Уполномоченный по правам человека в РФ и его конституционно-правовой статус

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:17, реферат

Описание работы

Основной целью данной работы является правовой анализ конституционно-правового статуса Уполномоченного по правам человека в РФ. Данная цель решается посредством следующих задач:
- рассмотреть правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ;
- изучить деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ;
- рассмотреть особенности деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах РФ;
- подвести итоги проделанного исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ 5
2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ 8
3. Правовой статус уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации 14
Заключение 19
Список использованных источников 21
Приложение ( Юридические средства защиты уполномоченного по правам человека в РФ)…………………………………………………………………...23

Файлы: 1 файл

6509-готовая работа.doc

— 122.00 Кб (Скачать файл)

Реферат на тему: «Уполномоченный  по правам человека в РФ и его  конституционно-правовой статус»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В Конституции РФ 1993 г. закреплено: «Человек, его права  и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2)1. Конституцией РФ гарантируется гражданам государственная защита прав и свобод, закрепляется за гражданами право защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (ст. 45).

Совокупность благоприятных  условий и средств, обеспечивающих выполнимость прав человека и гражданина, именуется гарантиями. В зависимости от сферы распространения существуют международные и внутригосударственные гарантии прав человека.

Большую роль играет группа юридических гарантий, разделяющихся на гарантии охраны прав и гарантии защиты. Структура юридического механизма гарантий прав человека включает закрепление прав человека в позитивных нормах, определение границ и способов осуществления субъективных прав, утверждение правил ограничения прав, дифференциацию режимов реализации прав, фиксацию процедур охраны и защиты прав, установление ответственности и других мер принуждения за нарушение прав, указание на формы и размеры восстановления нарушенных прав и возмещения причиненного вреда, меры профилактики и предупреждения возможных нарушений прав.

Защита прав и свобод человека и гражданина, являясь конституционно-правовой и международно-правовой обязанностью современного государства, осуществляется с помощью системы принципов, предназначенных для этих целей.

Защита прав человека является средоточием развития конституционного права, международного права, права Европейского союза. Состояние механизмов защиты прав человека выступает критерием качества правопорядка в современных обществах. Изучение состояния правовых механизмов защиты прав человека способствует выявлению ключевых моментов в совершенствовании и улучшении положения личности в политическом и социальном пространстве. Сегодня существуют области права, которые требуют особого внимания и чуткого отношения со стороны исследователей, поскольку они связаны с передовыми достижениями в сфере техники и медицины, которые технологизируют человеческие отношения, что приводит к возникновению целого комплекса новых этических и правовых вопросов. В рамках права сегодня происходит обсуждение того, какие способы и методы регулирования возможны в области новых технологий, которые позволяют сохранить гуманистический характер цивилизации. Эта проблема превосходит национальные границы; сегодня наметилась тенденция существенного дополнения национальных правовых механизмов международными. Проблема прав человека перестала быть исключительно внутренним делом каждого государства и переросла в фактор международной политики.

Специализированным правовым институтом, ориентированным на осуществление функций по защите прав человека, является институт (омбудсмена) уполномоченного по правам человека. Институт омбудсмена в правовых системах стран мира является важным механизмом защиты прав человека и укрепления законности в деятельности государственных органов.

Основной целью данной работы является правовой анализ конституционно-правового  статуса Уполномоченного по правам человека в РФ. Данная цель решается посредством следующих задач:

- рассмотреть правовой  статус Уполномоченного по правам человека в РФ;

- изучить деятельность  Уполномоченного по правам человека  в РФ;

- рассмотреть особенности  деятельности уполномоченных по  правам человека в субъектах  РФ;

- подвести итоги проделанного  исследования.

 

1. Конституционно-правовой статус Уполномоченного по правам человека в РФ

Важную роль в защите прав и свобод человека играет институт Уполномоченного по правам человека (омбудсмена).

Исследователи справедливо отмечают, что правозащитная миссия Уполномоченного заключается в выявлении недостатков работы государственных и муниципальных служащих, которые устраняются его предложениями и замечаниями. Тем самым омбудсмен не создает напряженность в обществе, а улучшает работу исполнительных и законодательных органов.

В Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой в России 22 ноября 1991 г2., впервые говорится о необходимости создания данного института.

Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 г., а деятельность Уполномоченного  регулируется в соответствии с Федеральным конституционным законом.

Федеральный конституционный закон  от 26 февраля 1997 г. № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»3 определил статус, компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, организационные формы и условия деятельности Уполномоченного. Должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, отмечает ст. 2.1 Федерального конституционного закона, учреждена в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления, должностными лицами и государственными служащими. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав и свобод граждан, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих восстановление нарушенных прав и свобод4. В ст. 4-й закона особо подчеркивается, что «введение режима чрезвычайного или военного положения на всей территории Российской Федерации либо на ее части не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции».

Основной чертой, присущей всем без исключения институтам омбудсмена мира, является то, что это неконкурирующий  орган по отношению к другим государственным органам, он представляет собой самостоятельное звено в цепи правового механизма защиты прав и свобод человека и гражданина. Исследователи выделяют функции, демонстрирующие специфику этого института:

- выяснение всех обстоятельств дела о нарушении прав гражданина;

- корректирующая функция, которая  состоит в исправлении допущенной  по отношению к гражданину  несправедливости;

- инициирование реформ;

- информационно-воспитательная функция,  вытекающая из специфических  методов деятельности омбудсмена, которая включает в себя невластный характер применяемых им средств и информирование общественности о своей работе.

Сфера компетенции всех без исключения омбудсменов распространяется на административные органы, но правительство как коллегиально действующий орган исключено из их числа5.

В контексте вопроса  об эффективности деятельности Уполномоченного  по правам человека в РФ интересно  отметить следующее. Сформулированные в приложении к Резолюции ООН 48/134 от 20 декабря 1993 г. «Национальные институты по содействию и защите прав человека» «Принципы, касающиеся статуса национальных институтов, занимающихся содействием и защитой прав человека» (так называемые Парижские принципы) устанавливают международные критерии, применимые к национальным правозащитным учреждениям: принцип независимости; принцип соответствия целей и полномочий; принцип сотрудничества со всеми органами власти и общественными организациями; принцип доступности для всех слоев населения, определяющие создание и эффективное функционирование государственных несудебных правозащитных институтов. Парижские принципы, определяющие создание и эффективное функционирование государственных внесудебных правозащитных институтов, стали свидетельством того, что национальные институты по содействию и защите прав человека обрели международное измерение и право участия в международной системе защиты прав и свобод человека. Правилами Международного координационного комитета национальных учреждений по поощрению и защите прав человека принята следующая классификация национальных учреждений по поощрению и защите прав человека: статус "A" - полное соответствие с Парижскими принципами; "R" - для определения статуса документация представлена не в полном объеме; "B" - неполное соответствие Парижским принципам или не представлена информация; "C" - несоответствие Парижским принципам. Аккредитационный статус присваивается на срок не более пяти лет, далее предусматривается процедура реаккредитации. Уполномоченный по правам человека в РФ В. Лукин в своем ежегодном докладе за 2007 г. впервые подчеркнул, что Уполномоченный по правам человека в РФ - институт, функционирующий в соответствии с Парижскими принципами. Однако Международный координационный комитет национальных учреждений по поощрению и защите прав человека институту Уполномоченного по правам человека в РФ в декабре 2007 г. оставил статус аккредитации «B» (видимо, по причине непредставления документов для реаккредитации), т.е. тот же, который был присвоен ему в 2000 и 2001 гг.

2. Деятельность Уполномоченного по правам человека в РФ

Уполномоченный по правам человека обладает достаточно широким  кругом деятельности.

Так, нередко причиной нарушений прав человека является несовершенство федеральных законов, противоречие их общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации. Анализ поступающей к Уполномоченному информации о соблюдении гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав человека позволяет ему разрабатывать предложения по совершенствованию законодательства и приведению его в соответствие с общепризнанными международными стандартами в области прав человека6.

В этой связи Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации  на постоянной основе готовятся предложения  о внесении изменений и дополнений в действующее российское законодательство, принятий новых законодательных  актов; осуществляется международно-правовая экспертиза законопроектов, как разработанных субъектами законодательной инициативы и внесенных в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, так и принятых Государственной Думой в первом чтении.

Обращает на себя внимание то, что в своих заключениях Уполномоченный по правам человека очень часто ссылается не только на нормы международных договоров Российской Федерации, но и напрямую на общепризнанные принципы и нормы международного права. Так, например, в известном Заключении относительно несоответствия Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединений»7 общепризнанным принципам и нормам международного права и международным договорам Российской Федерации, внесенном в Комитет по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Уполномоченный по правам человека Российской Федерации указал, что «по сравнению с общим международно-правовым принципом равенства всех религий... в Законе о свободе совести, по сути, закрепляется привилегированное положение отдельных религий».

С нашей точки зрения, роль Уполномоченного  по правам человека Российской Федерации  в приведении российского национального  законодательства в соответствие именно с общепризнанными принципами и  нормами международного права в области прав человека особенно важна. Дело в том, что в соответствии с ч. 4 ст. 32 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации»8 Министерство иностранных дел Российской Федерации осуществляет общее наблюдение за выполнением международных договоров Российской Федерации. В отношении же общепризнанных принципов и норм международного права подобный уполномоченный орган отсутствует. Конечно, несоответствия между национальным законодательством и сложившейся правоприменительной практикой, с одной стороны, и общепризнанными принципами и нормами международного права, с другой, могут быть выявлены судебным органами и в первую очередь Конституционным Судом Российской Федерации. Однако такое выявление осуществляется ими от случая к случаю, по конкретным жалобам граждан и организаций. Мониторинга же соблюдения в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права, в том числе в области прав человека, никем не проводится.

В связи с этим нам представляется необходимым обеспечить институциональный  механизм осуществления мониторинга  соблюдения в Российской Федерации общепризнанных принципов и норм международного права, возложив данную функцию на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Суть такого мониторинга могла бы заключаться в анализе действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики на предмет их соответствия международным стандартам защиты прав человека и основных свобод. С учетом действующего в Российской Федерации принципа федерализма и, как следствие, многоуровневой системы законодательства имеет смысл распространить данный механизм на уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации. Возможный путь реализации указанной задачи видится нам следующим образом. Уполномоченные по правам человека в субъектах Российской Федерации в течение года осуществляют постоянный мониторинг законодательства субъекта Российской Федерации с позиций его соответствия общепризнанным принципам и нормам международного права в сфере прав человека. По итогам года ими составляются отчеты о положении дел в указанной области, которые затем, направляются Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации. Мониторинг федерального законодательства осуществляется непосредственно Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. В результате данной аналитической деятельности Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации составляется сводный отчет о состоянии действующего законодательства и практики его применения в Российской Федерации, который представляется им Федеральному Собранию Российской Федерации.

В рамках рассматриваемого направления деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации нам также представляется целесообразным обеспечить более эффективное воздействие Уполномоченного на законотворческий процесс. Дело в том, что, хотя на Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации возложена функция приведения российского национального законодательства в соответствие с принципами и нормами международного права в области прав человека, он не наделен правом законодательной инициативы. Между тем, по нашему мнению, адекватное исполнение функций имплементации норм международного права в российское законодательство невозможно без прямого участия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в законодательной деятельности. В связи с этим представляется настоятельно необходимым внести изменения в ст. 104 Конституции Российской Федерации, указав в числе субъектов права законодательной инициативы Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по вопросам его ведения9.

Информация о работе Уполномоченный по правам человека в РФ и его конституционно-правовой статус