Теоретические основы государственного управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 01:23, реферат

Описание работы

Управление - универсальный и необходимый элемент окружающего нас мира. В предельно широком смысле слова - это различные способы воздействия субъекта (нескольких субъектов) на объект (объекты), изменяющие положение, поведение, свойства, качества объекта.
Различные вопросы управления (часто без употребления этого слова) изучаются многими отраслями знания. В данной работе рассматриваются лишь вопросы управления в обществе, и только одна его сторона - государственное управление.

Файлы: 1 файл

реферат по КОНСТИТУЦИОННОМУ,,,,.docx

— 33.14 Кб (Скачать файл)

Введение

 В данной работе  рассматривается тема "Теоретические  основы государственного управления".

 Управление - универсальный  и необходимый элемент окружающего  нас мира. В предельно широком  смысле слова - это различные  способы воздействия субъекта (нескольких  субъектов) на объект (объекты), изменяющие  положение, поведение, свойства, качества объекта.

 Различные вопросы  управления (часто без употребления  этого слова) изучаются многими  отраслями знания. В данной работе  рассматриваются лишь вопросы  управления в обществе, и только  одна его сторона - государственное  управление.

 Выявление закономерностей  соотношения гражданского общества, политической системы и государства  позволяет правильно проанализировать  весь путь, пройденный человечеством,  понять современные проблемы  государственности, увидеть перспективы  политических и собственно государственных  форм, в которых развиваются живые  общества различных стран.

 Форма правления характеризует  способ организации государственной  власти, включающий порядок образования  и деятельности высших государственных  органов, порядок взаимоотношений  их друг с другом и с населением, степень участия населения в  их формировании. Форма правления  исторически складывается в процессе  борьбы и взаимодействия социальных  и политических сил соответствующего  общества.

 Система власти состоит  из разветвленных подсистем, из  большого числа соподчиненных  органов разного уровня.

 Цель работы - анализ  теоретических основ государственного  управления.

 Объект исследования - государство и государственное  управление.

 Предмет исследования - государственная власть, формы  и методы государственного управления.

 Задача - рассмотреть  основные теории государственного  устройства общества, место и  роль государства в политической  системе, а главное - проанализировать  современные системы государственного  управления, необходимость, возможность  и пределы государственного управления.

 Государственное управление - сложнейший феномен. В нем  задействовано множество государственных  органов и общественных структур, большое число должностных лиц  и иных служащих, миллионы людей.  В госуправлении используются разнообразные материальные, финансовые и интеллектуальные ресурсы, обширная информация. Процесс госуправления состоит из массы управленческих решений и действий. Только системность может придать ему согласованность, координацию, субординацию, целеустремленность, рациональность, эффективность.

 Рассмотрим подробнее  теоретические основы государственного  управления. 

Для обеспечения благополучия общества в целом и каждого  гражданина в частности, эффективного функционирования экономики и демократической  деятельности государства очень  важна слаженная работа системы  государственного управления. Для выяснения  этого процесса необходимо, прежде всего, раскрыть содержание таких базовых  понятий как «управление» и «государственное управление».

 

Существует много определений  термина «управление», употребляющих  зависимости от сферы применения. Управления существует в физических, химических и биологических явлениях, технологических и политических процессах, а также во взаимодействии различных сил во Вселенной. Например, кибернетики определяют управление как перевод объекта (какой системы) в новое состояние для изменения  состояния объекта управления и  достижения цели системы. Однако, по нашему мнению, это определение не вполне отражает суть общественных отношений, поскольку существование индивидуальных правовых актов может воздействовать на систему в целом, а лишь на определенного  индивида.

 

В общей трактовке термин «управление» используется как родовое  понятие, характеризующее упорядочение взаимосвязей и взаимодействия определенного  множества элементов или составных  частей природы, общества или самого человека. Следовательно, можем определить управления как целенаправленное воздействие  субъекта на объект.

 

Существует два основных способа упорядочения взаимосвязей между элементами любой системы  и ее функционированием – саморегуляция и управления. Саморегуляция осуществляется без применения внешних сил, благодаря программе, которая заложена природой на основе объективных закономерностей. Управление всегда осуществляется в системах «человек-природа», «человек-техника», «лю-дина-человек» и других, где первичным руководящим элементом является человек и созданы они (системы) для обеспечения и обслуживания интересов человека. То есть, любая система или явление природы приобретает значение для человека только в связи с его потребностями, интересами и целями. Управление начинается тогда, когда явления и процессы отражают интересы, сознательные принципы, цели, силу воли и энергию человека. Возведение управления лишь к осознанным актов человеческого поведения нецелесообразно, поскольку некоторые управленческие действия людей осуществляются спонтанно, без глубинного осознания возможных негативных последствий.

 

Управление осуществляется в зависимости от объекта. Выделяют разные виды управления – техническое (объектом являются машины и механизмы), биологическое (объект – новые сорта  растений и породы животных, продукты растительного и животного происхождения  и т.д.) и социальное (общественное) – управление людьми. Самым сложным  видом является социальное управление, поскольку именно в его рамках осуществляется также и биологическое, и техническое управление. Существование  человеческих сообществ в условиях ограниченных природных ресурсов вызывает необходимость создания и использования  соответствующих средств – транспорта, связи, строительства, а также новых  биологических систем, предназначенных  для обеспечения населения прежде продуктами питания.

 

Но сложность социального  управления обусловлена ​​не столько  наличием в ее пределах биологического и технического управления, сколько  сложностью общественных отношений. Существование  у многих людей общих и индивидуальных интересов объективно требует согласования этих интересов ради достижения общей  цели – обеспечения жизнедеятельности  всех членов социума.

 

Управление – это свойство, внутренне присущая обществу на любом  этапе его развития, поскольку  среди объективных закономерностей  его существования и развития является потребность постоянного  упорядочения, то есть воздействия  на него. Именно управления и осуществляет такое воздействие. Наконец, возникновение  властных отношений в обществе было неизбежным, поскольку всегда возникает  потребность в организации управления.

 

Следовательно и субъектами, и объектами социального управления являются люди и их сообщества. Предметом социального управления могут быть различные материальные вещи, технические средства, технологические процессы или духовные ценности, однако сторонами в отношениях управления выступают только люди.

 

Наиболее распространенной классификацией социального управления является выделение по признаку характера деятельности субъектов управления таких видов:

 

а) государственное управление (субъект управления – государство  и его органы),

 

б) самоуправляющееся или  муниципальное управление (субъект  управления – органы местного самоуправления),

 

в) общественное управление (субъект управления – органы общественных организаций, других объединений граждан),

 

г) корпоративное управление (субъект управления – органы хозяйственных  обществ и объединений предприятий).

 

Понятие государственного управления чрезвычайно многозначное и сложное, а значит существует много подходов к его определению. Как отмечает А. Бандурка, «цели всеобъемлющего определения государственного управления пока не достигнуто и в работах зарубежных ученых, и вряд ли она достижима вообще, но связано это не с недостаточностью научных усилий, а с самой сущностью управления, которое столь многозначительное ( относительно задач, функций, форм и методов деятельности), все это невозможно охватить одной дефиницией, но можно определить с помощью освещения его типичных признаков ».

 

В. Аверьянов также отмечает, что в отечественной и зарубежной юридической литературе еще не сложилось  устойчивого и общепринятого  понятия государственного управления. В советской правовой науке доминирующим считали положение, согласно которому государственное управление рассматривали  как управление людьми. Однако государство  управляет не только людьми, но и  вещественными элементами производственного  и духовной жизни человека – природными, материальными и финансовыми  ресурсами, территориями, материальными  объектами культуры, то есть всеми  теми вещами, которые находятся в  ее распоряжении.

 

Постепенное разгосударствление и демонополизация экономики, а  также появление рыночного механизма  саморегулирования не освобождает  государство от необходимости осуществлять широкие экономические, социально-культурные и другие общие и специальные  функции, а обязывает выполнять  их в других формах и с помощью  других методов: содействие образованию  рынке капитала , жилья, ценных бумаг, прогнозирование, налоговая, кредитная и дотационная политика, льготное квотирования, поощрение научно-технического прогресса и т.п., т.е. государственное регулирование экономики не имеет ничего общего с директивными методами командно-административного управления. Властно-принудительный характер государственного управления в рыночных условиях качественно меняется, хотя и сохраняет свою принципиальную природу (речь идет о властную природу, поскольку ее истоками является государственная воля). Следовательно, осуществление общих функций, обслуживание общественных потребностей не исключает применения властно-регулирующих и принудительных мер государственного управления, но они составляют лишь вспомогательную основу содержания этой деятельности.

 

На протяжении многих лет  шла дискуссия между сторонниками широкого и узкого понимания понятия  государственного управления. Как справедливо  отметил В. Аверьянов, каждое из них  оправдано только на четко определенном теоре-тико-познавательном уровне использования этого понятия, поэтому в каждом случае должно быть соответствующее методологическое обоснование. Именно поэтому на уровне рассмотрения об-носоциальнои системы управления целесообразно применять широкую трактовку государственного управления, которое сводит его к совокупности всех видов деятельности органов государства есть означает фактически все формы реализации государственной власти в целом. Это позволяет отграничить государственные субъекты управленческого воздействия от негосударственных субъектов. Для такого толкования целесообразно использовать термин «государственное благоустройство (или регулирование) общественных процессов», поскольку это предусматривает определение всей совокупности направлений и форм реализации власти со стороны государства и в интересах организующего влияния на жизнедеятельность общества.

 

В узком смысле государственного управления государство рассматривают  не вообще, а дифференцированно –  как совокупность государственных  органов, между которыми распределены различные виды деятельности государства. Следовательно государственное управление в узком смысле отражает относительно самостоятельный вид деятельности государства, его осуществляет определенная часть государственных органов.

 

В отечественной науке  было четыре относительно самостоятельные  виды деятельности государства –  государственное управление, осуществление  собственно государственной власти (деятельность Советов народных депутатов (депутатов трудящихся всех уровней), правосудия и прокурорский надзор, однако после провозглашения независимости  в Украине было внедрено конституционный  принцип разделения государственной  власти и новую классификация  видов государственной деятельности: осуществление законодательной, исполнительной и судебной властей (ст. 6 Конституции  Украины).

 

В Конституции Украины  отдельного подразделения под названием  «Государственное управление» нет, а вместо употребляется понятие «государственная власть» и «местное самоуправление». По нашему мнению, целесообразно сослаться на статью 38 Основного Закона: «Граждане имеют право участвовать в управлении государственными делами, во всеукраинском и местных референдумах, свободно избирать и быть избранными в органы государственной власти и органов местного самоуправления». Здесь употреблен термин «управление государственными делами».

 

Все же отсутствие в новой  законодательно определенной классификационной  схеме «государственного управления»  еще не значит, что само явление  «государственное управление», а значит и соответствующая категория, исчезает из содержания государственной деятельности. Напротив, государственное управление как специфическая деятельность государственных органов не только сохраняется, но и приобретает весомое значение в условиях общей трансформации роли государства в гражданском обществе.

 

Можно согласиться с позицией В. Аверянова, самое узкое понятие государственного управления должна быть основным в административном праве, поскольку реальной необходимости в использовании здесь еще одного – широкого – понимание государственного управления просто нет.

 

Н. Глазунова определяет государственное управление как  целенаправленное организующей-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей.

 

По нашему мнению, государственное  управление можно определить как  целенаправленное воздействие органов  государства на жизнедеятельность  общества.

 

Государственное управление имеет ряд специфических свойств:

субъектом управления является государство;

государственное управление опирается на властные полномочия и  распространяется на все общество;

по характеру и объему управленческих явлений государственное  управление охватывает решения общих  дел, согласование действий всех граждан, защита общего интереса, удовлетворения потребностей общества, а не определенных граждан и социальных групп;

Информация о работе Теоретические основы государственного управления