Состав и причины административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2013 в 19:16, курсовая работа

Описание работы

Предметом данной курсовой работы выступает административное правонарушение.
Цель данной курсовой работы состоит как в рассмотрении понятие административного правонарушения, его признаки и состав
Указанные цели определяют задачи исследования:
1) раскрытие понятия административного правонарушения;
2) изучение признаков административного правонарушения;
3) анализ юридического состава административного правонарушения.

Содержание работы

Введение.........................................................................................................................................3

1. Понятие и признаки административного правонарушения..................................................5

1.1 Понятие административного правонарушения....................................................................5
1.2 Признаки административного правонарушения................................................................10

2. Состав и причины административных правонарушений....................................................12
2.1 Проблема закрепления в законодательстве понятия состава административного правонарушения...........................................................................................................................12
2.2 Юридический состав административного правонарушения.............................................15
2.3 Причины правонарушений и борьба с ними.......................................................................20

Заключение...................................................................................................................................23

Библиографический список........................................................................................................25

Файлы: 1 файл

Административное правонарушение понятие и его признаки (Автосохраненный).docx

— 62.79 Кб (Скачать файл)

Данный аспект объективной  стороны носит квалифицирующий  характер, от которого зависит степень  общественной опасности проступка  виновного лица, и зачастую влияет на назначение более сурового наказания.

«Противоправность, негативные последствия и причинно-следственная связь в своей совокупности являются элементами объективной стороны  любого состава правонарушения, и, в  частности, административного, независимо от того, "простое" оно или длящееся. Поэтому данные элементы можно назвать  постоянными или основными».11

Субъектами административного  правонарушения являются физические и  юридические лица.

Все субъекты административного  правонарушения могут быть разделены  на три группы: общие, специальные  и особые. При этом в различных  ситуациях один и тот же субъект  может быть и специальным, и особым (это относится, например, к должностным  лицам).

Общим субъектом административного  правонарушения является совершеннолетний гражданин Российской Федерации. Ответственность  таких субъектов наступает по общим правилам, без каких-либо особенностей.

В административном праве  термином "гражданин" обозначается лицо (человек), не состоящее с органом  государственного управления в трудовых или государственно-служебных отношениях. В то же время следует иметь  в виду, что в сфере административно-правового  регулирования различается правовое положение граждан РФ, иностранных  граждан и лиц без гражданства.

Административной ответственности  подлежит лицо, достигшее к моменту  совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет (ч. 1 ст. 2.3 КоАП РФ). Однако общим субъектом  административной ответственности  будет являться гражданин Российской Федерации, достигший возраста не 16, а 18 лет, т.к. лица в возрасте от 16 до 18 лет считаются несовершеннолетними  и относятся к особым субъектам  административной ответственности.

Специальным субъектом административного  правонарушения является лицо, которое  специально указано в качестве субъекта административной ответственности  в конкретной статье КоАП РФ или  закона субъекта Российской Федерации  об административной ответственности. Так, например, правонарушение, предусмотренное  ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ: невыполнение капитаном  судна морского, внутреннего водного  плавания или другого плавучего  средства правил регистрации в судовых  документах операций с веществами, вредными для здоровья людей или  для живых ресурсов моря, других водных объектов, либо со смесями, содержащими  такие вещества свыше установленных  норм, а равно внесение в судовые  документы неверных записей об этих операциях", может быть совершено  только капитаном судна, который  и будет являться специальным  субъектом в данной ситуации. Никакое  другое лицо к административной ответственности  за правонарушение, предусмотренное  ч. 1 ст. 8.16 КоАП РФ, привлечено быть не может. Специальными субъектами являются водители, родители несовершеннолетних лиц, работодатели, таможенные брокеры и т.д.

Особыми субъектами административного  правонарушения являются лица, привлечение  к ответственности которых характеризуется  какими-либо особенностями. Таковыми выступают, в частности, несовершеннолетние, иностранные  граждане и лица без гражданства, военнослужащие и иные лица, имеющие  специальные звания, и т.п.

Субъективная сторона  административного правонарушения представляет собой вину и может  выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Вина - это психическое отношение  правонарушителя к совершенному общественно опасному, противоправному  действию или бездействию и наступившему результату. КоАП РФ выделяет две формы  вины: умысел и неосторожность (ст. 2.2).

Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало  противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные  последствия и желало наступления  таких последствий, или сознательно  их допускало, либо относилось к ним  безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных  последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований  самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких  последствий, хотя должно было и могло  их предвидеть.

Традиционная концепция  вины как психического отношения  лица к совершенному им деянию малоприменима  к определению виновности юридических  лиц. Юридическое лицо является абстрактной  конструкцией, а не реально существующим субъектом, поэтому как таковое  не осуществляет никакой психической  деятельности.

В связи с этим в научной  литературе и в нормативных документах предлагались различные подходы  к определению вины юридических  лиц. Так, распространенным является понимание  вины юридических лиц как психологического отношения к содеянному коллектива, определяемого по доминирующей воле в этом коллективе.

В науке административного  права имеет место и иной подход к вине юридического лица. Он основан  на приоритете объективного аспекта  в деятельности юридического лица. При таком рассмотрении вина юридического лица определяется как "комплекс негативных элементов, характеризующихся дезорганизацией  деятельности юридического лица, непринятием  им необходимых мер для надлежащего  исполнения возложенных на него обязанностей, неприложением требуемых усилий для предупреждения правонарушений и устранения их причин".12

Эта концепция оказалась  положена в основу законодательного определения вины, данного в ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ: юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Суть данного подхода  заключается в определении реальной возможности или невозможности  для юридического лица соблюсти те нормы и правила, за нарушение  которых и установлена административная ответственность.

Положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, предусматривающие основания, при обязательном наличии которых юридическое лицо может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, направлены на обеспечение действия презумпции невиновности (ст. 1.5 КоАП РФ) и имеют целью исключить возможность привлечения юридических лиц к административной ответственности при отсутствии их вины.

Несмотря на указание в  КоАП РФ на необходимость установления вины юридических лиц для привлечения  их к ответственности, проблему все  же трудно считать решенной. Совершенно очевидно, что такие формулировки, как "имелась возможность для  соблюдения правил и норм", не были приняты все зависящие от него меры", носят оценочный характер и оставляют широкий простор  для усмотрения правоприменителя. Это, собственно, и было подтверждено Конституционным  Судом Российской Федерации в  том же Определении от 21 апреля 2005 г.: установление того, имелась ли у  юридического лица возможность для  соблюдения норм и правил, за нарушение  которых предусмотрена административная ответственность, и были ли приняты  все зависящие от него меры по их соблюдению, а также проверка доказательств, свидетельствующих о наличии  или отсутствии его вины (умышленной или неосторожной), связаны с исследованием  фактических обстоятельств дела, что является прерогативой судов  общей и арбитражной юрисдикции и не входит в компетенцию Конституционного Суда РФ, определенную ст. 125 Конституции  РФ.

Фактически практика применения нормы, содержащейся в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, в настоящее время достаточно противоречива, причем не только должностные  лица органов исполнительной власти, но и суды в схожих ситуациях нередко  принимают противоположные решения.

На необходимость выяснения  виновности лица в совершении административного  правонарушения обращает внимание Высшего  Арбитражного Суда РФ п. 16 Постановления  Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых  вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях".

В соответствии с п. 16 Постановления  выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании: данных, зафиксированных в протоколе  об административном правонарушении; объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности соблюдения соответствующих правил и норм, о  принятии всех зависящих от него мер  по их соблюдению; а также на основании  иных доказательств, предусмотренных  ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд  не вправе указывать в судебном акте на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном  правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится  к его компетенции. Следовательно, исходя из принципа состязательности и равноправия, закрепленного в  ст. 123 Конституции РФ, органы и должностные  лица при привлечении юридического лица к административной ответственности  обязаны выяснить наличие вины в  его действиях, а не автоматически  переносить вину работника на юридическое  лицо.

Между тем в ряде случаев  они именно так и поступают, несмотря на попытки юридических лиц доказать, что правонарушение было вызвано  исключительно в силу несоблюдения работником данного юридического лица своих обязанностей.

Так, ООО пыталось оспорить постановление о привлечении  к административной ответственности  по ч. 3 ст. 14.16 КоАП РФ. В обоснование  доводов об отсутствии своей вины в совершении правонарушения оно  сослалось на то, что продавец ознакомлен со своей должностной инструкцией  и, в соответствии с приказом, на него возложена обязанность проверить  документы, подтверждающие легальность  оборота алкогольной продукции  в торговой точке. При рассмотрении заявлений арбитражные суды принимали  доводы юридических лиц, указывающих  на наличие должностной инструкции, приказа о возложении на должностное  лицо или работника обязанности  по соблюдению требований, установленных  законодательными актами. В отдельных  случаях арбитражные суды принимали  во внимание изложенные в заявлениях доводы, в других - отклоняли их как  несостоятельные.13

В субъективную сторону административного  правонарушения, помимо вины, могут  входить и другие элементы, в частности  мотив и цель правонарушения. В  отличие от вины, наличие их обычно не является обязательным. В то же время  можно привести примеры, когда для  признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы  оно было совершено не только виновно, но и с определенной целью или  при наличии определенного мотива. Так, например, ст. 13.10 КоАП РФ предусматривает  ответственность за изготовление заведомо поддельных государственных знаков почтовой оплаты или международных  ответных купонов только в целях  сбыта. То есть если данная цель отсутствовала, привлечь лицо к административной ответственности  невозможно. В приведенном примере  цель является обязательным элементом  субъективной стороны состава административного  правонарушения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Причины правонарушений  и борьба с ними

 

Правонарушения – явления  для общества крайне нежелательные. Поэтому общество стремится к  их ликвидации. Для успешной борьбы с правонарушениями необходимо знать  их причины – те обстоятельства, наличие которых обусловливает  существование правонарушений.

Над причинами правонарушений и путями их устранения философы и  юристы задумывались давно, однако и  в настоящее время эта проблема далеко от своего разрешения. Попробую, тем не менее, обозначить самые общие  подходы к данному вопросу.

Правонарушения чрезвычайно  разнообразны как по видам, так и  по тяжести последствий, мотивам  совершения и т.д. Вместе с тем  они имеют общие признаки, что  даёт возможность исследовать не только отдельные виды правонарушений, но и всю их совокупность, изучать  причины их совершения и бороться с ними. Однако существует только одна наука, изучающая наиболее общественно-опасный  вид правонарушений, преступления: криминология. Что же касается анализа  всей совокупности правонарушений в  обществе, то нет не только специальной  науки (хотя есть отдельные работы), но и термина, обозначающего эту  совокупность, подобного понятию  «преступность», обозначающего совокупность совершающихся в данном обществе преступлений. Предлагаются термины  «деликтность», «правонарушаемость», «совокупность правонарушений», но ни один из них в литературе пока не утвердился. Поэтому следует иметь  в виду, что когда мы говорим  о причинах правонарушений и способах борьбы с ними, мы пользуемся преимущественно  данными криминологии.

В настоящее время в  криминологии существует огромное количество школ, различным образом объясняющих  причины преступности. Однако нет  единой, признаваемой большинством учёных точки зрения на многие ключевые вопросы. Условно все криминологические  учения о причинах преступного поведения  можно разделить на две большие  группы. Это социологические и  биосоциальные теории причин преступности.

Социологические теории причин преступности объясняют преступное поведение как результат действия различных социальных, т.е. находящихся  в обществе, факторов. Так, к примеру, сторонники теории «дифференциальной  ассоциации» (или многообразия связей) утверждают, что преступление –  процесс и результат «обучения» личности в микрогруппах: в семье, на улице, в трудовом коллективе и  т.д., если в контактах с учётом их частоты и длительности преобладают  антиобщественные взгляды или виды поведения.14

Биосоциальные теории причин преступности в качестве факторов, порождающих преступное поведение, указывают прежде всего на особенности  психики человека. Последователи  известного психоаналитика З. Фрейда говорят  о том, что человек с рождения биологически обречён на борьбу глубинных  антисоциальных инстинктов (агрессивных, половых, страха) с моральными установками  личности. Лица, не сумевшие удержать подсознательные  антисоциальные стремления, и совершают  преступления. Теории наследственности объясняют существование преступности заложенной в хромосомах программой предрасположения к антисоциальному  поведению, передаваемой по наследству. Сторонники теории конституционального  предрасположения утверждают, что антисоциальное поведение человека обусловлено  физиологической конституцией человека, так как есть связь между физиологическими особенностями и психологическими чертами личности. Это современной  вариант антропологической школы  в криминологии, основателем которой  был Ч. Ломброзо.

Информация о работе Состав и причины административных правонарушений