Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2013 в 22:29, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является проведение анализа деятельности на примере различных стран (Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция) и Республики Беларусь.
В соответствии с целью в курсовой работе необходимо решить следующие задачи:
• изучить понятие правительства и его разновидности;
• определить основные способы формирования правительства;
• исследовать основные полномочия правительства;
• проанализировать порядок формирования, состав и структура, полномочия правительства на примере отдельных государств, а именно Соединенные Штаты Америки, Великобритания, Франция;
• изучить и проанализировать Правительство Республики Беларусь.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...4
1 Правительство в системе исполнительной власти……………………………5
1.1 Институт правительства и его разновидности………………………………5
1.2 Способы формирования правительства…………………………………......9
1.3 Полномочия правительства…………………………………………………14
2 Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции……………………………...…17
2.1 Правительство Соединенных Штатов Америк...…………………….……17
2.2 Правительство Великобритании……………………………………………21
2.3 Правительство Франции…………………………………………………….24
3 Правительство Республики Беларусь…………………………………...……29
Заключение……………………………………………………………………….35
Список использованных источников…………………………………………..37
Приложение А Компетенция Советов Министров Республики Беларусь…..39
Приложение Б Система республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь……………………………………………...46

Файлы: 1 файл

правительство РБ.docx

— 94.23 Кб (Скачать файл)

В Италии, где полномочия Совета Министров определены законом (1988 г.) установлено, что правительство  представляет законопроекты по собственной  инициативе, а также отзывает ранее  представленные законопроекты. В конституции  Италии определено, что правительство  вправе издавать законодательные декреты  и декреты-законы, причем законодательные  декреты принимаются правительством в отношении определенного круга  вопросов и на ограниченное время. В  случае необходимости и срочности  правительство вправе издавать декреты-законы, если они не противоречат конституции  республики и действующему законодательству. Декреты-законы, принятые правительством, должны быть утверждены в палатах  парламента.

Исполнение законов —  важнейшее направление деятельности правительства. Как известно, исполнение требует от правительства активных действий, связанных с претворением в жизнь обязывающих предписаний. Это весьма сложная задача, так как правительство призвано обеспечить здесь гарантированный результат. С этой целью правительство и его учреждения и ведомства принимают во исполнение законов свои акты, вырабатывают различные программы реализации законов, которые затем должны в самом точнрм, прямом смысле осуществиться, претвориться в жизнь, реализоваться в активной деятельности субъектов.

Далее конституционные положения  предписывают, что если недостатки, обнаруженные федеральным правительством, при исполнении землями федеральных  законов, не устраняются, то по предложению  федерального правительства или  земли бундесрат решает, нарушила ли земля право. Федеральному правительству  могут быть предо-) | ставлены федеральным  законом (с согласия бундесрата) полномочия давать в особых случаях конкретные указания по исполнению федеральных  законов. Указания направляются верховным  властям земли.

В конституции ФРГ закреплено, что власти земли подчиняются  указаниям компетентных верховных  властей Федерации (ст. 85). Указания должны направляться верховным властям  земель, за исключением неотложных случаев. Выполнение указания обеспечивается верховными властями земли. Федеральный  надзор же распространяется на законность и целесообразность исполнения. Федеральное  правительство может в этих целях  требовать отчетов и представления  документов, направлять во все власти уполномоченных.

С исполнением законов  тесно связана нормотворческая  деятельность правительства. Как уже  отмечалось выше, правительства различных  стран проявляют большую активность в издании нормативных актов. Одно из направлений здесь — это  издание правительством различного рода нормативных актов на основе и во исполнение парламентских законов. Эти акты принимаются по вопросам, входящим в компетенцию правительства.       Помимо этого направления правительство может осуществлять издание нормативных актов по уполномочию парламента и по вопросам, относящимся к исключительной компетенции парламента. Речь идет о так называемом делегированном законодательстве. К примеру, в Великобритании установлено право издания актов делегированного законодательства. Издание осуществляется на основе передачи парламентом соответствующих полномочий центральным органам исполнительной власти. Это право принадлежит только министрам, несущим ответственность перед парламентом за соответствующую сферу государственного управления. Правительство может делегировать, в свою очередь, эти полномочия нижестоящим подчиненным ведомствам и органам местного управления[14, 334 с.].

Еще одно из основных направлений  работы правительства — составление  и исполнение бюджета. Здесь инициатива и полномочия всецело принадлежат  правительству. По общему правилу различные  структуры правительства готовят  проект государственного бюджета, его  доходную и расходную части. Окончательный  проект представляется на утверждение  правительства министерством финансов. Затем проект государственного бюджета  направляется в парламент, который  может вносить в него поправки и дополнения. Парламент утверждает проект закона о бюджете, представленный правительством. После утверждения  государственный бюджет целиком  выходит из сферы влияния парламента. Правительство может предпринимать меры по его корректировке.

Рассмотрев полномочия правительства  в общем виде, можно выделить следующие  полномочия:

    • комплектование всего государственного аппарата;
    • участие в законодательной деятельности;
    • исполнение законов;
    • нормотворческая деятельность;
    • составление и исполнение бюджета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сравнительная характеристика правительств различных стран на примере Соединенных  Штатов Америки, Великобритании и Франции
    1. Правительство Соединенных  Штатов Америки

 

 

Нормативные акты. Законодательное регулирование организации и деятельности аппарата правительственной власти в США отличается  определенным своеобразием. Прежде всего здесь нужно отметить, что в США работа правительства   не строится на основании какого-либо  нормативного акта.

Все законодательные акты, касающиеся организации и деятельности аппарата правительственной  власти, условно можно разделить на две  группы.

К первой относятся акту Конгресса по вопросу образования  департамента или независимых агентств. Характерной особенностью таких  актов является их «многослойность».  Они включают  положения по следующему кругу вопросов: должностные лица (порядок их назначения и подчиненность); порядок проведения слушаний и разрешения конфликтных ситуаций  с частными лицами и т.д. Значительное место в законах уделено описанию  целей их создания.  Наряду с общими направлениями, которым должны следовать  департаменты  и независимые агентства  при реализации свой компетенции., предусматривающие и узкие сферы их деятельности [16, с.93].

Вторую группу законов, регулирующих организацию и деятельность департаментов  и независимых агентств,  составляют акты Конгресса по так называемым общим вопросам. К этой же группе законов относятся такие основополагающие для деятельности административных учреждений акты, как Закон  о  гражданской службе 1883 года и  Закон  о претензиях за причинение вреда 1946 года. Первый из этих актов является базовым законом по вопросам комплектования  госаппарата и профессиональной подготовки  государственных служащих.

 Структура правительства. В американском законодательстве нет понятия «центральные правительственные учреждения». Органами, выполняющими функции этих учреждений,  в США являются департаменты и «независимые агентства».  Уже первый президент США Дж. Вашингтон ввел в практику неформальные заседания всех глав исполнительных департаментов (министерств) для обмена мнениями по интересующим президента вопросам. К 1793 году эти совещания получили название заседаний кабинета.

В настоящее время насчитывается 14 департаментов:

  • государственный – министерство иностранных  дел США. Осуществление внешней политики – прерогатива президента, и глава департамента (государственный секретарь) является главным советником президента по внешнеполитическим вопросам;
  • обороны (состоит из трех департаментов: армии, военно-морского флота, военно-воздушных сил) – ведает всеми вопросами вооружённых сил США, отвечает за их боеготовность и материально-техническое обеспечение. К компетенции министерства относится планирование НИОКР в военной области. Министр обороны назначается президентом с согласия сената из числа гражданских лиц;
  • финансов – разрабатывает рекомендации в области экономической, финансовой, налоговой и кредитно-денежной политики  государства, выступает как финансовый агент правительства. Выпускает денежные знаки США
  • внутренних дел – ведает вопросами  землепользования, освоения природной среды и её ресурсов;
  • юстиции – координирующие ведомством федерального правительства в сфере правоприменения. Возглавляется генеральным атторнеем США. Имеет три основные функции: консультирование президента и правительства по юридическим вопросам,    представительство США в судах, обеспечение исполнения федеральных законов;
  • торговли  –  выполняет такие основные задачи  как  обеспечение экономического развития страны, укрепление международных экономических позиций США, поощрение частных инвестиций в новые технологии,  содействие максимальному использованию научно-технических  ресурсов, организация научно-технических исследований, руководство государственной патентной службой и службой   стандартов ;
  • труда –  осуществляет контроль за соблюдением трудового законодательства, кординирует проведение программ подготовки и переподготовки   рабочей силы, осуществляет сбор и анализ статистики труда ;
  • здравоохранения и социальных служб  – объединяет большое количество управлений и служб, которые проводят социальные программы федерального правительства;
  • сельского хозяйства – осуществляет государственное кредитование, страхование и консультирование фермерских хозяйств;
  • жилищного строительства и городского развития – координирует и содействует в исполнении программ в области жилищного строительства;
  • транспорта  – разрабатывает государственную политику по широкому кругу проблем транспорта ;
  • энергетики – вменены в обязанность экономическое регулирование национальной энергетики, выработка научно-технической политики в этой области.
  • образования – осуществляет и координирует федеральные программы содействию по образованию.

Структура департаментов. Прежде всего следует обратить  внимание на то, что вплоть  до 1913 года правительство США состояло  только  из 5 министерств, до  1965  года - из 8.

Созданные  в 1965  году  министерства  стали необходимыми для  осуществления активной  роли  государства  в социальной сфере  и  в  управлении  отраслями  хозяйства, имеющими общегосударственное  значение.

     Внутренняя  структура министерств не  является  идентичной, что отражает их  исторические,  целевые  и  функциональные  различия.  Вместе с  тем   она содержит  ряд общих   управленческих  элементов  и  подразделений. Руководство текущей   работой  министерства  возглавляет  заместитель  министра,  которому  подчинены  все другие  должностные   лица  и подразделения данного  ведомства.

Главный   помощник  министра,  наряду   с  выполнением  прямой  обязанности, обозначенной в  его должности,  руководит  секретариатом  министра,  а  также  управлением  политики  и  бюджета.   Заведующие   функциональными   отделами министерств находятся,  как правило, в должности помощников министра и в его прямом подчинении. В  каждом  министерстве есть  юридический  отдел  и отдел  инспекции,  в большинстве из них  имеются  подразделения,  ведающие вопросами законодательства и  связи  с Конгрессом, связи  с общественностью  и  прессой , кадров и трудовых отношений. Структура министерства не является  застывшей,  каждый очередной  министр  вправе  вносить  изменения.

Правомочия  и   функции  министерств  строго  определены  законом,   их использованием существует достаточно жесткий контроль со стороны  конгресса и аппарата Президента.

Независимые агентства. Управленческие функции на федеральном уровне наделены также другие органы. Классификация этих органов условна, поскольку в отдельных законах используются различные термины для их определения. Все учреждения исполнительной власти делятся на исполнительные департаменты, правительственные корпорации и независимые учреждения. Более широкое признание в американской правовой доктрине получило понятие «независимые агентства». Для анализа наиболее удобна типологизация «независимые агентства» с точки зрения объекта ведения:

  • ведающие различными проблемами из области экономики, политики, обороны, финансов;
  • занимающиеся социально-культурными, идеологическими и научными вопросами;
  • проводящие программы, направленные  на совершенствование административно-управленческой деятельности, избирательной системы.

Порядок формирования департаментов и независимых  агентств. Порядок формирования департаментов и независимых агентств определяется в актах, предусматривающих создание таких органов. По общему правилу, глава департамента, а также весь руководящий состав назначаются президентом. Участие Конгресса в этом процессе определяется  законодательными актами следующим образом:  назначения производится президентом  « с совета и согласия сената». Отстранение же руководящего состава департаментов от должности является исключительной прерогативой президента.

В целом для американской политической системы характерна полная смена всех чиновников высшего «эшелона»  власти после  проведения очередных  выборов  на должность главы государства.

  В департаментах назначения  на все другие должности производятся  секретарем, который может делегировать  свои полномочия в этой сфере  другим должностным лицам.

Полномочия президента в  отношении глав «независимых  агентств»  значительно уже. Если в вопросах оценки деятельности глав департаментов  президент выступает в роли высшего  арбитра, то главы «независимых  агентств» в определенной мере защищены законодателем.

          При анализе компетенции департаментов  и независимых агентств следует  учитывать  два вида нормативных актов: законодательство, на основании которого осуществляется деятельность этих органов, а также Закон об административной процедуре 1946 года.

 Подводя итог рассмотрения  данного раздела можно сказать,  что в американском законодательстве  нет понятия «центральные правительственные  учреждения». Органами, выполняющими  функции этих учреждений,  в  США  являются департаменты  и «независимые агентства». В настоящее время насчитывается 14 департаментов. Правомочия  и   функции  министерств  строго  определены  законом,   их использованием существует достаточно жесткий контроль со стороны конгресса и аппарата Президента.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Правительство Республики Франция

 

 

Во Франции, как и в  большинстве стран мира, исполнительная власть возглавляется двумя лидерами – президентом и премьер-министром, что должно было бы делать Французскую  республику полупрезидентской, полупарламентской, однако значительный наклон в сторону президентских полномочий очевиден .

 Нормативные  акты. Во Франции исполнительная власть независима от законодательной в создании, реорганизации и управлении министерств, установлении объема их компетенции. Несмотря на то, что в системе законодательства нет кодифицирующего акта общего действия, содержание статутов отдельных министерств отличается единообразием. Достигается это тем, что в силу сложившихся административных традиций декреты правительства, определяющие организацию и круг полномочий министерств, на протяжении десятилетий оперирует одними и теми же моделями организационных структур и унифицированных терминологией для обозначения структурных подразделений центрального аппарата министерств.

Информация о работе Сравнительная характеристика различных стран на примере Соединенных Штатов Америки, Великобритании, Франции