этих последствий, а лишь создает такую угрозу. Вместе с тем сами эти последствия  таковы, что в случае их наступления  могут причинить даже больший  вред, чем многие уголовные преступления. Совершенно очевидно, например, что  совершение таких правонарушений, как: "нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде" (ст. 6.5 КоАП РФ); "сокрытие или искажение  экологической информации" (ст. 8.5 КоАП РФ); "нарушение правил пожарной безопасности на железнодорожном, морском, внутреннем водном или воздушном  транспорте" (ст. 11.16 КоАП РФ), может  повлечь причинение вреда жизни  и здоровью сотням и тысячам людей. Поэтому отрицание общественной опасности административных правонарушений не основывается на реально существующей ситуации.5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Состав и причины административных правонарушений