Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности правого статуса различных субъектов административной ответственности. Задачами работы являются:
1) охарактеризовать субъекты административного права;
2) выявить и охарактеризовать основные черты административной ответственности;
3) охарактеризовать порядок освобождения от административной ответственности;
4) выявить и изучить специфику административной ответственности различных категорий физических лиц;
5) определить особенности административной ответственности должностных лиц;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...6
1.1. Субъект административной ответственности как разновидность субъекта административного права………………………………………………………...6
1.2. Право- и дееспособность субъектов административной ответственности, возможность освобождения от административной ответственности……….10
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………17
2.1. Административная ответственность физических лиц……………………17
2.2. Административная ответственность должностных лиц………………….24
2.3. Административная ответственность юридических лиц………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
Среди физических лиц различаются:
а) граждане;
б) другие, весьма разнообразные категории лиц, признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состояния здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.
Для одних категорий лиц эти факторы обусловливают дополнительные основания для административной ответственности, для других – ограничение применения ее мер.
К числу первой группы относятся должностные лица, водители транспортных средств, работники торговли и др. Так, должностные лица в качестве таковых признаются субъектами административных правонарушений, связанных с несоблюдением установленных правил, обеспечение выполнения которых входит в их служебные обязанности.
Ко второй группе относятся военнослужащие срочной службы, беременные женщины, имеющие детей до 14-летнего возраста, инвалиды II и I групп, несовершеннолетние. Так, к военнослужащим срочной службы не может применяться за административное правонарушение штраф, к беременным женщинам не может применяться арест и т.п.
Кодекс РФ об административных правонарушениях в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.
Объем административной правосубъектности иностранных граждан и лиц без гражданства несколько уже, нежели объем правосубъектности граждан России. Иностранные граждане могут проживать в Российской Федерации при наличии на то разрешения компетентных органов. Они не могут занимать выборные должности в аппарате исполнительной власти, а также не могут назначаться на отдельные должности или заниматься определенной трудовой деятельностью, если в соответствии с российским законодательством назначение на эти должности или занятие такой деятельностью связаны с принадлежностью к гражданству России.14
Иностранные
граждане и лица без гражданства
могут передвигаться по территории
России и избирать место жительства
в Россия в соответствии с порядком,
установленным
Ограничения в передвижении и выборе места жительства допускаются, когда это необходимо для обеспечения государственной безопасности. Так, существуют местности, закрытые для посещения иностранными гражданами, и въезжать на территорию таких местностей можно только по разрешению органов внутренних дел. Иностранные граждане, проезжающие через территорию России транзитом, следуют с соблюдением правил транзитного проезда в пограничный пункт выезда из России по установленному маршруту и могут останавливаться на территории при наличии разрешения, выданного компетентными органами.
На иностранных граждан не распространяется российское законодательство о воинской обязанности и военной службе.
На
иностранных граждан
За нарушение иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пребывания в России, т.е. проживание без документов на право жительства в Российской Федерации или проживание по недействительным документам, несоблюдение гражданами установленного порядка регистрации либо передвижения и выбора места жительства, уклонение от выезда по истечении определенного им срока пребывания, а также за несоблюдение правил транзитного проезда через территорию России к ним могут быть применены в качестве меры административного взыскания предупреждение или штраф. Также иностранному гражданину, нарушившему законодательство о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации, может быть сокращен определенный ему срок пребывания.
Так, 20.07.2010г. в 15.00 час. по адресу г. Новокузнецк ул. Кирова, 109 органами ОУФМС России по КО был задержан гражданин Т. Мусоев С.А., который нарушил режим пребывания иностранного гражданина в РФ, а именно находился на территории РФ с 29.03.2010г. незаконно, так как не выехал за пределы РФ по окончании миграционного учета, так же Мусоев находился на территории РФ без документов удостоверяющих его личность и устанавливающих право законного нахождения в РФ, чем нарушил требования п. 2 ст. 5 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002г.
В судебном заседании Мусоев С.А. факт нарушения им режима пребывания на территории РФ и вышеизложенных обстоятельств не отрицал, но не высказал желания самостоятельно покинуть пределы РФ.
Согласно копии паспорта Мусоев С.А. является гражданином Республики Т., из отметки о пересечении границы РФ, усматривается, что он прибыл на территорию РФ 30.12.2009г. был зарегистрирован 01.01.2010г. до 29.03.2010г., соответственно с 29.03.2010г. Мусоев находился на территории РФ незаконно.
В соответствии с п.2 ст.5 ФЗ № 115 «О правовом положении иностранных граждан в РФ» временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении срока действия его визы или иного срока временного пребывания, установленного настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
Невыполнение данных требований, а именно, нарушение иностранным гражданином режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении правил пребывания в Российской Федерации влечет административную ответственность по ч.1 ст.18.8 КРФ об АП.
Судом было принято решение о наказании в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном ч.1 ст.18.8 КРФ об АП с выдворением за пределы РФ принудительно, т.е. с содержанием в специально отведенном помещении при УВД г.Новокузнецка до исполнения постановления суда.15
Также особым статусом обладают военнослужащие и граждане, призванные на военные сборы, и лица, имеющие специальные звания. За большинство административных правонарушений они несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют только нарушения, перечисленные в ч. 2 ст. 2.5 КРФ об АП.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»16 к военнослужащим относятся:
офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты и старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по контракту;
офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;
сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с ними контракта о прохождении военной службы.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»17 воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:
воинский учет;
обязательную подготовку к военной службе;
призыв на военную службу;
прохождение военной службы по призыву;
пребывание в запасе;
призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Что касается иных государственных служащих, перечисленных в ст. 2.5 КРФ об АП, то особенности привлечения к административной ответственности установлены лишь для тех служащих органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов, которым присвоены специальные звания в соответствии с законодательством о государственной службе.
Не так давно – с 1 июля 2008 г. – отдельное регулирование получила административная ответственность собственников (владельцев) транспортных средств.
Ст. 2.6.1 КРФ об АП предусматривает возможность привлечения к административной ответственности за нарушение правил дорожного движения в случае фиксации этих правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами. При применении данной системы фиксации правонарушений доказательствами в качестве доказательств по делу используются показания данных технических средств, личное наблюдение факта совершения административного правонарушения сотрудниками ГИБДД является необязательным. Протокол об административном правонарушении в таком случае не составляется. Предполагается, что введение системы автоматической фиксации нарушений правил дорожного движения значительно сократит количество конфликтных ситуаций при наложении административных взысканий на участников дорожного движения, исключит личный фактор при решении вопроса о составлении протокола об административном правонарушении и наложении наказания, тем самым, способствуя реализации принципа равенства всех перед законом.
К ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения в случае их фиксации работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами привлекаются собственники транспортных средств либо лица, владеющие транспортными средствами на ином праве. Таким образом, для привлечения собственников (владельцев) к ответственности не требуется установления факта управления ими транспортным средством в момент совершения правонарушения.18 Единственное исключение предусмотрено ч.2 данной статьи.
Возможность освобождения от ответственности собственника (владельца) транспортного средства в случае фиксации правонарушения работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами допускается, если в ходе проверки будут подтверждены содержащиеся в его сообщении или заявлении данные о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица либо к данному моменту выбыло из его обладания в результате противоправных действий других лиц. При этом на владельца возлагается обязанность сообщить о выбытии транспортного средства из его владения (пользования). При отсутствии такого заявления освобождению от ответственности он не подлежит, даже если факт выбытия транспортного средства из его владения (пользования) имел место. На орган, рассматривающий дело об административном правонарушении, возлагается обязанность провести проверку указанных фактов, при этом собственник (владелец) транспортного средства имеет право приводить доказательства в обоснование своей позиции.
2.2. Административная
ответственность должностных
В КРФ об АП 2002г. закреплено понятие должностного лица. Сам термин «должностное лицо»» использовался и ранее. Однако тогда законодатель не определял критерии отнесения служащих к должностным лицам, в результате чего достаточно долгое время при определении круга должностных лиц правоприменители руководствовались определением, существующим в уголовном законодательстве.
Определение должностного лица, данное в примечании к ст. 2.4 КРФ об АП, практически совпадает с понятием должностного лица, данным в примечании к ст. 285 Уголовного кодекса Российской Федерации,19 что позволяет говорить о едином подходе к данному понятию в российском законодательстве.
При анализе примечания
к ст. 2.4 КРФ об АП становится очевидно, что
в основу определения понятия должностного
лица положены два критерия: обладание
полномочиями распорядительного или административно-хозяйственного
характера (представители власти обладают
распорядительными полномочиями внешневластного
характера).
При определении круга представителей
власти допустимо использовать по аналогии
Постановление Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 10 февраля 2000
г. N 6 «О судебной практике по делам о взяточничестве
и коммерческом подкупе». В нем устанавливается,
что «к представителям власти следует
относить лиц, осуществляющих законодательную,
исполнительную или судебную власть, а
также работников государственных, надзорных
или контролирующих органов, наделенных
в установленном законом порядке распорядительными
полномочиями в отношении лиц, не находящихся
от них в служебной зависимости, либо правом
принимать решения, обязательные для исполнения
гражданами, а также организациями независимо
от их ведомственной подчиненности».20
К таковым, например, могут относиться: члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, депутаты законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, члены Правительства Российской Федерации и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, судьи федеральных судов и мировые судьи, наделенные соответствующими полномочиями работники прокуратуры, налоговых, таможенных органов, органов МВД Российской Федерации и ФСБ Российской Федерации, состоящие на государственной службе аудиторы, государственные инспекторы и контролеры, военнослужащие при выполнении возложенных на них обязанностей по охране общественного порядка, обеспечению безопасности и иных функций, при выполнении которых военнослужащие наделяются распорядительными полномочиями.
Информация о работе Субъекты административной ответственности