Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 01:43, контрольная работа
Описание работы
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные и политические организации. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического плюрализма и многопартийности.
Содержание работы
Введение 3-4 Глава I Развитие теории правового государства с учетом исторической диалектики 5-19 1.1. Идеи правового государства в древности 5-11 1.2. Идеи правового государства в эпоху феодализма 12-13 1.3. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций 13-19 Глава II Концепция правового государства 20-30 2.1. Формирование концепции правового государства 20-24 2.2. Понятие и основные признаки правового государства 24-30 Заключение 31-34 Список нормативно-правовых актов и специальной литературы литература 35-36
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное
бюджетное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
«ИВАНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ»
Шуйский филиал ИвГУ
Кафедра истории и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
ТЕОРИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Работу выполнил:
Новиков Владимир
Викторович 1 курса
3 группы заочной формы обучения
социально-гуманитарного факультета
Направление 030500.62 Юриспруденция
(профиль «государственно-правовой)
Научный руководитель:
преподаватель кафедры истории
и права
Барашкова Юлия Николаевна
Дата сдачи «___»__________20___г.
«Допустить к защите»
Научный руководитель
_________________/Ю.Н. Барашкова/
Работа защищена
С оценкой «_______________»
Члены комиссии_______________/___________________/
подпись
И.О. Фамилия
_______________/___________________/
подпись
И.О. Фамилия
«_____»________________20____г.
ШУЯ 2013
Содержание
Введение 3-4
Глава I Развитие
теории правового государства с учетом
исторической диалектики 5-19
1.1. Идеи правового государства
в древности 5-11
1.2. Идеи правового государства
в эпоху феодализма 12-13
1.3. Идеи правового государства
в период ранних буржуазных
революций
13-19
Глава II Концепция
правового государства 20-30
2.1. Формирование концепции
правового государства
20-24
2.2. Понятие и основные признаки
правового государства
24-30
Заключение
31-34
Список нормативно-правовых
актов и специальной литературы литература 35-36
Введение
Данная работа посвящена рассмотрению
темы «Теория правового государства»
не случайно. Развитие концепций «правового
государства» всегда волновало передовых
людей, прогрессивных мыслителей древности,
средневековья и современности. Философы,
юристы и историки, независимо от своих
взглядов и научных убеждений, во все времена
не обходили своим вниманием философских
и юридических проблем развития и существования
правового государства, как практического
института.
Современное демократическое
правовое государство предполагает развитое
гражданское общество, в котором взаимодействуют
различные общественные и политические
организации. Политическая жизнь в правовом
государстве строится на основе идеологического,
политического плюрализма и многопартийности.
Необходимым фактором, определяющим
во многом успех многих преобразований
в государственной и политической жизни
общества, является уровень политической
и правовой культуры. Правовой нигилизм
- один из основных факторов, ограничивающий
развитие правовых институтов, необходимых
для создания гражданского общества и
правового государства.
В настоящее время имеются все
предпосылки для развития идеи правового
государства, чем и обусловлена актуальность
данной работы по исследованию истории
зарождения и развития философской концепции
правового государства.
Объектом исследования курсовой работы
выступают теория правового государства.
Предметом исследования выступают процесс
формирования концепции правового государства.
Цель работы в изучении теории правового
государства. Исходя из поставленной цели
формулируем следующие задачи:
1. рассмотреть развитие теории
правового государства с учетом исторической
диалектики;
2. проанализировать формирование
концепции правового государства;
3. исследовать понятие и основные
признаки правового государства.
Правовое государство как определенная
теоретическая концепция и соответствующая
практика имеет долгую и поучительную
историю. Сам термин «правовое государство»
прочно утвердился в немецкой литературе
в первой трети XIX века (в трудах К.Т. Велькера,
Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил
широкое распространение по всему миру.
Но различные теоретические
концепции, выражавшие идею и понятие
правовой государственности, сформировались
гораздо раньше. В содержательном смысле
ряд идей, предшествующих правовой государственности,
появились уже в античном мире, а теоретически
развитые концепции и доктрины правового
государства были сформулированы в условиях
перехода от феодализма к капитализму
(конец XVII - начало XVIII века).
Исторически это происходило
в общем русле возникновения прогрессивных
направлений буржуазной политической
и правовой мысли, становления и развития
нового юридического мировоззрения, критики
феодального произвола и беззаконий, абсолютистских
и полицейских режимов, утверждения идей
гуманизма, принципов свободы и равенства
всех людей, неотчуждаемых прав человека,
поисков различных государственно-правовых
средств, направленных против узурпации
публичной политической власти и ее безответственности
перед обществом и гражданином.
При всей своей новизне теоретические
концепции правовой государственности
(разработанные в трудах Д. Локка, Ш.Л. Монтескье,
Д. Адамса, Д. Мэдисона, Т. Джефферсона,
И. Канта, Г.В. Гегеля и др.) опирались на
опыт прошлого, на достижения предшествующей
социальной, политической и правовой теории
и практики, на исторически сложившиеся
общечеловеческие ценности и гуманистические
традиции.
Глава I Развитие
теории правового государства с учетом
исторической диалектики
1.1. Идеи правового
государства в древности
История хранит немало поучительных
и плодотворных идей о совместимости государства
с правом. Правовое государство - это продукт
«нового времени». Ни древность, ни средние
века не знали правового государства,
хотя сама идея правового государства
уходит своими корнями в античное общество.
Для всеобъемлющего изучения данного
вопроса необходимо проанализировать
сведения об идеях и понятиях, сходных
в ряде принципов с термином «правовое
государство», дошедших до наших дней
из глубокой древности.
Разумеется, разные мыслители,
политические и общественные деятели
вкладывали различный смысл в идею правового
государства. Если у одних такое государство
ассоциировалось, в конечном счете, с частной
собственностью, богатством определенных
классов и слоев, с использованием в разных
формах чужого труда, то у других все выглядело
как раз наоборот.
При частной собственности,
заявлял еще в XVI веке известный гуманист
лорд-канцлер английской монархии и автор
первого «коммунистического» произведения
«Утопия» Т. Мор, невозможно говорить ни
о справедливости, ни о благополучии всего
общества, ни о «наилучшем устройстве
государства»1. «При неоднократном и внимательном
созерцании ныне процветающих государств,
- вещал автор устами своего героя Рафаила
Гитлодея, - я могу клятвенно утверждать,
что они представляются не чем иным, как
неким заговором богачей, ратующих под
именем и вывеской государства о своих
личных выгодах. Они измышляют и изобретают
всякие способы и хитрости, прежде всего
для того, чтобы удержать без страха потери
то, что стяжали разными мошенническими
хитростями, а затем для того, чтобы откупить
себе за возможно дешевую плату работу
и труд всех бедняков и эксплуатировать
их как вьючный скот»2. Если богачи указывали от имени
государства, делал вывод автор из своих
наблюдений и размышлений, значит, и от
имени бедных, соблюдать эти ухищрения
необходимо, так как они становятся уже
законами.
Подобные суждения многократно
встречаются и развиваются в последующих
столетиях. Впрочем, встречаются и совершенно
противоположные им. Не в них дело, простая
констатация того факта, что независимо
от взглядов и суждений о правовом государстве
существование последнего неизменно ассоциировалось
с торжеством гуманизма, закона и законности,
добра и справедливости, разумеется понимаемых
и защищаемых с позиции интересов прежде
всего власть имущих, а затем уже всех
остальных слоев и классов общества.
Вопросы правового государства
широко обсуждаются в наше время. Основная
причина такого внимания к правовому государству
заключается не только в гуманности самой
идеи, но и в поисках путей ее наиболее
адекватного оформления и эффективного
осуществления.
Предпосылки к развитию теории
правового государства в виде идей гуманизма,
широкой или ограниченной приверженности
господствующего класса принципам демократизма,
свободы, господства права и закона прослеживаются
еще в рассуждениях мыслителей-философов,
историков, писателей и юристов Древней
Греции, Рима, Индии, Китая и ряда других
древних государств. Уже в древности начинаются
поиски принципов, форм и конструкций
для установления определенной зависимости
и согласованного взаимодействия права
и власти. В процессе развития представлений
о праве и государстве довольно рано сформировалась
теория о разумности и справедливости
такой политической формы общественной
жизни, символическим выражением которой
стал образ Богини Правосудия с повязкой
на глазах, с мечом и весами правосудия,
олицетворяющей единение силы и права.
Охраняемый богиней порядок в равной мере
обязателен для всех3. По представлениям древних
тот образ правосудия выражает смысл и
идею не только справедливого суда, как
специального органа, но и идею справедливой
государственности. Выработка принципов
правового государства началась с первых
шагов становления политико-правовой
науки, в античности. Она проходит в тесной
связи с процессами развития демократического
государства.
В своих знаменитых диалогах
«Государство», «Политик» и «Законы» древнегреческий
философ-идеалист Платон проводил мысль
о том, что там, где «закон не имеет силы
и находится под чьей-либо властью», неизбежна
«близкая гибель государства». Таким образом,
«там, где законы установлены в интересах
нескольких человек, речь идет не о государственном
устройстве, а только о внутренних распрях».
Тирания, обязательно приходящая, по мнению
автора, на смену демократии, опьяненной
«свободой в неразбавленном виде», когда
чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным
рабством, есть наихудший вид государственного
устройства, где царят беззаконие, произвол
и насилие. Только там «где закон - владыка
над правителями, а они - его рабы, я усматриваю
спасение государства и все блага, какие
только могут даровать государствам боги».
Обращаясь к философскому мировоззрению
Аристотеля на государственную власть,
право и закон можно выделить мысль о том,
что «не может быть делом закона властвование
не только по праву, но и вопреки праву;
стремление же к насильственному подчинению,
конечно, противоречит идее права». Там,
где отсутствует «власть закона», там
нет места и какой-либо форме государственного
строя. «Закон должен властвовать над
всем; должностным же лицам и народному
собранию следует обсуждение частных
вопросов»4.
Достаточно последовательно
позицию укрепления роли права в государстве
выражали те, кто по роду своей деятельности
был ориентирован на новые социальные
институты (суды и народные собрания),
- софисты и риторы. Софист Протагор пытался
переориентировать ценностный строй современной
культуры в пользу человека. Афоризмом
стало его фраза: «Человек есть мера всех
вещей». В свою очередь Ликофрон прямо
заявлял о существовании неотчуждаемых
прав индивида и о необходимости защиты
их государством. В их среде утвердилась
идея о государстве как общественном договоре.
Первым указанную идею выдвинул Демокрит5.
Также серьезный вклад в укрепление
идеи правового государства внесли пионеры
политической и правовой наук Платон,
позже — Полибий и Цицерон. Полибий считал,
что наилучшим политическим устройством
является римское государство, в котором
имеет место смешанное правление трех
властей - власти консулов, сената и народа,
выражавших соответственно царское, аристократическое
и демократическое начала. Возможные претензии
одной власти на непропорционально больший
статус встречают противодействие других
властей, и в целом система сохраняет свою
стабильность и прочность. Идея смешанной
власти была в дальнейшем взята на заметку
и критически переосмыслена в период французского
Просвещения.
Цицерон в своих трудах «О государстве»,
«О законах», «Об обязанностях» формулирует
идею о том, что государство-достояние
народа, понимаемого не как «любое соединение
людей, собранных вместе каким бы то ни
было образом», а как «соединение многих
людей, связанных вместе между собой согласием
в вопросах права и общностью интересов»6. Государство с точки зрения
его взаимосвязей с правом есть не что
иное, как «общий правопорядок». В основу
права Цицерон неизменно вкладывал присущие
человеческой природе, равно как и природе
вообще, разум и справедливость. Цицерон,
как глубоко убежденный и последовательный
сторонник естественного права, делал
вывод о том, что права и свободы человека
не даруются и не устанавливаются кем-то
и по чьему бы то ни было желанию или велению,
а принадлежат ему по самой природе. Используя
понятие «истинный закон», Цицерон рассматривал
его как «разумное положение, соответствующее
природе, распространяющееся на всех людей,
постоянное, вечное, которое призывает
к исполнению долга, приказывая; запрещая,
от преступления отпугивает; оно, однако,
ничего, когда это не нужно, не приказывает
честным людям и не запрещает им». Очень
важным в ходе формирования теории правового
государства явился правовой принцип
Цицерона, согласно которого «под действие
закона должны попадать все», а не только
некоторые, «избранные граждане». Важным
оказались положения, в соответствии с
которыми любому закону должно быть свойственно
стремление хотя бы «кое в чем убеждать,
а не ко всему принуждать силой и угрозами»;
призывы к человеколюбию, «законосообразности»,
к борьбе за свободу и справедливость,
за гуманистическое отношение государственных
органов к свободным гражданам и даже
рабам7.