Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:23, реферат
Управление - универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта.
Различные вопросы управления (часто без употребления этого слова) изучаются многими отраслями знания. В данной работе рассматриваются лишь вопросы управления в обществе, и только одна его сторона - государственное управление.
Введение
В данной работе
рассматривается тема "Теоретические
основы государственного
Управление - универсальный
и необходимый элемент
Различные вопросы
управления (часто без употребления
этого слова) изучаются
Выявление закономерностей
соотношения гражданского
Форма правления
Система власти состоит
из разветвленных подсистем,
Цель работы - анализ
теоретических основ
Объект исследования - государство и государственное управление.
Предмет исследования
- государственная власть, формы
и методы государственного
Задача - рассмотреть
основные теории
Государственное управление
- сложнейший феномен. В нем
задействовано множество
Рассмотрим подробнее
теоретические основы
Для обеспечения благополучия общества в целом и каждого гражданина в частности, эффективного функционирования экономики и демократической деятельности государства очень важна слаженная работа системы государственного управления. Для выяснения этого процесса необходимо, прежде всего, раскрыть содержание таких базовых понятий как «управление» и «государственное управление».
Существует много определений
термина «управление», употребляющих
зависимости от сферы применения.
Управления существует в физических,
химических и биологических явлениях,
технологических и политических
процессах, а также во взаимодействии
различных сил во Вселенной. Например,
кибернетики определяют управление
как перевод объекта (какой системы)
в новое состояние для
В общей трактовке термин
«управление» используется как родовое
понятие, характеризующее упорядочение
взаимосвязей и взаимодействия определенного
множества элементов или
Существует два основных
способа упорядочения взаимосвязей
между элементами любой системы
и ее функционированием –
Управление осуществляется
в зависимости от объекта. Выделяют
разные виды управления – техническое
(объектом являются машины и механизмы),
биологическое (объект – новые сорта
растений и породы животных, продукты
растительного и животного
Но сложность социального
управления обусловлена не столько
наличием в ее пределах биологического
и технического управления, сколько
сложностью общественных отношений. Существование
у многих людей общих и индивидуальных
интересов объективно требует согласования
этих интересов ради достижения общей
цели – обеспечения
Управление – это свойство,
внутренне присущая обществу на любом
этапе его развития, поскольку
среди объективных
Следовательно и субъектами, и объектами социального управления являются люди и их сообщества. Предметом социального управления могут быть различные материальные вещи, технические средства, технологические процессы или духовные ценности, однако сторонами в отношениях управления выступают только люди.
Наиболее распространенной классификацией социального управления является выделение по признаку характера деятельности субъектов управления таких видов:
а) государственное управление (субъект управления – государство и его органы),
б) самоуправляющееся или муниципальное управление (субъект управления – органы местного самоуправления),
в) общественное управление (субъект управления – органы общественных организаций, других объединений граждан),
г) корпоративное управление
(субъект управления – органы хозяйственных
обществ и объединений
Понятие государственного управления чрезвычайно многозначное и сложное, а значит существует много подходов к его определению. Как отмечает А. Бандурка, «цели всеобъемлющего определения государственного управления пока не достигнуто и в работах зарубежных ученых, и вряд ли она достижима вообще, но связано это не с недостаточностью научных усилий, а с самой сущностью управления, которое столь многозначительное ( относительно задач, функций, форм и методов деятельности), все это невозможно охватить одной дефиницией, но можно определить с помощью освещения его типичных признаков ».
В. Аверьянов также отмечает,
что в отечественной и
Постепенное разгосударствление
и демонополизация экономики, а
также появление рыночного
На протяжении многих лет
шла дискуссия между
В узком смысле государственного управления государство рассматривают не вообще, а дифференцированно – как совокупность государственных органов, между которыми распределены различные виды деятельности государства. Следовательно государственное управление в узком смысле отражает относительно самостоятельный вид деятельности государства, его осуществляет определенная часть государственных органов.
В отечественной науке
было четыре относительно самостоятельные
виды деятельности государства –
государственное управление, осуществление
собственно государственной власти
(деятельность Советов народных депутатов
(депутатов трудящихся всех уровней),
правосудия и прокурорский надзор,
однако после провозглашения независимости
в Украине было внедрено конституционный
принцип разделения государственной
власти и новую классификация
видов государственной
В Конституции Украины отдельного подразделения под названием «Государственное управление» нет, а вместо употребляется понятие «государственная власть» и «местное самоуправление». По нашему мнению, целесообразно сослаться на статью 38 Основного Закона: «Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления». Здесь употреблен термин «управление государственными делами».
Все же отсутствие в новой
законодательно определенной классификационной
схеме «государственного
Можно согласиться с позицией В. Аверянова, самое узкое понятие государственного управления должна быть основным в административном праве, поскольку реальной необходимости в использовании здесь еще одного – широкого – понимание государственного управления просто нет.
Н. Глазунова определяет государственное управление как целенаправленное организующей-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.
По нашему мнению, государственное управление можно определить как целенаправленное воздействие органов государства на жизнедеятельность общества.
Государственное управление
имеет ряд специфических
субъектом управления является государство;
государственное управление опирается на властные полномочия и распространяется на все общество;
по характеру и объему управленческих явлений государственное управление охватывает решения общих дел, согласование действий всех граждан, защита общего интереса, удовлетворения потребностей общества, а не определенных граждан и социальных групп;
Информация о работе Теоретические основы государственного управления