Убеждение и поощрение в государственном управлении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 10:15, контрольная работа

Описание работы

Убеждение проявляется в использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Содержание работы

1 Убеждение и поощрение в государственном управлении 3
1.1 Убеждение в деятельности государственной власти 3
1.2 Поощрение в деятельности государственной власти 5
2.Особенности административно-процессуальных норм и отношений 11
3. Задача 20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

Файлы: 1 файл

контрольная работа по АП.docx

— 43.18 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и  науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Уральский государственный экономический  университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Контрольная работа 
по курсу «Административное право»

Вариант 6

 

 

 

 

 

Исполнитель: студент гр. ЮР-12Ом  

                                                             Туник Е.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Омск, 2012г.

 

Содержание

 

1 Убеждение  и поощрение в государственном  управлении 3

1.1  Убеждение   в деятельности государственной  власти 3

1.2 Поощрение  в деятельности государственной  власти 5

2.Особенности  административно-процессуальных норм  и отношений 11

3. Задача 20

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 21

 

 

1 Убеждение и  поощрение в государственном  управлении

1.1  Убеждение   в деятельности государственной  власти

Убеждение проявляется в  использовании различных разъяснительных, воспитательных, организационных мер  для формирования воли подвластного или ее преобразования. Оно направляется на то, чтобы подвластные сами исполняли  выраженную в правовых актах волю субъекта власти. Благодаря убеждению  достигается единство воли законодателя и граждан, руководителя и коллектива, которое является необходимым условием единства действий.

Убеждение - это процесс  последовательно осуществляемых действий, который включает в себя такие  элементы, как овладение вниманием, внушение, воздействие на сознание, эмоции, разжигание интереса, возбуждение  желания. Граждане добровольно подчиняются  юридическим нормам, если понимают цели и задачи государства, одобряют их, сознательно, активно участвуют  в их осуществлении. Это означает, что с помощью мер убеждения  государство добилось желаемого  воздействия на сознание и волю людей  и у них появилось необходимое  понимание, сформировалась внутренняя убежденность в целесообразности юридических  предписаний.

В обеспечении добровольного  исполнения большое значение имеет  воспитание правовой дисциплины, привычки соблюдать закон. Нередко само по себе знание прав и обязанностей оказывается  достаточным для того, чтобы тот  или иной гражданин был законопослушным, строго и неукоснительно следовал предписаниям юридических норм.

Часть граждан исполняют  правовые предписания потому, что  знают об отрицательных последствиях, которые могут наступить для  них в случае неподчинения. Устрашение тоже является одной из форм воспитания, хотя и самой низкой. Угроза принуждения, устрашение могут способствовать воспитанию привычки соблюдать закон. В демократическом  обществе убеждение - главный метод  воздействия:

  • Во-первых, оно используется систематически, можно сказать, круглосуточно в отношении всех граждан.
  • Во-вторых, оно обеспечивает добровольное выполнение норм, команд, а в конечном итоге воспитывает убежденность, привычку законопослушания. Демократический режим открывает значительные возможности для широкого привлечения граждан к обсуждению и принятию правовых актов, к участию в делах государства, которые, в свою очередь, раскрывают перед ними сложность и трудность этого процесса, заставляют брать на себя ответственность за целесообразность принимаемых решений. Сознательная дисциплина, высокая организованность, чувство личной ответственности, обретаемые в процессе непосредственной общественно-политической практики, являются действенными средствами формирования убежденности, в основе которой лежит собственный опыт людей.
  • В-третьих, научно-техническая революция, цели демократического общественного устройства требуют, чтобы внешнее регулирование поведения людей постепенно уступало место саморегулированию. Чем выше уровень техники, чем выше насыщенность труда творческими элементами, тем менее эффективен внешний контроль за людьми. Главными факторами успешной трудовой деятельности личности все более становятся психическое состояние, акты сознания, недоступные внешнему контролю. И решающее значение в успешной трудовой и иной деятельности должно принадлежать внутреннему контролю самой личности за своими действиями, осознанию ею социального значения их целей и последствий. В деле воспитания саморегулирования, самоконтроля, чувства долга решающая роль принадлежит разнообразным формам убеждения.
  • В-четвертых, созданная за последние десятилетия система средств массовой информации позволяет государственному и муниципальному аппарату быстро оповещать граждан о проводимых мероприятиях, разъяснять их смысл, инструктировать, убеждать. Пресса, радио, кино, телевидение значительно увеличили возможность воздействия на граждан, и их использование способствует повышению роли убеждения в управлении делами общества.
  • В-пятых, убеждение обходится государству, стране намного дешевле, чем принуждение.

Формы убеждения разнообразны. Среди них: обучение, пропаганда, агитация, разъяснение, обмен опытом. Большое  влияние на граждан оказывают  инструктажи, митинги, собрания, реклама, своевременное реагирование на обращения, небюрократическое решение дел. Воспитывают примеры из личной жизни  руководителей, яркие художественные образы. Во второй половине XIX в. многих вдохновлял образ Базарова, а в  первой половине XX - Корчагина. Убеждает организационная практика исполнительных органов, пресс-конференции, встречи  руководителей с народом, информирование о достигнутых успехах и т. д.[5]

1.2 Поощрение  в деятельности государственной  власти

Жизнь человека предполагает удовлетворение различных материальных и духовных потребностей. «Без потребностей человек не имел бы стимула к действию». Стимулы - это средства воздействия  на деятельность людей, активизирующие их возможности. С помощью правовых стимулов осуществляется целенаправленное воздействие на интересы граждан, формируется  их заинтересованность в совершении определенных поступков. Стимулирование, побуждение к действию производится путем воздействия на потребности  и интересы людей, а, следовательно, на их волю и поведение.

В научной литературе различают  два вида стимулов: негативные (взыскания) и позитивные (поощрения). «Верховная власть, - отмечал еще А. Н. Радищев, - многие имеет средства направлять деяния граждан в стезю закона, и все они могут быть предметом  общего законоположения. Средства сии  суть:

  1. воспретительные;
  2. побуждающие.

Воспретительные средства, - продолжал он далее, - суть положенные в законе наказания, побудительные - суть награждения разного рода...»

В настоящее время существует большое число юридических норм, регулирующих вопросы поощрения. Создан российский правовой институт поощрения. Он является межотраслевым, в него входят нормы конституционного, административного, трудового и других отраслей права.

Больше всего в этом правовом институте норм административного  права. Ими закрепляется наибольшее число разных мер поощрения, наиболее разнообразные основания поощрения  и самый широкий круг субъектов, которые могут быть поощрены.

Поощрительные административно-правовые нормы находятся во многих источниках. Среди них можно выделить две группы:

  1. В административном законодательстве есть масса источников, специальной темой которых является поощрительная деятельность субъектов исполнительной власти. Это: Законы РФ «Об установлении звания Героя РФ и учреждении знака особого отличия -- медали «Золотая Звезда» от 20 марта 1992 г., «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы» от 15 января 1993 г.; Указы Президента РФ «О государственных наградах Российской Федерации» от 2 марта 1994 г., «О Государственных премиях Российской Федерации в области литературы и искусства» от 10 ноября 1993 г.; Положение о премиях Правительства Российской Федерации в области науки и техники, утвержденное Правительством РФ 27 декабря 1994 г.; Положение о Почетной грамоте Правительства РФ, утвержденное Правительством РФ 31 мая 1995 г.; и многие иные акты центральных федеральных органов. Акты о поощрении издаются и субъектами Федерации.
  2. Вторая группа источников административно-поощрительных норм акты, в которых наряду со многими другими включены одна или несколько поощрительных норм.

Как метод деятельности исполнительной власти поощрение характеризуется  следующими особенностями:

  • фактическим основанием для него является заслуга, деяния, положительно оцениваемые субъектами власти;
  • оно персонифицировано, применяется в отношении отдельных индивидуальных или коллективных субъектов;
  • оно состоит в моральном одобрении, наделении правами, льготами, материальными ценностями и иными благами;
  • оно в основном урегулировано правом, во многих случаях реализуется в форме правоприменения. К сожалению, поощрительные правовые нормы закрепляют, как правило, право субъектов власти поощрять и крайне редко - субъективное право гражданина, служащего, организации на поощрение. В этом деле администрация наделена широкими дискреционными полномочиями;
  • оно косвенно, через интересы, эмоции, сознание воздействует на волю поощряемого, стимулируя, побуждая его. Поощрение связано с существующей у подавляющего большинства людей потребности в оценке их дел, в признании их заслуг и просто во внимательном отношении к тому, чем они занимаются.

Основные принципы поощрительной  деятельности - обоснованность, оперативность, гласность, разнообразие - вытекают из общих принципов функционирования исполнительной власти. Их соблюдение обеспечивает эффективность этой разновидности  властвования.

Виды поощрения. Чтобы  лучше разобраться в многочисленных видах поощрения, их следует сгруппировать  по следующим критериям: основные (за что); правовое регулирование; содержание поощрения; кого и кто поощряет.

Среди оснований поощрения  можно различать абсолютные и  относительные. Важным основанием поощрения  является добросовестное выполнение трудовых, служебных и иных постоянных обязанностей. Оно широко используется и для стимулирования лиц, отличившихся при выполнении гражданского долга («за мужество», «за отвагу на пожаре», «за помощь в задержании преступника» и т. д.).

Поощрение призвано стимулировать, прежде всего абсолютные положительные  действия, но, кроме того, оно может  использоваться для социальной переориентации личности, социальной адаптации лица, отбывшего наказание (условно-досрочное  освобождение, досрочное снятие судимости  и т. д.).

С точки зрения правовой основы можно различать поощрение  формальное и неформальное. Формальным признается поощрение, регламентированное правовыми нормами, соответствующие  меры оформляются специальными правоприменительными актами и, как правило, заносятся в трудовую книжку, служебную карточку.

В поощрительной деятельности возможно и желательно проявление инициативы, применение разнообразных мер воздействия, которые или вообще не предусмотрены  юридическими нормами, или не относятся  ими к мерам поощрения. Неформальные средства - это и похвала, высказанная  лицу руководителем в личной беседе, и похвала публичная, и направление  на престижный симпозиум за рубежом, и предоставление ссуды для приобретения мебели, квартиры и многое, многое другое.

По содержанию поощрение  может быть моральным, материальным, статусным и смешанным. Наиболее часто применяемое средство морального стимулирования - благодарность и  грамота, а материального - премия, ценный подарок. Статусные меры изменяют правовой статус гражданина на всю оставшуюся жизнь.

Возможно применение одновременно нескольких мер поощрения. Но часто  одна мера содержит и моральное, и  материальное, и статусное поощрение, является смешанной. Например, присвоение звания Героя Российской Федерации, присуждение Государственной премии, присвоения звания «Почетный железнодорожник».

На основании норм административного  права могут поощряться коллективные и индивидуальные субъекты. Среди  коллективных находятся структурные  подразделения государственных  и общественных организаций, предприятия, учреждения, воинские части и другие организации, а также сложные  организации: железные дороги, пароходства, города.

Среди индивидуальных субъектов  выделяются:

1) государственные служащие;

2) иные работники государственных  организаций; 

3) граждане России;

4) иностранные граждане  и лица без гражданства (только  к ним применяются такие поощрительные  средства, как присвоение звания  Почетного гражданина России, досрочный  прием в российское гражданство).

Если за основу взять статус субъектов, осуществляющих поощрительную  деятельность, то следует выделить централизованное и децентрализованное поощрение. Централизованное включает в себя поощрение, применяемое:

1) Президентом РФ;

2) Правительством РФ;

3) центральными органами  исполнительной власти специальной  компетенции РФ;

4) иными центральными  органами РФ (Центральным банком, прокуратурой РФ, Центральной избирательной  комиссией);

5) президентами, губернаторами,  главами администраций субъектов  Федерации и их правительствами.

К исключительной компетенции  Президента РФ относится награждение  государственными наградами, присуждение  государственных премий.

Информация о работе Убеждение и поощрение в государственном управлении