Виды административного надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность административного надзора…………………………..5
1.1. Административный надзор как вид государственной
деятельности органов исполнительной власти………………..5
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления………………………………….10
Глава 2. Виды административного надзора……………………………….20
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор…………………….20
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного
движения………………………………………………………….25
2.3. Надзор в области пожарной безопасности……………………30
Заключение………………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

Должностные лица государственной санитарно-эпидемиологической службы для эффективного выполнения задач, на них возложенных, имеют широкий ряд полномочий:

1.полномочия,обеспечивающие необходимые условия для осуществления надзора; беспрепятственно посещать и обследовать поднадзорные объекты; получать от организаций и граждан сведения и документы, необходимые для выполнения возложенных на них задач; и т.д.

2.полномочия по предупреждению нарушений санитарных правил организациями и гражданами; требовать проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий; и т.д.

3.полномочия по пресечению нарушений санитарного законодательства. Они могут быть различными. Это и приостановление либо пресечение работ по проектированию и строительству, а также введения в эксплуатацию законченных объектов; эксплуатация действующих предприятий, организаций, транспортных средств и других объектов; и т. д.

4.полномочия по применению административных взысканий к лицам, виновным в нарушении санитарных правил.

5.полномочия требовать возмещения вреда, причиненного здоровью граждан, а также расходов лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений на проведение ими гигиенических, противоэпидемических и медицинских мероприятий при возникновении массовых заболеваний и отравлении людей.

Его цели и задачи – обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие в войсках и на специальных объектах Министерства обороны Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности и др.

Структурные подразделения и учреждения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, обороны, внутренних дел, безопасности. пограничной службы, юстиции, налоговой полиции, осуществляющие государственный санитарно-эпидемиологический надзор соответственно на железнодорожном транспорте, в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, на объектах обороны и оборонного производства, безопасности и иного специального назначения, включены в состав Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации. Структура Государственной санитарно- эпидемиологической службы Российской Федерации, ее задачи, функции, порядок осуществления деятельности, а также порядок назначения руководителей ее органов и учреждений устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Инструкции и иные документы, регламентирующие порядок осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения утверждаются главными государственными санитарными врачами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. При осуществлении надзора должностным лицам предоставлен широкий перечень полномочий, включающий, в частности, право составлять протоколы о нарушениях санитарного законодательства.

 

2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного     движения.

В современной жизненной обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которое вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по обеспечению безопасности дорожного движения, предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Поэтому, особую важность приобретает вопрос о государственном надзоре в сфере дорожного движения.

Говоря о государственном надзоре – как особой функции государства, изначально следует определиться, что понимается под государственным надзором. Указ Президента РФ[18]  определяет, что под функциями по контролю и надзору понимаются:

- осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения;

- выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определённого вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;

- регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.

Именно такое понимание надзорной деятельности, в наиболее полной мере, относится к контролю и надзору безопасности дорожного движения.

При этом правила дорожного движения дают толкование термина – «дорожное движение» – это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог».

Непосредственно же, под безопасностью дорожного движения, согласно толкования терминов, следует понимать состояние дорожного движения, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий[19].

Мы можем сделать вывод что, обеспечение безопасности дорожного движения состоит в деятельности, направленной на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.

Особенностью является то, что, государственный надзор и контроль за деятельностью в области обеспечения безопасности дорожного движения, которые организуются и осуществляются в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ, производится только органами, наделёнными соответствующими полномочиями.

Основным органом, уполномоченным законом на осуществление функций по надзору за безопасностью дорожного движения является МВД РФ. Так, согласно п. 9 ст. 10 Закона «О полиции», – полиции, как системе государственных органов исполнительной власти, вменено в обязанность осуществлять государственный контроль и надзор за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения; принимать экзамены и выдавать удостоверения на право управления автомототранспортными средствами; организовывать и проводить государственный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; производить регистрацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования; и др.

Непосредственным органом, управомоченным осуществлять надзор за безопасностью дорожного движения в рамках Министерства внутренних дел РФ является его структурное подразделение – Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации.

Нормативное регулирование её деятельности по контролю и надзору в области безопасности дорожного движения производится рядом законодательных актов: Конституцией РФ, Законом РФ «О полиции», КоАП РФ, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, и др. Однако, при этом, Государственная инспекция безопасности дорожного движения (далее, ГИБДД) осуществляет свою непосредственную деятельность, впредь до принятия соответствующего федерального закона, на основании Положения о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Мы можем говорить что, под государственным надзором за безопасностью дорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий.

Особенности осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения.

Рассматривая вопрос об особенностях осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения следует отметить то обстоятельство, что данная деятельность совокупно объединяет несколько, различных по направленности, функций – контрольные, надзорные, разрешительные, функции согласований и др.

Важно обратить внимание, на то обстоятельство, что рассматривая вопрос об институте административного надзора необходимо учитывать, что понятия «государственный контроль» и «государственный надзор» не тождественны.

В отличие от контроля, надзор – это автономная форма юридической деятельности управомоченных субъектов, заключающаяся в совершении ими, в соответствии со своей компетенцией, юридически значимых действий по разрешению на поднадзорных объектах в строгом соответствии с законом конкретных юридических дел, возникающих в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением законов государственными органами, их должностными лицами, иными поднадзорными субъектами, в целях обеспечения и укрепления законности и правопорядка, предупреждения и пресечения правонарушений, обеспечения прав и свобод граждан и охраняемых законом прав и интересов общества и государства. При этом, надзорная деятельность ограничена преимущественно проверкой законности действий конкретного объекта надзора и включает наблюдение за соблюдением поднадзорным субъектом определённых правовых норм, выявление и пресечение правонарушений, привлечение виновных к ответственности.

Это позволяет выявить отличительные черты административного надзора, к которому, безусловно следует относить государственный надзор за безопасностью дорожного движения.

Таким образом, административный надзор, в общем виде, выступает как специальный вид правоохранительной деятельности органов государственного управления, основной целью которой является обеспечение законности и правопорядка в государственном управлении и в поднадзорных сферах деятельности.

В то же время, ГИБДД выполняет ряд разрешительных функций, под которыми подразумеваются: регистрация и учет автомототранспортных средств, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков, принятие квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами и выдача водительских удостоверений, выдача разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, а также на участие в дорожном движении транспортных средств, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные, опасные грузы, и др.

В компетенцию ГИБДД также входят функции согласования. Например, в части обеспечения безопасности дорожного движения с органами ГИБДД заинтересованными лицами должны согласовываться проекты строительства, реконструкции и ремонта дорог, дорожных сооружений, линий городского электрического транспорта, организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах.

Отсюда вытекает то, что такая функция, как государственный надзор за безопасностью дорожного движения, являющийся основой администрирования общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, по своей сущности является многонаправленной, объединяющей в себе и контроль, и надзор и согласовательно-разрешительную деятельность уполномоченных на то органов власти.

Органы, производящие государственный надзор за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации

Давая более развёрнутую характеристику органам, производящим государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ следует указать на некоторые моменты, затрудняющие однозначно указывать сферу деятельности по осуществлению надзорно-контрольных функций, суть которых заключается в следующем: ещё при подготовке к проведению административной реформы было вынесено предложение разграничить полномочия между Ространснадзором и Госавтоинспекцией по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. При этом указывалось на дублирование данными ведомствами контрольной функции в области транспорта и предлагалось разграничить функции транспортного контроля и надзора в сфере международных автомобильных перевозок в зависимости от места осуществления данного вида контроля (например, контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и контроль на территории страны).

Однако данное предложение не было учтено в полной мере. Таким образом, в настоящее время административный надзор за безопасностью дорожного движения на дорогах РФ производится двумя ведомствами. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», государственный контроль за международными автомобильными перевозками возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, а также его территориальные органы. Таким органом, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта[20]. При этом, из функций, осуществляемых этим органом по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, предусмотрено исключение вопросов безопасности дорожного движения. Однако, курируемые исключительно данным ведомством вопросы, хотя часто и опосредовано, касаются именно безопасности дорожного движения и относятся к сфере государственного надзора за безопасностью дорожного движения.

Информация о работе Виды административного надзора