Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности правого статуса различных субъектов административной ответственности. Задачами работы являются:
1) охарактеризовать субъекты административного права;
2) выявить и охарактеризовать основные черты административной ответственности;
3) охарактеризовать порядок освобождения от административной ответственности;
4) выявить и изучить специфику административной ответственности различных категорий физических лиц;
5) определить особенности административной ответственности должностных лиц;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...6
1.1. Субъект административной ответственности как разновидность субъекта административного права………………………………………………………...6
1.2. Право- и дееспособность субъектов административной ответственности, возможность освобождения от административной ответственности……….10
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………17
2.1. Административная ответственность физических лиц……………………17
2.2. Административная ответственность должностных лиц………………….24
2.3. Административная ответственность юридических лиц………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
Совершение
лицом административного
• признание второго нарушения повторным, а значит, влекущим более суровое взыскание;
• лишение права получить лицензию на осуществление определенного вида деятельности;
• задержку присвоения очередного звания;
• отзыв лицензии.
Например, лицензия на осуществление деятельности в качестве таможенного перевозчика отзывается в случае неоднократного совершения таможенных правонарушений.
А охотничье огнестрельное оружие с нарезным стволом, к примеру, имеют право приобретать граждане РФ, которым предоставлено право на охоту, если они занимаются охотой на профессиональной основе либо имеют в собственности охотничье гладкоствольное оружие не менее пяти лет. Такое право им предоставляется, если они не нарушали правил охоты, производства, торговли, продажи, хранения, транспортировки, применения оружия.
1.2. Право- и дееспособность субъектов административной ответственности, возможность освобождения от административной ответственности
Административная право- и дееспособность определяет содержание правового статуса субъекта административной ответственности и, в том числе, возможность его привлечения к административной ответственности.
Административная правоспособность является видом общей правоспособности субъекта права. Последняя представляет собой установленную законодательством и гарантированную государством возможность конкретного субъекта права (гражданина, государственного органа, государственного служащего, должностного лица, хозяйственного общества, некоммерческой организации и т. д.) вступать в различные правоотношения.8 Правоспособность — это возможность приобретать соответствующие права и исполнять обязанности, совершать действия и принимать решения, возбуждать административные производства и рассматривать дела об административных правонарушениях, нести ответственность в случае нарушения правовых норм и несоблюдения установленных законом требований.
Таким образом, правоспособность служит условием возникновения реальных правоотношений, предпосылкой приобретения каждой из сторон этих правоотношений конкретных прав и обязанностей. Реализация прав и обязанностей субъекта административного права обеспечивается наступлением юридических фактов, образующих сами правоотношения. Правоспособность субъекта права создает возможность применения к нему юридической (в том числе административной) ответственности.
Под административной
дееспособностью физического
Административная
- способность лица самостоятельно осуществлять принадлежащие ему (гражданину, иностранцу, лицу без гражданства) права;
- осуществлять установленную компетенцию и принимать правовые акты управления;
- применять меры административного принуждения;
- признавать, гарантировать и защищать права и свободы граждан;
- нести правовую ответственность за вред, причиненный гражданам, государственному органу или юридическому лицу;
- нести в случае совершения административного или дисциплинарного правонарушения (проступка) соответственно административную или дисциплинарную ответственность (административная деликтоспособность).
В последнем случае деликтоспособность
является частью дееспособности, т. е.
субъект административного
Административное
1) возраста (административная
ответственность физических
2) должностного положения
(государственно-властные
3) правового режима
осуществления права и
4) результатов проведения
соответствующих регистрационны
Правовые основания для приобретения административной дееспособности устанавливаются в нормативных правовых актах.
Необходимо отметить, что у гражданина, привлекаемого к административной ответственности, возникают процессуальные права: заявлять ходатайства, давать объяснения, пользоваться услугами адвоката, получать копии протокола, постановления о привлечении к ответственности, обжаловать незаконные действия.
В КРФ об АП отсутствует понятие субъекта административного правонарушения. Из закона вытекает необходимость различий между субъектами административной ответственности и административного правонарушения. Не всегда субъект административного правонарушения подлежит административной ответственности. Военнослужащие за такие правонарушения, как правило, подлежат не административной, а дисциплинарной ответственности. Следовательно, круг субъектов административного правонарушения и круг субъектов административной ответственности не совпадают.10
Кроме того, законом установлена возможность освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения (предусмотрена ст. 2.9 КРФ об АП).11
Законодательством об административных правонарушениях судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, предоставлена возможность, при определенных условиях, применить в отношении правонарушителя устное замечание – метод воспитательного воздействия, который не связан с административным наказанием.
В КРФ об АП перечень малозначительных правонарушений отсутствует, и, следовательно, юрисдикционные органы самостоятельно принимают решение о малозначительности деяния и о применении за него устного замечания. Вместе с тем можно предположить, что малозначительные административные правонарушения – это такие нарушения, которые не представляют большой общественной вредности и не наносят сколько-нибудь значительного ущерба интересам граждан, общества, государства (например, попытка перейти проезжую часть дороги вне пешеходного перехода в отсутствие транспортных средств).
Суд, орган или должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при применении ст. 2.9 КРФ об АП обязаны рассмотреть все обстоятельства нарушения, оценить его последствия, убедиться, что совершением правонарушения не нанесен существенный ущерб охраняемым интересам, исследовать обстановку, в которой совершено нарушение, личность нарушителя, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность и т. д.
Статья 2.9 КРФ об АП предусматривает право, а не обязанность субъекта административной юрисдикции освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности. Устное замечание заключается в разъяснении лицу юридических последствий деяния и недопустимости повторения таких действий (бездействия) в будущем. Устное замечание нельзя рассматривать как предупреждение, так как предупреждение является административным наказанием и выносится в письменном виде. Устное замечание объявляется как физическому, так и юридическому лицу, совершившему административное правонарушение, содержащее признаки малозначительности.
Например. 6 июля 2010г. по жалобе на качество водки «Белое озеро Мягкая» в магазине ООО «ХХХ» Территориальным отделом УФС оп надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецкому району при проведении расследования выявлены нарушения требований СП 2.3.6.1066-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов», п. 8.1. В обороте имелась алкогольная продукция: водка «Белое озеро Мягкая», дата разлива 19.01.2010г. производства ООО «М. - водочный завод» в количестве 3-х бутылок по 0,7л./2,1л., не соответствующая ГОСТ Р 52194-2003 «Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение». По маркировке на одной из трех бутылок, представленных на исследование, дата разлива не читабельна (не четко указан год), в связи с чем составлен протокол по ст. 6. 14 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заведующего магазина ООО «ХХХ» Коптышевой С.В.
Коптышева С.В. в судебном
заседании подтвердила
В соответствии со ст. 6.14
Кодекса РФ об АП производство либо
оборот этилового спирта, алкогольной
или спиртосодержащей продукции, не
соответствующих требованиям
Суд посчитал вину Коптышевой С.Б. доказанной. Также в судебном заседании было установлено, что допущенное нарушение не представляет реальной угрозы жизни и здоровья людей, является малозначительным и поэтому, в соответствии со ст. 2.9 КРФ об АП РФ суд считает возможным освободить от административной ответственности Коптышеву С.В. в силу малозначительности совершенного правонарушения и ограничиться устным замечанием.12
В заключение следует подчеркнуть, что правом освобождения от административной ответственности с вынесением устного замечания в связи с малозначительностью правонарушения пользуются только судьи, органы, должностные лица, уполномоченные решить дело об административном правонарушении. Должностные лица, уполномоченные лишь на составление протокола об административном правонарушении, таким правом не располагают.
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
2.1. Административная ответственность физических лиц
Физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства не состоят в устойчивых, непрерывных организационных отношениях с органами исполнительной власти или публичного управления.
Субъектами административно-правовых отношений граждане становятся, например, в силу необходимости совершения какого-либо действия, выполнения установленной для них обязанности, получения разрешения (лицензии) соответствующего государственного органа, обжалования в суд действий (бездействия) или решения органов исполнительной власти, нарушающих права, свободы и законные интересы (на гражданина налагается административное взыскание за совершенное административное правонарушение; он направляет жалобу в суд на действие должностного лица, нарушившего его право или ограничившего его свободы; граждане учреждают общественное объединение и т. д.).
Субъектами административной ответственности признаются физические и юридические лица, способные нести ответственность за совершенные деяния, т.е. обладающие административной деликтоспособностью.13
Информация о работе Субъекты административной ответственности