Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа
Целью работы является проведение анализа деятельности на примере различных стран (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция) и Республики Беларусь.
В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие правительства и его разновидности;
• определить основные способы формирования правительства;
• исследовать основные полномочия правительства;
• проанализировать порядок формирования, состав и структура, полномочия правительства на примере отдельных государств, а именно Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция;
• изучить и проанализировать Правительство Республики Беларусь.
Введение…………………………………………………………………………...4
1 Правительство в системе исполнительной власти……………………………5
1.1 Институт правительства и его разновидности………………………………5
1.2 Способы формирования правительства…………………………………......9
1.3 Полномочия правительства…………………………………………………14
2 Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции……………………………...…17
2.1 Правительство Соединенных Штатов Америк...…………………….……17
2.2 Правительство Великобритании……………………………………………21
2.3 Правительство Франции…………………………………………………….24
3 Правительство Республики Беларусь…………………………………...……29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37
Приложение А Компетенция Советов Министров Республики Беларусь…..39
Приложение Б Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь……………………………………………...46
Премьер-министр осуществляет ряд прерогатив монарха от его имени: назначает высших чиновников государства, созывает и распускает парламент, объявляет войну и заключает мир. Английское право не содержит специальных требований к кандидату на пост премьер-министра. Лицо, претендующие на эту должность, должно быть совершеннолетним, британским поданным, членом парламента.
Кроме того, статус британского премьер-министра в рамках государственного механизма характеризуется тем, что его полномочия, отношения с короной, кабинетом и министерствами определяются не нормами статутного или общего права, а неписаными нормами конституции, то есть конституционными соглашениями, при толковании которых он сам зачастую играет решающую роль [6, с.166].
Полномочия кабинета. Английское статутное право не содержит норм, определяющих полномочия кабинета. Фактически в настоящее время в его компетенцию входит общее руководство исполнительным аппаратом в соответствии с политикой, предписанной парламентом; координация деятельности министерств и ведомств; определение основных направлений государственной политики; участие в подготовке законопроектов для рассмотрения в парламенте, а также принятие актов, относящихся к компетенции самого кабинета. Значительное место в деятельности кабинета принадлежит руководству системой центральных органов управления. Он определяет основные направления их работы, разрешает спорные вопросы между ними. В деятельности отдельных членов кабинета большая роль отводится руководству возглавляемых ими министерствами. Министр несет ответственность за политику министерства, выступает в палате общин по вопросам, относящимся к сфере деятельности министерства, проводит межминистерские переговоры в кабинете.
Рассмотрев в данном подразделе основные положения о правительстве Великобритании, можно сделать следующие выводы о том, что правовое регулирование вопросов формирования, состава, компетенция и функционирования Правительства осуществляется на основе писаного и неписаного права. Формально высшая исполнительная власть в Великобритании принадлежит Короне, то есть монарху. Новое правительство формируется после каждых парламентских выборов. Правительство включает всех министров, в таком составе никогда не собирающихся вместе, и кабинет, в который входит около 20 членов правительства, как связанных с процессом управления отдельными отраслями народного хозяйства, так и не имеющих к этому никакого отношения.
3 Правительство Республики Беларусь
Совет Министров Республики
Беларусь – Правительство Республики
Беларусь является коллегиальным центральным
органом государственного управления
Республики Беларусь, осуществляющим
в соответствии с Конституцией Республики
Беларусь исполнительную власть в Республике
Беларусь и руководство системой
подчиненных ему
Нормативные акты. Правовое регулирование вопросов формирования, состава, компетенция и функционирования Правительства – Совета Министров осуществляется на основе следующих нормативно-правовых актов:
Состав правительства. В состав Совета Министров Республики Беларусь входят Премьер-министр Республики Беларусь, Глава Администрации Президента Республики Беларусь, Председатель Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Председатель Правления Национального банка Республики Беларусь, заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов, Руководитель Аппарата Совета Министров Республики Беларусь, Председатель Президиума Национальной академии наук Беларуси, Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ и иные должностные лица по решению Президента Республики Беларусь.
Порядок формирования правительства. Премьер-министр Республики Беларусь назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь. Заместители Премьер-министра Республики Беларусь, министры, председатели государственных комитетов назначаются Президентом Республики Беларусь.
В соответствии со статьей 106 Конституции Республики Беларусь Правительство в своей деятельности подотчетно Президенту Республики Беларусь и ответственно перед Парламентом Республики Беларусь. В соответствии со статьей 2 Закона Совет Министров Республики Беларусь по мере необходимости, но не реже одного раза в квартал представляет Президенту Республики Беларусь отчет о своей деятельности.
Компетенция правительства. Являясь центральным органом государственного управления, Правительство наделено широкими полномочиями, позволяющими ему эффективно воздействовать на общественные отношения в экономической, финансовой, сфере, в области науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, охраны и оплаты труда и другие.
Компетенция Правительства Республики Беларусь в сжатой форме сформулировано в статье 107 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой Правительство-Совет Министров:
Детально компетенция Правительства, порядок его организации и деятельности определяется Законом. В соответствии со статьей 3 данного Закона Правительство – Совет Министров Республики Беларусь в пределах своей компетенции:
Не допускается осуществление полномочий Советом Министров Республики Беларусь полномочий, предоставленных законодательством Республики Беларусь Президенту Республики Беларусь, Национальному собранию Республики Беларусь, иным государственным органам, не входящим в систему исполнительной власти, за исключением случаев, когда такие полномочия делегированы Правительству Республики Беларусь [11, 244 с.]
Компетенцию Правительства в различных сферах жизнедеятельности можно увидеть в Приложении А.
Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления, координирует, направляет и контролирует их работу.
Заседания Совета Министров. Одной из важнейших организационных форм деятельности Правительства являются заседания. Данные заседания Совета Министров Республики Беларусь проводятся по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если в нем принимает участие не менее половины членов Совета Министров Республики Беларусь.
Как правило, проходят под председательством Премьер-министра Республики Беларусь. При отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь заседания проводит Первый заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, а при отсутствии Премьер-министра Республики Беларусь и Первого заместителя Премьер-министра Республики Беларусь – Заместитель Премьер-министра Республики Беларусь, в ведении которого находятся вопросы экономики.
Президент Республики Беларусь
имеет право
Решения Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов членов Совета Министров Республики Беларусь, присутствующих на заседании. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий.
На заседаниях Совета Министров Республики Беларусь решаются наиболее важные вопросы, относящиеся к компетенции Совета Министров Республики Беларусь.
Исключительно на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь рассматриваются:
Президиум Совета Министров. Для оперативного решения вопросов, выходящих в компетенцию Совета Министров, в качестве постоянного его органа действует Президиум Совета Министров в составе:
В состав Президиума Совета Министров могут быть включены и иные члены Правительства.
Заседания Президиума Совета
Министров Республики Беларусь проводятся
по мере необходимости, но не реже одного
раза в месяц под председательством
Премьер-министра Республики Беларусь,
а при его отсутствии – под
председательством Первого
Заседание Президиума Совета Министров Республики Беларусь считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов Президиума. Решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь принимаются большинством голосов от общей численности его членов, оформляются, как правило, в виде постановлений Совета Министров Республики Беларусь и должны соответствовать актам, принятым на заседаниях Совета Министров Республики Беларусь. В случае равенства голосов принятым считается решение, за которое проголосовал председательствующий .
По отдельным неотложным вопросам или вопросам, не требующим обсуждения, постановления Совета Министров Республики Беларусь могут приниматься путем опроса членов Президиума Совета Министров Республики Беларусь (без рассмотрения на заседаниях) [11, с.249].
Премьер-министр. Премьер-министр назначается Президентом Республики Беларусь с согласия Палаты представителей [3].
Решение по этому вопросу принимается Палатой представителей не позднее чем в двухнедельный срок со внесения предложения по кандидатуре Премьер-министра. В случае двукратного отказа в даче согласия на назначение Премьер-министра Палатой представителей Президент Республики Беларусь вправе назначить исполняющего обязанности Премьер-министра, распустить Палату представителей и назначить новые выборы [2].