Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2012 в 18:36, курсовая работа
Коррупция является постоянным спутником государственных институтов власти, уходящим в глубину веков. Как социально-негативное явление в обществе, коррупция существовала всегда, как только формировался управленческий аппарат, и была присуща всем государствам в любые периоды их развития. Понятие коррупции далеко выходит за рамки простого взяточничества. Под коррупцией следует понимать использование государственными, муниципальными и иными публичными служащими, либо служащими коммерческих или иных организаций своего статуса для незаконного получения каких-либо преимуществ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера), либо предоставление таких преимуществ.
· создание службы юридической защиты жертв коррупции, включающей постоянно действующие «горячие линии»;
· информирование общественности о ходе реализации антикоррупционной программы;
· организация взаимодействия с институтами гражданского общества в сфере борьбы с коррупцией.
Важно, чтобы методы работы такого органа служили образцом того, что должно внедряться по мере реализации антикоррупционной программы: прозрачность, конкурсность, высокий административный и профессиональный уровни, использование антикоррупционных механизмов и т.п.
Эффективное подключение общественности к борьбе с коррупцией может быть обеспечено созданием Общественного агентства по борьбе с коррупцией, в которое вошли бы представители наиболее значимых общественных организаций, занятых борьбой с коррупцией. В функции этого органа могли бы входить:
· выработка единой политики общественных организаций;
· координация активности общественных организаций;
· общественный контроль над деятельностью Агентства по борьбе с коррупцией и над реализацией антикоррупционной программы;
· подготовка и реализация антикоррупционных соглашений между корпоративными ассоциациями и органами власти;
· работа с населением в рамках антикоррупционной программы.
Следует учитывать, что создание подобной структуры – не веяние политической моды, а одно из необходимых условий успешной реализации антикоррупционной программы.
3.3 Антикоррупционные меры в
функционировании властных
Перечислим конкретные меры для ликвидации очевидных недостатков функционирования властных институтов, напрямую способствующих коррупции. Эти меры должны осуществляться совместно с реализацией общих мер. Только тогда можно надеяться, что изменения не будут носить косметического характера.
Первой задачей является ослабление
влияния коррупции на политику. Необходимо
уменьшить влияние коррупции
на процесс выборов. Борьба за чистоту
и прозрачность выборных процедур,
прежде всего - финансирования избирательных
кампаний, абсолютно прагматична. Ее
цель - предотвратить возможность
шантажа политиков после
Для этого необходимо пересмотреть нынешние выборное законодательство и практику, с тем, чтобы решить следующие задачи:
· повысить государственный и общественный контроль над выборными процедурами;
· увеличить допустимый размер избирательных фондов, приведя его в соответствие с реальными затратами на проведение избирательных кампаний;
· разрешить заблаговременно формировать партийные или избирательные фонды для сбора взносов граждан (за три месяца сформировать значительные фонды из подобных взносов нереально, поэтому кандидаты часто идут в обход закона);
· ужесточить контроль над соблюдением порядка финансирования избирательных кампаний, наказания за соответствующие нарушения должны быть не меньшими, чем наказания за нарушения традиционных экономических «правил игры»;
· повысить роль и независимость системы избирательных комиссий, одновременно увеличив их прозрачность для общественного контроля[15].
Еще одной серьезной составляющей антикоррупционной политики является уменьшение влияния коррупции на деятельность законодательных органов. Для этого надо упростить процедуры привлечения депутатов к уголовной ответственности. Понадобится ужесточить контроль за процедурной стороной законотворчества. Очень важен усиленный общественный контроль за деятельностью законодательных органов.
Нередко коррупция в законодательных
органах используется для пополнения
партийных касс. Поэтому на более
поздних стадиях целесообразно
ввести общепринятую практику финансирования
парламентских партий из государственного
бюджета, сопрягая это с увеличением
контроля государства за деятельностью
партий в рамках Конституции и
законов страны. Способы и источники
финансирования политических организаций
и политических акций должны быть
абсолютно прозрачны для
Необходимо стимулировать
Коррумпированность
· повышение заработный платы в первую очередь работников правоохранительных органов (к этой категории целесообразно относить, естественно, налоговые и таможенные службы). В дальнейшем их содержание должно превосходить содержание работников «гражданских служб»;
· повышение уровня технического обеспечения правоохранительных органов, внедрение современных информационных технологий;
· кадровое обновление правоохранительных органов, сопряженное с сокращением численности Вооруженных Сил страны при условии развертывания сети переподготовки увольняемых в запас военнослужащих, которые должны пополнять ряды правоохранительных органов;
· создание под эгидой Генеральной прокуратуры Российской Федерации межведомственного научного и учебного центра. В его задачи должны входить анализ и обобщение опыта работы правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и переподготовка кадров, занятых решением этой проблемы в различных ведомствах (включая внутренние службы безопасности);
· разработка и выпуск новой специальной и учебной литературы по борьбе с коррупцией для юридических вузов и факультетов;
· организация стажировок российских специалистов в странах, в которых были успешно реализованы программы борьбы с коррупцией.
Поскольку государственная служба
сопряжена с повышенной ответственностью,
необходимо для определенных категорий
должностных лиц и для
Чрезвычайно слабо сейчас используются антикоррупционные возможности судов. В первую очередь это касается гражданского судопроизводства, специфика которого по сравнению с уголовным делает его более эффективным инструментом борьбы с коррупцией. Необходимо распространять практику применения гражданских исков со стороны государства против чиновников, уличенных в коррупции, и со стороны фирм против своих конкурентов, если последние коррупционными действиями нанесли ущерб потерпевшим. Возможно, понадобится внести соответствующие поправки в Гражданский кодекс.
Главная задача - поставить обе
стороны коррупционных сделок в
условия повышенного риска
Каждому ведомству присуща определенная
специфика, свои структура коррупционных
преступлений и методы их осуществления.
Для каждого из них следует
с привлечением сторонних специалистов
разрабатывать специфические
Ведомственные антикоррупционные
программы могут содержать
· введение практики периодического перевода чиновников на новое место работы внутри ведомства или на сходное место работы в другом ведомстве (издержки на переобучение в любом случае меньше потерь от коррупции);
· повышение эффективности контроля нижестоящих чиновников вышестоящими с помощью введения рандомизированных схем контроля и переноса акцента с формального контроля за исполнением на контроль соответствия действий подчиненного поставленным задачам;
· усиление контроля и мер ответственности за проволочки при работе с гражданами;
· уменьшение дефицита доступа к государственным услугам;
· обеспечение специального режима работы офисов по приему граждан (информирование о правах граждан, обязанностях чиновников, введение технологий, ускоряющих работу)[16].
Одна из основных задач разработки
и реализации ведомственных
Необходимо ввести практику периодического
обновления ведомственных
К этой же сфере относится ревизия зараженных коррупцией государственных экономических и социальных программ. Цель – одни отменить, другие пересмотреть и изменить механизмы реализации. Одновременно должны вводиться новые процедуры разработки, утверждения и реализации государственных программ. Эти новые процедуры должны включать в себя антикоррупционные принципы и механизмы.
Наибольшее внимание необходимо уделить
законодательным мерам
Это значит, что реализация антикоррупционной программы по перечисленным выше направлениям должна подкрепляться подготовкой и принятием ряда законодательных актов, охватывающих разные сферы регулирования, среди которых могут быть:
· закон о лоббизме;
· закон об ответственности за легализацию преступных доходов;
· закон о конфискации имущества и доходов, приобретенных в результате незаконных сделок (существует опыт применения подобного законодательства в Италии);
· закон о государственном контроле над соответствием крупных расходов на потребление декларированным доходам;
· закон о декларировании доходов и имущества высшими должностными лицами и государственными служащими. Задача этого закона – охватить механизмом декларирования судей и избираемых членов законодательных органов разных уровней наряду с чиновниками;
· дополнения в основы законодательства о государственной службе: введение ограничений для чиновников переходить на работу после увольнения с государственной службы в коммерческие организации, которые были ему прежде подконтрольны или были связаны с ним в соответствии с его компетенцией. Подобное ограничение должно распространяться и на лиц, избираемых в законодательные органы;
· дополнения в действующее законодательство, в результате которых будут признаваться недействительными сделки, договора, полученные от органов власти лицензии и разрешения, если установлено, что они обязаны своим появлением коррупционным действиям;
Особое направление
· распутывание противоречий и прояснение туманностей в действующем законодательстве, поскольку все это создает возможность для чиновного произвола и коррупции;
· «закрытие» многочисленных отсылочных норм в действующих законах;
· ревизия шкалы наказаний за коррупционные действия с учетом того, что часто завышенные наказания мешают доказательству преступлений;
· дифференцирование в Уголовном кодексе коррупционных действий;
· пересмотр шкал пошлин, штрафов и т.п. (слишком высокие штрафы так же неэффективны, как и слишком низкие, поскольку стимулируют уход от них с помощью взятки);
Важная роль в борьбе с коррупцией
принадлежит средствам массовой
информации. Их задача - не только информировать
общественность о конкретных случаях
коррупции, но и пропагандировать антикоррупционную
программу, сообщать об ее успехах, учить
граждан навыкам
Необходимо менять ситуацию с зависимостью
государственных СМИ
Информация о работе Современные методы противодействия коррупции в России