Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 17:08, курсовая работа
Цель исследования – установить особенности правого статуса различных субъектов административной ответственности. Задачами работы являются:
1) охарактеризовать субъекты административного права;
2) выявить и охарактеризовать основные черты административной ответственности;
3) охарактеризовать порядок освобождения от административной ответственности;
4) выявить и изучить специфику административной ответственности различных категорий физических лиц;
5) определить особенности административной ответственности должностных лиц;
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..2
ГЛАВА 1. ПРАВОВОЙ СТАТУС СУБЪЕКТОВ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ…………………………………………………………...6
1.1. Субъект административной ответственности как разновидность субъекта административного права………………………………………………………...6
1.2. Право- и дееспособность субъектов административной ответственности, возможность освобождения от административной ответственности……….10
ГЛАВА 2. ФИЗИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ……………………………17
2.1. Административная ответственность физических лиц……………………17
2.2. Административная ответственность должностных лиц………………….24
2.3. Административная ответственность юридических лиц………………….29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..38
Это Постановление также
примерно указывает, какие функции
следует считать
Исходя из изложенного выше, можно сделать вывод, что распорядительными полномочиями являются полномочия по управлению людьми или организациями, а административно-хозяйственными - по управлению вещами.
Таким образом, для того,
чтобы определить, является ли конкретный
государственный или
Управление в данном случае обозначает возможность совершения действий, которые вызывают возникновение, изменение или прекращение тех или иных правоотношений в отношении физических лиц (например, назначение конкретного лица на должность в государственной организации), юридических лиц (например, составление акта проверки организации), а также совершение юридически значимых действий по изменению правового статуса материальных объектов (например, списание имущества, находящегося на балансе организации).
В некоторых статьях Особенной части КРФ об АП должностные лица конкретизируются. Так, в ст.5.28-5.33, 5.42 субъектом административной ответственности названы работодатель или лицо, его представляющее, в ст.5.25 - председатель участковой избирательной комиссии или комиссии референдума, в ст.8.16 - капитан судна морского, внутреннего водного плавания или другого плавучего средства и др.
К должностным лицам
могут относиться не только служащие
государственных и
Вместе с тем следует
иметь в виду, что некоторые
другие нормативные акты могут использовать
и принципиально иные определения должностного
лица, применимые к государственной или
муниципальной службе. Так, например, Федеральный
закон «Об общих принципах организации
местного самоуправления в Российской
Федерации» от 6 октября 2003 г. определяет
должностное лицо местного самоуправления
как выборное либо заключившее контракт
(трудовой договор) лицо, наделенное исполнительно-
Вполне очевидно, что данное определение гораздо шире, чем используемые в УК РФ и КРФ об АП, так как под него попадают практически все муниципальные служащие. В то же время в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подчеркивается, что указанное определение должностного лица используется только для целей настоящего закона. Таким образом, при привлечении муниципальных служащих к административной и уголовной ответственности следует руководствоваться определениями, приведенными в УК РФ и КФ об АП, в иных случаях – в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Наделение должностных лиц особым кругом полномочий предопределяет особенности их ответственности. По общему правилу должностные лица несут административную ответственность в большем размере, по сравнению с гражданами.
В соответствии со ст. 2.4
Кодекса должностное лицо подлежит
административной ответственности
в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением
или ненадлежащим исполнением своих служебных
обязанностей. Непременным условием привлечения
таких лиц к административной ответственности
является наличие в их деянии вины (ст.
2.2 КРФ об АП).
Должностные лица, выполняющие функции
представителя власти, организационно-
В качестве основных к ним применяются
такие наказания, как предупреждение и
административный штраф. Данные взыскания
могут быть применены в отношении любой
категории должностных лиц, указанных
в ст. 2.4 КРФ об АП. Примечательно, однако,
что в большинстве составов именно административный
штраф как санкция превалирует над остальными
мерами ответственности, и не только в
отношении должностных лиц, но и иных субъектов
ответственности.
Что касается той категории
должностных лиц, которые выполняют
организационно-
В качестве дополнительного наказания, применяемого к должностным лицам, КРФ об АП называет конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения. Учитывая множество постановлений и определений Конституционного Суда Российской Федерации, отменяющих административный порядок конфискации, законодатель теперь прямо указывает на то, что данное взыскание может применяться только в судебном порядке.
2.3. Административная ответственность юридических лиц
В ст. 2.1 КРФ об АП, определяющей понятие административного правонарушения, наряду с физическими лицами фигурирует новый субъект ответственности – юридические лица. Законодатель, вводя административную ответственность юридических лиц, с учетом опыта современного правоприменения установил возможность привлечения их к ответственности только при наличии вины. При этом принцип вины (ст. 1.5) распространяется на юридические лица в полной мере. В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КРФ об АП «юридическое лицо признается виновным..., если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм..., но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению».22
Эта формула является очень близкой к изложенной в ч. 3 ст. 401 ГК,23 по которой «лицо, не исполнившее обязательства, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы...». Подобный подход законодателя, несомненно, вполне оправдан. Существовавший до этого в отдельных законах, устанавливающих административную ответственность юридических лиц, принцип «объективного вменения», т.е. несения юридическими лицами ответственности за сам факт совершения правонарушения, не соответствовал ценностям правового, демократического государства.
Юридические лица несут административную ответственность за совершение правонарушений, предусмотренных Особенной частью КРФ об АП, а также законами субъектов РФ, принимаемыми в соответствии с КРФ об АП. Ответственность юридических лиц по указанным нормативным актам наступает лишь тогда, когда санкция соответствующей статьи прямо адресуется юридическим лицам либо такая адресация (описание субъекта правонарушения) содержится в ее диспозиции. В противном случае, например, ч. 3 ст. 12.7 КРФ об АП административная ответственность юридических лиц исключается. Подобный вывод следует из анализа ч. 1 ст. 2.10 КРФ об АП.
Что касается норм, посвященных общим положениям, подведомственности дел об административных правонарушениях и производству по ним, а также порядку исполнения постановления по делам об административных правонарушениях, то здесь установлено иное правило. Если в КРФ об АП не указано, что данные нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, они действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу упомянутые нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (ч. 2 ст. 2.10). Отсюда вытекает, что физические и юридические лица обладают равными правами и возможностями, в частности при защите своих прав. Например, в ст. 30.1 предусмотрено право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении, общее и для физических, и для юридических лиц.
Приведу другой пример. За нарушение правил промышленной безопасности к ответственности может быть привлечено как физическое, так и должностное лицо.
Так, ООО «Ремонтно-механический завод» нарушил при эксплуатации электромостовых кранов требования ч.4 ст. 13 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», в части предоставления заключения экспертизы промышленной безопасности, в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган, которое рассматривается и утверждается ими в установленном порядке.
В
ходе плановой выездной
Государственным инспектором межрегионального отдела по надзору за подъёмными сооружениями, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), Южно-Сибирского управления была применена мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении - временный запрет деятельности, сроком на пять суток.
В соответствии с ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Суд посчитал возможным назначить ООО «Ремонтно-механический завод» наказание в виде административного штрафа.24
Также важен вопрос привлечения юридического лица к административной ответственности в случае его реорганизации. В случае слияния нескольких юридических лиц, присоединения одного юридического лица к другому, разделения юридического лица и выделения из него одного или нескольких юридических лиц, преобразования юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида вопрос об административной ответственности решается в отношении того лица, которое является правопреемником реорганизованного.
Юридическое лицо считается
реорганизованным, за исключением случаев
реорганизации в форме
Реорганизация юридического лица осуществляется по правилам, предусмотренным ст. 57, 58 ГК РФ25 в форме слияния (два и более юридических лиц превращаются в одно), присоединения (одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому), разделения (юридическое лицо делится на два или более юридических лиц), выделения (из состава юридического лица выделяются одно или несколько юридических лиц, при этом юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать) и преобразования (юридическое лицо одного вида трансформируется в юридическое лицо другого вида).
При слиянии юридических
лиц права и обязанности
Информация о работе Субъекты административной ответственности