Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа деятельности на примере различных стран (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция) и Республики Беларусь.
В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие правительства и его разновидности;
• определить основные способы формирования правительства;
• исследовать основные полномочия правительства;
• проанализировать порядок формирования, состав и структура, полномочия правительства на примере отдельных государств, а именно Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция;
• изучить и проанализировать Правительство Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Правительство в системе исполнительной власти……………………………5
1.1 Институт правительства и его разновидности………………………………5
1.2 Способы формирования правительства…………………………………......9
1.3 Полномочия правительства…………………………………………………14
2 Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции……………………………...…17
2.1 Правительство Соединенных Штатов Америк...…………………….……17
2.2 Правительство Великобритании……………………………………………21
2.3 Правительство Франции…………………………………………………….24
3 Правительство Республики Беларусь…………………………………...……29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37
Приложение А Компетенция Советов Министров Республики Беларусь…..39
Приложение Б Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

правительство РБ.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

В  абсолютных  монархиях  правительство формирует  по  своему усмотрению монарх.  Иногда он берет  себе пост  премьер-министра и руководит некоторыми ведущими  министерствами,  но  чаще  он назначает  премьер-министром  лиц из царствующей семьи. В  таких  странах  как Саудовская Аравия, Катар, Кувейт в состав  правительства  назначаются  отдельные  технократы  и   "посторонние" богачи. Но количественно и по значимости они обычно уступают членам правящей семьи.   Премьер-министр   и  министры  несут  индивидуальную   коллективную ответственность  перед  королем.  Правительство  заседает  под  руководством короля, а премьер  председательствует только в отсутствие монарха.  Несмотря на то,  что  Совет министров - орган коллегиальный, решение обычно принимает монарх и правительство фактически никогда не выступает против его воли.

     В дуалистических  монархиях правительство также  формируется королем, но уже  с учетом расстановки сил в парламенте,  хотя  по конституции он  это не обязан  делать. В  этих  условиях  монарх нередко стремится  создать  "свою" партию  в  парламенте  и привлечь на  свою сторону  некоторые  "независимые" группировки.  При подборе министров монарх консультируется с лицом, которому он определил  должность премьер-министра, ответственность правительства чаще всего  индивидуальная:  король  увольняет  в отставку  лишь  тех  министров, работой  которых он недоволен,  но иногда заменяет и весь кабинет. Должность премьера монарх  берет  на себя очень  редко, считая, что это  "снижает" его высокое положение. Однако на деле именно король руководит правительством. Он вправе  принять любое решение, даже если против него выступят  все министры. Обычным следствием таких выступлений является  увольнение правительства  или соответствующего министра в отставку.

     Место и  роль правительства в парламентарных (конституционных) монархиях во  многом соответствует той  модели,  которая функционирует в  госмеханизме парламентарной  республики. В  монархиях,  таких  как Великобритания, Япония глава государства фактически  отстранен от активного участия в осуществлении государственной  политики.  Формально он  сохраняет  право назначения  главы правительства  и  министров, однако  занять эти посты могут только те  лица, которые располагают  поддержкой большинства парламента.  Правительство несет ответственность  за  свою  деятельность  только перед парламентом. В  случае выражения ему  вотума  недоверия, оно или уходит в  отставку, или распускает нижнюю  палату парламента.  Дискреционными полномочиями монарх  не обладает.

Его акты должны быть контрассигнованы главой правительства и соответствующим министром.

Несколько  сложнее  обстоит  дело  с  назначением  правительства  в  тех конституционных монархиях, где после выборов в парламент  ни  одна из партий не имеет в нем большинства. В таких случаях, которые часты в Дании, Бельгии, Нидерландах,  монарх  сначала  назначает  форматора  из  лидеров  какой-либо партии,  которая имеет шансы  вступить  в соглашение с  другой  или  другими партиями и создать коалиционное правительство. Форматор ведет переговоры и в зависимости от  их результатов либо становится премьером, либо отказывается от попыток создать правительство, и тогда король поручает эту миссию другому форматору.  При  неудаче  всех  попыток  создается  назначенное  королем   и одобренное    парламентское     "служебное"     ("деловое",    "чиновничье") правительство, задача которого  - в короткий срок (1-2 месяца) подготовить и провести  новые  выборы в парламент с тем, чтобы последний  создал настоящее правительство. Однако трудности повторяются и этом случае.

 В парламентарной республике (Австрия,  Италия,  ФРГ, Швейцария,  Индия) правительство  формируется  парламентом  и  несет перед ним ответственность.

Право  по формированию правительства  приобретает та  партия  или  коалиция, которая  имеет  большинство  мест  в  нижней  палате.  Порядок  формирования правительства не отличается большим разнообразием. Вначале назначается глава правительства,   который   представляет   парламенту   персональный   состав правительства. В некоторых странах кандидатуру  главы правительства выдвигает президент республики  (Италия,  ФРГ), но какого-либо  решающего значения это обстоятельство  не имеет. Правительство формируется  и функционирует во всех парламентарных республиках только при условии поддержки парламента.

 Согласно  конституции,  вся   полнота  власти  принадлежит   парламенту. Правительство должно строго следовать той  политике, которую он сформировал [8].

Но  фактически  в  политическом  механизме  доминирующее положение  занимает правительство, не только  опираясь на разветвленный аппарат исполнительной власти, но используя такой важный  механизм  как  партийная  дисциплина.  Фактически политическое руководство страной осуществляется правительством.  И только в тех  случаях, когда оно формируется  коалицией, роль парламента становится  выше  (Италия, Швейцария, Индия).

Не  изменяет  общей  картины   и  такой   институт   как   политическая ответственность   правительства    перед    парламентом.    В    большинстве парламентарных  республик вотум  недоверия,  обязывающий  правительство  или министра  уйти  в  отставку,   может  повлечь  за  собой  досрочный  роспуск парламента. Такая  увязка  логически обосновывается тем обстоятельством, что парламент несет политическую ответственность за деятельность сформированного им  правительства.  Помимо  указанного фактора, слабость  такого  рычага как вотум  недоверия,  определяется  и усложненным  порядком  его  применения  в отдельных  странах.  Так,  например,  в  ФРГ  Бундестаг  должен одновременно ставить голосование два вопроса -  о недоверии канцлеру и выдвижении на этот пост другого лица ("конструктивный вотум  недоверия"). Президент не входит в правительство  и не может, как правило, влиять на  проводимый правительством политический курс. Это - одно из основных  отличий данной системы  правления от президентской.

     Президентская   республика  характеризуется   соединением  функций  главы государства  и  главы  правительства  в руках президента, который избирается непосредственно  населением  страны  (Венесуэла,  Коста-Рика,  Мексика)  или коллегией выборщиков (США, Мексика). Президент сам  формирует правительство, назначает   министров  и  смещает  их  с  должности.  Впрочем,  в  отдельных государствах назначение президента  должно получить одобрение верхней палаты парламента  (США).  Однако,  каким-либо  существенным  образом  повлиять  на формулирование   исполнительной власти  законодатели   не   в состоянии.   Это обстоятельство предопределяет  довольно  часто встречающуюся  в политической практике  США, Венесуэлы, Коста-Рики ситуацию "раздельного правления",  когда правительство формируется одной  партией, а  большинство в парламенте принадлежит  другой.

Правительства как  высшего  коллегиального органа  исполнительной власти   в известном значении этого  слова  в  президентской  республике  нет.  Вся  полнота  этой  власти принадлежит   президенту.   Он,   согласно   конституции,  осуществляет   ее единолично,  определяя не только  основные направления политического  курса, кои делегируя  министрам осуществление  тех  или  иных функций,  традиционно входящих  в  круг  его  полномочий.  Фактически  правительство  играет  роль совещательного  органа  при  президенте,  и,  как  правило,  не имеет  четко определенного конституционного статуса.

     Однозначно  определить  роль правительства   в  президентской  республике сложно.  В условиях демократического  режима парламент сохраняет достаточный вес  и влияние, имеет  возможность  оказывать  воздействие на  проводимый исполнительной власти  курс.  В государствах, где устойчива социально-экономическая обстановка или огромно влияние  армии и церкви на политическую жизнь страны,  часты военные перевороты,  роль  правительства  возрастает,  а  парламент,   по  существу, остается в его тени.

     "Смешанная"  республика сочетает в  себе  элементы как президентской, так и  парламентарной   республики.   Наиболее  типичным  примером   является  V Республика  во  Франции.  Президент  избирается  населением.  Он   формирует правительство, которое  ответственно  перед ним и перед парламентом. Двойная ответственность  правительства -  основная черта  данной  системы правления.

Формально  главой  правительства  является премьер-министр,  однако  реально функции  главы   исполнительной власти    осуществляются  президентом.   Двойная ответственность правительства - основная  черта  данной системы  правления. Формально главой правительства  является  премьер-министр,  однако  реально  функции главы исполнительной власти  осуществляются президентом. Он председательствует в Совете  министров, в то время  как  премьер  возглавляет Совет  кабинета узкий  коллегиальный орган, который  только  готовит решения Совмина. Президент  фракции наделен широким объемом прав и за свои  действия не несет  политической ответственности. Его акты контрассигнуются премьером или соответствующим министром, которые несут за   них  политическую  ответственность.  Впрочем,  ряд  актов   применяется Президентом   единолично.   Назначение   премьера,   вынесение   вопроса  на референдум,  роспуск  Национального  собрания, применение чрезвычайных  мер.

Следует отметить,  что  Президент  реально руководит  исполнительной властью  в случае поддержки парламентского большинства. В  противном случае он должен "сосуществовать" с премьером, который проводит политику нации, роль правительства возрастает.

"Смешанная"  система   правления  существует в ряде  других  государств - Ирландии, Финляндии, Российской  Федерации  с большим  или меньшим перевесом черт, характерных для парламентарной или президентской республик.

     Хотя правительство  -  коллегиальный орган, главную,  определяющую роль в нем играет Премьер-министр (президент в президентской  республике).  Принято даже   говорить   о   "диктатуре"  премьеров  в   правительстве.   Составляя правительство  в  парламентарных  монархиях  и  республиках,  его  глава сам определяет  состав  кабинета,   и   тем  самым   устанавливает  определенную связанность поведения его  членов. В ФРГ власть канцлера еще  более  усилена тем, что только он утверждается Бундестагом, а не весь состав правительства.

Премьер-министр является лидером парии, в состав функционеров которой входят министры и они подчиняются партийной  дисциплине. При  выражении несогласия, расхождении  во  взглядах  премьер  может попросить  того или иного министра подать в отставку. Наконец, премьер определяет политику правительства, и все остальные министры должны проводить ее  в  жизнь.  Имена Премьер-министров -творцов  новой  политики  или кардинальных изменений в ней  -  Джавахарллама Неру, Индиры Ганди в Индии, Черчилля и Тэтчер в Великобритании, Коля в ФРГ - хорошо известны, хотя вряд ли многие помнят, кто был в то  время президентом или  королем  в  этих   странах.  Вознаграждение   премьера  за  его  работу неодинаково,  больше всех  получает  премьер-министр Сингапура  -  810  тыс.долларов (вчетверо больше президента США), Японии - 400 тыс.

Рассмотрев теоретические  основы  формирования правительства, можно сделать вывод о том, что способ формирования правительства  зависит от формы правления и  относится к числу конституционно-правовых процедур. В  абсолютных  монархиях  правительство формирует  по  своему усмотрению монарх. В дуалистических  монархиях правительство также  формируется королем, но уже  с  учетом расстановки сил в парламенте. В парламентских монархиях  глава  государства  имеет право назначения  главы правительства  и  министров, однако  занять эти посты могут  только те  лица, которые располагают  поддержкой большинства парламента. В парламентарной республике правительство  формируется  парламентом  и  несет  перед ним ответственность. В  президентской республике президент  сам  формирует правительство, назначает   министров  и  смещает  их  с  должности. В «смешанной» республике президент формирует правительство, которое  ответственно  перед  ним и перед парламентом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Полномочия  правительства

 

 

Полномочия правительства  как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Они охватывают важнейшие  вопросы государственной жизни, традиционно относящиеся к полномочиям  исполнительной власти, исходя из границ между законодательной, исполнительной и судебной властями. Прежде всего  — это формирование государственного аппарата и управление его деятельностью; исполнение законов; участие в законодательной  деятельности; нормотворческая деятельность; составление и исполнение бюджета; осуществление внешней политики и другие.

Характеризуя полномочия правительства, необходимо отметить, что  полный объем полномочий определить достаточно трудно, так как в большинстве  конституций различных стран  компетенция правительства закрепляется самым общим образом. Кроме того, правительства унитарных государств и федеративных государств имеют  неодинаковый конституционно-правовой статус, и соответственно обладают и различным объемом полномочий при решении тех или иных вопросов государственной жизни. Так, в условиях федеративного государственного устройства проводится разделение компетенции  между федерацией и ее субъектами (например, ФРГ, США), что затрагивает  полномочия федерального правительства: оно принимает решения по вопросам, отнесенным конституцией к ведению  федерации и совместному ведению  федерации и ее субъектов [14,332 с.].

Полномочия правительства  в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью весьма обширны. Фактически правительство участвует в комплектовании всего государственного аппарата. Завершив процесс формирования, правительство направляет и координирует деятельность государственного аппарата через министерства, департаменты и другие ведомства. К примеру, в Великобритании компетенция правительственных учреждений определяется их задачами и функциями, а также местом в системе государственного управления.

Участие в законодательной  деятельности — другое важнейшее  направление в работе правительства. Так, в большинстве парламентарных республик правительство проявляет  довольно высокую активность в законодательном  процессе. К примеру, в 1986 г. из 69 государств в 33-х правительства вносили от 90 до 100% законопроектов, а еще в 22-х  — более 50% законопроектов. Это свидетельствует  о доминирующей роли правительства  в политическом механизме, в осуществлении  государственной власти.

Информация о работе Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции