Виды административного надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2012 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в изучении теории и практики административной деятельности органов исполнительной власти по реализации своих надзорных полномочий, формулированию на этой основе существующих проблем, связанных с правовыми и организационными вопросами надзорной деятельности, их анализе.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
Глава 1. Сущность административного надзора…………………………..5
1.1. Административный надзор как вид государственной
деятельности органов исполнительной власти………………..5
1.2. Административный надзор: понятие, характерные черты,
особенности осуществления………………………………….10
Глава 2. Виды административного надзора……………………………….20
2.1. Санитарно-эпидемиологический надзор…………………….20
2.2. Государственный надзор за безопасностью дорожного
движения………………………………………………………….25
2.3. Надзор в области пожарной безопасности……………………30
Заключение………………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………………………………...37

Файлы: 1 файл

Административный надзор в Российской Федерации.doc

— 210.50 Кб (Скачать файл)

В свою очередь, в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» именно Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, оба указанных ведомства исполняют функции государственного надзора за безопасностью дорожного движения, при этом, административным законодательством чётко определены полномочия данных ведомств в вопросах карательного свойства за совершённые дорогопользователями административные правонарушения.

Сейчас же кратко охарактеризуем эти государственные органы.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД РФ) – это уполномоченный орган государственного надзора, созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществления которого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов.

Органы управления и подразделения ГИБДД РФ образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД России; территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ; подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах; специализированные подразделения инспекции; научно-исследовательские учреждения ГИБДД и их филиалы; иные подразделения.

Начальник Главного управления ГИБДД РФ является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.

ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в числе которых: соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями, должностными лицами, и гражданами РФ, и т. д.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент ОБДД МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, который обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав полиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, и т. д.

Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и согласовательно-разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Деятельность сотрудников службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам, борьбой с административными правонарушениями в сфере дорожного движения, являясь основным инструментом осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

Другой орган – Федеральная служба по надзору в сфере транспорта находится в ведении Министерства транспорта РФ и осуществляет контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ (в том числе международных договоров Российской Федерации) о порядке осуществления международных автомобильных перевозок (транспортный контроль).

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

Таким образом, государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожным движением на территории РФ – ГИБДД РФ, часть таких отношений, связанных с международными перевозками находится под надзором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ.

Проблемы правоприменения, возникающие при осуществлении государственного надзора за безопасностью дорожного движения

Если проанализировать зарубежное законодательство, то можно видеть, что правовое регулирование дорожного движения и его безопасность в Российской Федерации в основном соответствует принципам, установленным международными нормативными документами. Однако на сегодня наша страна относится к тем немногим странам, где до сих пор не принят полноценный закон о дорожном движении, при том, что подобные законы уже приняты в бывших республиках СССР – Латвии, Эстонии, Азербайджане, Украине, Белоруссии. Это создаёт некоторые трудности в применительной практике правового регулирования сферы дорожного движения, существующего в РФ. Отметим некоторые из них:

1. Соответствующие нормативные правовые акты во многом не систематизированы, их разработка слабо координируется, они не отвечают единым принципам. В существующих нормативных правовых актах в данной сфере имеется как немало противоречий, так и правовых пробелов.

Проблема усугубляется тем обстоятельством, что сфера дорожного движения регламентируется нормативными правовыми актами, относящимися к разным отраслям права, либо разным отраслям законодательства, которые в ряде случаев не только отличаются подходами к регулированию общественных отношений, но и используют не одинаковую терминологию. Данную сферу регулирует множество нормативных правовых актов, зачастую оперирующих разными определениями и трактовками, по сути дела, одних и тех же понятий.

Из указанного вытекает то, что нормативная правовая база в сфере дорожного движения зачастую не отвечает существующим в стране социально-экономическим отношениям, не соответствует конституционным принципам разделения полномочий и предметов ведения между органами государственной и, прежде всего исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления.

Более того, во многих случаях права и свободы участников дорожного движения, других лиц, причастных к организации и функционированию сферы дорожного движения, ограничиваются различного рода подзаконными и отраслевыми нормативными правовыми актами, регулирующими общественные отношения в данной сфере. Тем самым нарушается положение ч. 3 ст. 55 Конституции РФ о том, что права и свободы гражданина могут быть ограничены только федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты здоровья, прав и законных интересов других лиц. Однако, как уже было сказано, такого полноценного закона нет.

2. Серьезным вопросом правоприменения является и нередкая сложность терминов и юридических конструкций, используемых в законодательных, подзаконных и ведомственных актах, регулирующих сферу дорожного движения. Как известно, обеспечение четкости и простоты понимания норм является общей задачей законотворчества, а в сфере дорожного движения решение такой задачи особенно актуально. Нормативные правовые акты, регулирующие отношения в данной сфере, предназначены для понимания и пользования ими огромным количеством лиц, причем, далеко не всегда, имеющих достаточное образование.

Здесь необходимо также отметить то, что субъективные правоотношения, связанные с дорожным движением, весьма широки. В связи с чем, затрагиваемые данными правоотношениями интересы их субъектов относятся практически ко всем отраслям права. Нормативное регулирование данной сферы правоотношений, в связи с большим объемом регулируемых в них интересов, производится множеством нормативно-правовых актов – от международных документов, до ведомственных инструкций. И практически каждый из указанных нормативных актов самостоятельно определяет те понятия и термины, которые он использует. Отсутствие единообразия в понимании и процессуальном порядке применения положений закона, которым оперируют – как лицо, осуществляющее надзор, так и лицо, обязанное соблюдать нормы, регулирующие безопасность дорожного движения, влечет как сложность толкования положений данных нормативных актов, так и их прямое противоречие друг другу.

Как свидетельствует С.В. Смирнов, юридическая практика по административным делам показывает, что в большинстве случаев, при производстве дел об административных правонарушениях, органами ГИБДД допускается множество процессуальных нарушений, в результате чего выносятся необоснованные решения о привлечении граждан к административной ответственности[21]. При обжаловании таких решений в суд, большинство постановлений по делам об административных правонарушениях, вынесенных в органах ГИБДД, отменяется. Такая ситуация имеет место потому, что на органы ГИБДД, согласно ч. 2 ст. 6 Закона РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», возлагается процессуальная обязанность документально доказать законность вынесенного постановления, что не урегулировано и чего не требуется от сотрудника должностной инструкцией, требования которой для сотрудника более значимы, чем нормы закона.

Всё вышеуказанное показывает на проблему, требующую систематизации всего нормативно-правового регулирования, отмену абсолютного большинства ведомственных актов и производство государственного надзора за безопасностью дорожного движения исключительно в рамках требований федерального закона.

Из всего изложенного можно сделать следующие выводы, а именно:

- под государственным надзором за безопасностью дорожного движения следует понимать специальную деятельность, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных федеральными законами и, принимаемыми в соответствии с ними, иными нормативными правовыми актами РФ, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ, производимую уполномоченным на то законом органом власти за выполнением всеми лицами, являющимися субъектами общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения, в целях предупреждения причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий;

- особенностью надзора за безопасностью дорожного движения выступает то обстоятельство, что это исполнительно-распорядительная непосредственная деятельность уполномоченных на производство данного надзора органов и их должностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном и систематическом контроле за соблюдением мер по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий;

- данная деятельность выступает одной из приоритетных функций государственной власти, в связи со значимостью общественного вреда, возникающего вследствие несоблюдения участниками отношений в области дорожного движения, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- административная ответственность, возлагаемая на нарушителей установленных норм, определяется по общим процессуальным правилам, при этом такая ответственность возможна лишь при наличии вины, а наказание может быть вменено только управомоченным на то государственным органом (его должностным лицом);

- государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ производится, в абсолютном большинстве отношений, связанных с дорожным движением на территории РФ – Государственной инспекцией безопасности дорожного движения РФ, однако часть таких отношений, связанных с международными перевозками находится под надзором Федеральной службы по надзору в сфере транспорта РФ.

В то же время, законодательное регулирование общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог, несовершенно, существующая система законодательства в сфере безопасности дорожного движения и его реальное применение, имеют ряд проблем, в числе основных следует выделить проблему нормативного регулирования данной сферы правоотношений, когда, в связи с большим объемом регулируемых в них интересов, регулирование производится множеством нормативно-правовых актов – от международных документов, до ведомственных инструкций. И практически каждый из указанных нормативных актов самостоятельно определяет понятия и термины, которые он использует.

Такое положение дел требует систематизации всего нормативно-правового регулирования, отмену абсолютного большинства ведомственных актов и производство государственного надзора за безопасностью дорожного движения исключительно в рамках требований федерального закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Информация о работе Виды административного надзора