Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2014 в 01:43, контрольная работа
Описание работы
Современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные и политические организации. Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического, политического плюрализма и многопартийности.
Содержание работы
Введение 3-4 Глава I Развитие теории правового государства с учетом исторической диалектики 5-19 1.1. Идеи правового государства в древности 5-11 1.2. Идеи правового государства в эпоху феодализма 12-13 1.3. Идеи правового государства в период ранних буржуазных революций 13-19 Глава II Концепция правового государства 20-30 2.1. Формирование концепции правового государства 20-24 2.2. Понятие и основные признаки правового государства 24-30 Заключение 31-34 Список нормативно-правовых актов и специальной литературы литература 35-36
Идеи гуманности, духовной свободы
всех людей независимо от их занятий и
положения в обществе явственно излагались
в многочисленных трактатах Л. Сенеки
- древнеримского писателя и философа.
Среди них такие трактаты: «О благодеяниях»,
«О милосердии», «О спокойствии духа»,
«Письма к Луцилию»; трагедии «Медея»,
«Агамемнон», «Эдип». Определенного внимания
заслуживают его выступления в защиту
«говорящих орудий»- рабов. Все люди, согласно
учению Сенеки, равны между собой в том
смысле, что они являются «сотоварищами
по рабству», одинаково находясь во власти
судьбы. Я с радостью узнаю от приезжающих
из твоих мест, - пишет Сенека Луцилию,
- что ты обходишься со своими рабами, как
с близкими. Так и подобает при твоем уме
и образованности. Они рабы? Нет, люди.
Они рабы? Нет, твои соседи по дому. Они
рабы? Нет, твои смиренные друзья. Они рабы?
Нет, твои товарищи по рабству, если ты
вспомнишь, что и над тобой, и над ними
одинакова власть фортуны». «Туп тот, кто
покупая коня, смотрит только на узду и
попону, еще глупее тот, кто ценит человека
по платью или по положению, которое тоже
лишь облекает нас, как платье. Он раб!
Но, быть может, душою свободный. Он раб!
Но чем это ему вредит? Покажи мне, кто
не раб. Один в рабстве у похоти, другой
- у скупости, третий- у честолюбия и все-
у страха… Будь с рабами приветлив, покажи
себя высоким без высокомерия: пусть они
лучше чтут тебя, чем боятся»8.
Можно перечислить целый ряд
положений, значимых для последующих представлений
о правовом государстве, разработанных
античными авторами. В их числе положения
о власти закона как сочетании силы и права,
о различиях правильных и неправильных
форм правления, о смешанном правлении
и о роли права в типологии государственных
форм, соотношении естественного и волеустановленного
права, о равенстве людей по естественному
праву, о праве, как мериле справедливости
и регулирующей нормы политического общения,
о государстве, как «деле народа» и правовом
общении, о сферах частного и публичного
права; о свободном индивиде как юридическом
лице, субъекте права.
Гуманистические мотивы, трансформировавшиеся
сразу или по истечении определенного
времени в соответствующие государственно-правовые
взгляды и доктрины, согласно которым
в обществе и государстве должны торжествовать
не зло, насилие и произвол, а право и закон,
развивались не только в античном мире,
но и в Индии и Китае. Наряду с материалистическими
представлениями о мире, умещавшимися
в формулах «сознание рождается в вещах
и умирает тоже в вещах» или «жизнь - это
корень смерти, а смерть - корень жизни»,
еще в глубокой древностями философами
и юристами в Китае, например, применительно
к господствовавшему в стране рабовладельческому
строю проводилась мысль о том, что «в
государстве должен царить порядок», основанный
на законе. Существовал тезис о том, что
государь, если он хочет до конца жизни
не подвергаться опасности, должен быть
справедливым, а «управление страной должно
соответствовать спокойствию», быть спокойным.
Нельзя силой насаждать порядок в стране,
ибо «страна управляется справедливостью»9.
Указанные воззрения несправедливо
включать в их первозданном виде в систему
принципов и идей, формирующих современную
концепцию правового государства. Это
тем более невозможно, ибо их сущность
не всегда подчинена строгой логичности,
определенности и последовательности.
Кроме того, некоторые из них, хотя и не
расходились радикально с идеями, положившими
историческое начало процессу становления
теории правового государства, тем не
менее непосредственно не «вписывались»
в них, органически не сочетались с ними.
Анализируя мировоззренческие идеи, своего
рода постулаты известного древнекитайского
философа Лао Цзы, можно их свести к следующим
тезисам: «когда растут законы и приказы,
увеличивается число воров и разбойников»;
«когда правительство спокойно, народ
становится простодушным; когда правительство
деятельно, народ становится несчастным»;
«нужно сделать государство маленьким,
а народ - редким», и пр10.
Однако, несмотря на такие своеобразные
суждения и умозаключения, древняя гуманистическая
мысль, государственно-правовые взгляды
прогрессивных мыслителей того времени,
несомненно, стали первоосновой, предтечей
всего процесса развития идей гуманизма,
составивших фундамент теории правового
государства.
Таким образом, для полного
завершения процесса развития данной
концепции, самой идеи под названием «теория
правового государства» было необходимо
преодолеть тяжелый и долгий интеллектуальный
путь, измерявшийся даже не столетиями,
а тысячелетиями.
1.2. Идеи правового
государства в эпоху феодализма
В эпоху перехода от феодализма
к капитализму решающее значение приобретают
проблемы функционирования политической
власти и ее формально равной для всех
правовой организации в виде упорядоченной
системы разделенных государственных
властей, соответствующих новому отношению
социально-классовых и политических сил.
Юридическое мировоззрение нового восходящего
класса требовало утверждения новых представлений
о свободе человека посредством режима
господства права и в частных, и в публично-политических
отношениях.
В период начавшегося распада
феодализма идеи правовой государственности
с позиции историзма изложили прогрессивные
мыслители того времени Н. Макиавелли
и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на
основе многовекового опыта существования
государств прошлого и настоящего предпринял
попытку объяснить принцип политики, осмыслить
движущие развития политической жизни
с тем, чтобы изобразить контуры идеального
государства, наилучшим образом отвечающего
потребностям его времени. Цель государства
он видел в возможности свободного пользования
имуществом и обеспечения безопасности
для каждого. При рассмотрении вопроса
о государственных формах предпочтение
отдавалось республике, так как именно
республика в большей мере отвечает требованиям
равенства и свободы. Боден, в свою очередь,
определяет государство как правовое
управление многими семействами и тем,
что им принадлежит. Задача государства,
по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить
права и свободы11.
Таким образом, данный переходный
период явился тем временным отрезком
на котором сохранилось уверенное развитие
идеи правового государства, были сформированы
социально-политические условия для укрепления
философской мысли о необходимости существования
гражданского общества и верховенства
права. Все указанные предпосылки создали
благоприятную почву для бурной философско-правовой
мысли последователей Н. Макиавелли и
Ж. Бодена в период «нового времени».
1.3. Идеи правового
государства в период ранних буржуазных
революций
В основе современных концепций
правового государства лежат идеи немецкого
философа Канта (1724-1804гг.), французского
просветителя и правоведа Монтескье (1689-1755гг.)
и других европейских просветителей ХVIII
и ХIХ веках таких, как Г. Гроций, Спиноза,
Дж. Локк, Д. Дидро, Ж. - Ж. Руссо12. Эти ученые полагали, что на
смену полицейскому, бюрократическому
государству эпохи абсолютизма, в терминологии
Канта названное государством произвола,
должно прийти правовое государство, в
основе которого лежит идея автономной
личности, обладающей неотъемлемыми, неотчуждаемыми
правами. Взаимоотношения личности и государственной
власти в условиях правового государства
принципиально иные, нежели в абсолютистском
государстве, ибо для правового государства
характерно ограничение государственной
власти, связанность ее правом и законом.
Достойны внимательного изучения
мысли Монтескье, в соответствии с которыми
разделение властей сыграло существенную
роль в становлении концепции правового
государства и конституционализма в форме
конституционной монархии. При этом не
следует забывать, что исторически концепции
разделения властей были впервые теоретически
развиты применительно к задачам конституционно-правового
преобразования феодальной монархии в
конституционную монархию «нового времени».
Для ранних теоретиков разделения властей
(Локка, Монтескье и др.) речь прежде всего
шла о правовом ограничении власти монарха,
о поисках такой формы монархического
правления, власть в которой была бы рассредоточена
среди различных социальных слоев общества
и представляющих их интересы властных
государственно-правовых институтов.
С этой точки зрения, античные политико-правовые
концепции относительно монархической
формы государства не могли служить подходящим
образцом для искомой модели правления.
Помимо существенного различия между
монархиями древности и нового времени,
особенно конституционной монархией,
дело еще состояло в том, что наиболее
перспективные политико-правовые идеи
античных авторов относятся по преимуществу
к характеристике не монархии и целей
ее преобразования, а к смешанному правлению,
политии. Данное обстоятельство четко
формулирует в работе «О духе законов»
Монтескье, оценка которого тем более
значима, он объективно оценивает труды
своих античных предшественников. «Греки
не составили себе правильного представления
о распределении трех властей в правление
одного; они дошли до этого представления
только в применении к правлению многих
и назвали государственный строй такого
рода политией». Поскольку древние греки
не знали распределения трех властей в
правление одного, они не могли составить
себе верного представления о монархии.
Лучше, по характеристике автора, обстояло
дело с распределением трех властей в
истории древнеримского государства,
опыт которого используется в политико-правовом
учении Монтескье13.
Таким образом, государственно-правовые
воззрения Монтескье сводятся к тому,
что формы правления, формы государственного
устройства определяют собой дух законов
и содержание законодательства; основываются
на том, что принцип демократии - это добродетель,
любовь к общему благу; исходят из того,
что к «правильной» форме государства
относится демократия, при которой верховная
власть принадлежит всему обществу и основные
законы здесь определяют порядок подачи
голосов, посредством которых выражается
воля народа, состав и способ деятельности
народного собрания; проповедует любовь
к отечеству, уважение к закону, поддержку
существующих порядков, равенство и умеренность
состояний, охрану семейного достояния.
Существенная новизна позиции мыслителей-приверженцев
конституционной монархии и разделения
властей состоит в том, что в отличие от
античных авторов они рассматривают проблему
политической свободы в ее отношениях
как к государственному строю, так и к
отдельной личности, гражданину. Первый
аспект этих отношений политической свободы,
находящий свое выражение в правовом (и
конституционно-правовом) оформлении
распределения трех властей, выступает
в качестве необходимой институционально-организационной
формы обеспечения второго аспекта свободы
- гражданских прав и свобод, безопасности
личности. Без сочетания этих двух аспектов
политическая свобода остается неполной,
нереальной и необеспеченной.
Учения раннебуржуазных мыслителей,
и прежде всего о неотчуждаемых правах
и свободах человека и разделении властей,
оказали заметное влияние не только на
последующие теоретические представления
о правовой государственности, но и на
государственно-правовую практику. Это
влияние отчетливо проявилось в конституционно-правовых
документах Великобритании, в Конституции
США 1787 года, во французской Декларации
прав человека и гражданина 1789 года. И
в целом ряде других нормативно-правовых
актов. Интересна статья 16 французской
декларации 1789 года, которая гласит: «Общество,
где необеспеченна гарантия прав и не
проведено разделение властей, не имеет
Конституции». Также стоит упомянуть статью
5 указанного документа: «Закон вправе
запрещать лишь деяния, вредные для общества.
Все, что не запрещено законом, то дозволено,
и никто не может быть принужден делать
то, что не предписано законом». Это первое
официальное закрепление данного правового
принципа14.
Важным условием при изучении
развития идеи правового государства
является обращение к философским трудам
Канта и Гегеля. В своей работе Кант выступил
с философским обоснованием либеральной
теории правового государства. Благо государства,
по Канту, состоит в высшей степени согласованности
государственного устройства с правовыми
принципами, и стремится к такой согласованности,
к которой нас обязывает разум через категорический
императив. Реализация требований категорического
императива государственности предстает
у Канта как правовая организация государства
с разделением властей. В соответствии
с наличием или отсутствием принципа разделения
властей он различает и противопоставляет
две формы правления: республику и деспотию.
При обобщении концепции правового государства
формируются следующие тезисы: источником
нравственных и правовых законов выступает
практический разум, или свободная воля
людей; человек становится моральной личностью,
если возвысился до понимания своей ответственности
перед человечеством в целом; в своем поведении
личность должна руководствоваться требованиями
категорического императива, который
сводится к следующему: «поступай так,
чтобы ты всегда относился к человечеству
и в своем лице; и в лице всякого другого
так же, как к цели, и никогда не относился
бы к нему только как к средству» и «поступай
так, чтобы максима твоего поступка могла
стать всеобщим законом»; правом, основанным
на нравственном законе, должны быть определены
границы поведения людей с целью, чтобы
свободное волеизъявление одного лица
не противоречило свободе других; право
призвано обеспечить внешне благопристойные,
цивилизованные отношения между людьми;
государство - это соединение множества
людей, подчиненных правовым законам.
Или «государство в идее, такое, каким
оно должно быть» обязано сообразовываться
«с чистыми принципами права»; государство
призвано гарантировать правопорядок
и строиться на началах суверенитета.
Если у Канта существование
правовых законов и правового государства
- вероятность, то у Гегеля они - действительность,
путем практической реализованности разума
в определенных формах наличного бытия
людей15.
В XX веке многие либеральные
авторы выступили против гегелевской
философии права и государства как одного
из теоретических оснований идеологии
и практики фашизма, национал-социализма
и вообще всех разновидностей современного
деспотизма и тоталитаризма. Подлинное
же содержание гегелевской концепции
правового государства свидетельствует
об ошибочности и несостоятельности подобных
измышлений.
Государство, согласно Гегелю,
это конкретное право, так как оно включает
в себя признание «всех остальных прав
личности, семьи и общества». С учетом
диалектической иерархии прав государство
как наиболее конкретное право стоит на
вершине правовой пирамиды, связано гегелевское
возвышение государства над индивидами
и обществом, восхваление его в качестве
«шествия Бога в мире». Все это подтверждает,
что Гегель - государственник, имеющий
правовой уклон, он обосновывает, восхваляет
и обожествляет именно правовое государство,
он подчиняет права индивидов и общества
государству не как аппарату насилия,
а как более высокому праву - всей системе
права. А «система права есть царство осуществленной
свободы». Иными словами, Гегель философски
восхваляет государство как наиболее
развитую действительность свободы. В
конкретно-историческом плане Гегель
как мыслитель начала XIX века полагал,
что идея свободы достигла наибольшего
практического осуществления именно в
конституционной монархии, основанной
на принципе разделения властей. Надлежащее
разделение властей в государстве Гегель
считал «гарантией публичной свободы».
Таким образом, он защищал суверенитет
государственно-правового целого и резко
критиковал деспотизм - «состояние беззакония,
в котором особенная воля такова, будь
то воля монарха или народа, имеет силу
закона или, вернее, действует вместо закона,
тогда как суверенитет, напротив, составляет
в правовом, конституционном состоянии
момент идеальности особенных сфер и функций
и означает, что подобная сфера не есть
нечто независимое, самостоятельное в
своих целях и способах действия и лишь
в себя углубляющейся, а зависима в этих
целях и способах действия от определяющей
ее цели целого. Возводя государство в
абсолют, стоящий над личностью и обществом,
Гегель доказывает, что такие государства
предшествуют развитию гражданского общества.
В этом утверждении Маркс видел главный
порок гегелевской концепции государства,
поскольку в реальной жизни общество возникает
раньше государства, а последнее является
его продуктом и результатом развития
общества. «Государство, по Гегелю, это
наиболее совершенная организация общественной
жизни, в которой все строится на правовой
основе, представляющей царство реальной
жизни»16.