Виды административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Административное правонарушение- это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушения или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее десятилетие был принят ряд законов, позволяющих привлекать к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений.
Целью и задачей контрольной работы является исследование административного правонарушения и его состава, как единственного основания привлечения к административной ответственности, а также административных взысканий.

Содержание работы

Введение
1.Административное правонарушение и административная ответственность
1.1. Понятие административного правонарушения, его признаки и состав
1.2.Сущность административной ответственности и её принципы
1.3. Законодательные основы об административной ответственности
2. Виды административных правонарушений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административное право+.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение

1.Административное правонарушение  и административная ответственность

1.1. Понятие административного  правонарушения, его признаки и  состав

1.2.Сущность административной  ответственности и её принципы

1.3. Законодательные основы об административной ответственности

2. Виды административных правонарушений

Заключение

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Вопросы, связанные с административным правонарушением и административной ответственностью, а также административным наказанием на федеральном уровне регулирует административное законодательство, в частности КоАП РФ.

Административное правонарушение- это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушения или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее  десятилетие был принят ряд законов, позволяющих привлекать к административной ответственности за совершение отдельных  правонарушений.

Целью и задачей контрольной  работы является исследование административного  правонарушения и его состава, как  единственного основания привлечения  к административной ответственности, а также административных взысканий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административное правонарушение и административная ответственность

1.1 Понятие административного правонарушения, его признаки и состав

Основание административной ответственности является административное правонарушение. От преступления административное правонарушение отличается меньшей  степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушение только в том случае, если они  по своему характеру не влекут за собой  уголовной ответственности.

Административное правонарушение обладает четырьмя признаками: общественной опасностью, противоправностью, виновностью  и наказуемостью.

1.Общественная опасность  административного правонарушения  состоит в том, что оно реально  причиняет или может причинить  вред общественным отношениям, охраняемым законом. Вред может выражаться как в причинении материального ущерба, так и в иной форме.

2.Административное правонарушение- это противоправное деяние, т.е. деяние , нарушающее нормы права. Административная ответственность установлена за нарушение норм различных отраслей права- административного, земельного, экологического и др. Административное правонарушение нарушает нормы административного и других отраслей права, охраняемых установлением административной ответственности за их нарушение.

3.Административное правонарушение  физическим лицом может быть  совершено только виновно. Вина-это  психическое отношение лица к  деянию и его последствиям  в форме умысла или неосторожности.

При этом следует отметить, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного  правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность  для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

4.Наказуемость заключается  в том, что только то деяние  может быть признано административным  правонарушением, за совершение которого установлена административная ответственность.

Как основание административной ответственности, административное правонарушение содержит юридический состав,т.е. определенные элементы, только при наличии которых возможно наступление административной ответственности и применение административного наказания. К составу административного правонарушения относятся: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.

Объектом административного  правонарушения являются общественные отношения , за посягательство на которые установлена административная ответственность. Объекты правонарушения можно подразделить на общий объект, родовой объект и непосредственный объект. В качестве общего объекта административного правонарушения выступает вся совокупность общественных отношений, за нарушения которых устанавливается административная ответственность, т.е. все объекты правонарушений, предусмотренные КоАП РФ и законодательными актами субъектов РФ об административной ответственности. В качестве родового выступают общественные отношения, объединенные КоАП РФ в главы (например, административные правонарушения, посягающие на права граждан). Непосредственным объектом административного правонарушения являются общественные отношения, нарушаемые при совершении конкретного административного проступка.

Объективная сторона административного правонарушения заключается в деянии (действии или бездействии), которое выражается в нарушении установленных административно-правовыми норами правил. Наличие объективной стороны во многих случаях зависит от времени, места, способа, характера совершения деяния, наступивших вредных последствий, совершения противоправного деяния в прошлом, систематичность противоправного деяния. Содержание объективной стороны может включать характер действия или бездействия- неоднократность, повторность, длящееся правонарушение.

Неоднократность однородного  действия или бездействия служит непременным условием для признания  его объективной стороной, административного  правонарушения.

Повторность по законодательству об административных правонарушениях  означает совершение одним и тем же лицом в течении года однородного правонарушения, за которое оно уже подвергалось административному взысканию.

Длящееся является действие или бездействие, сопряженное с  последующим длительным невыполнением  обязанностей, возложенных на виновного  законом под угрозой административной ответственности. Длящееся административное правонарушение следует отличать от продолжаемого, под которым понимается совершение одним и тем же лицом нескольких тождественных правонарушений, за каждое из которых он подлежит административной ответственности. Например, им может быть нарушение правил содержания и ремонта жилых домов, если оно совершено неоднократно.

Субъектами административного  правонарушения признаются физические и юридические лица.

Среди физических лиц различаются: а)граждане; б)другие весьма разнообразные категории лиц; признаваемых субъектами административного правонарушения с учетом особенностей их правового положения, выполняемых профессиональных, социальных функций, состоянии здоровья, принадлежности к религиозным объединениям.

К числу первой группы относятся  должностные лица, водители транспортных средств и др. Так, должностные  лица подлежат административной ответственности  в случае совершения ими административных правонарушений в связи с неисполнением  или ненадлежащим  исполнение  своих служебных обязанностей. При этом должностные лица подлежат административной ответственности не только за собственные действия или бездействия, но и подчиненных работников, нарушающих соответственные правила. За другие административные правонарушения они несут ответственность на общих основаниях.

  Ко второй группе относятся лица, которые за административные правонарушения несут ответственность в основном в соответствии с дисциплинарными уставами, специальными положениями о дисциплине, правовыми актами, регламентирующими прохождение государственной службы в определенных органах, а в прямо предусмотренных КоАП РФ случаях — административную ответственность на общих основаниях (военнослужащие, сотрудники органов внутренних дел и др.). К указанным лицам не могут быть применены административные наказания в виде административного ареста, а к военнослужащим, проходящим службу по призыву, также в виде административного штрафа ( ст. 2.5). КоАП в общей форме определяет, что административной ответственности подлежат вменяемые лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста (ст. 2.3, 2.8).

По КоАП РФ юридические  лица подлежат административной ответственности  за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП и законами субъектов РФ.

В случаях, если в статьях  КоАП РФ не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу (например, самовольное оставление места отбывания административного ареста и т. п.).

Наложение административного  взыскания на юридическое лицо не освобождает от административной ответственности  за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные  юридические лица подлежат административной ответственности на общих основаниях за совершенные административные правонарушения: а) на территории РФ, б) континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне РФ в случаях, предусмотренных частью 2 ст. 8.16, ст. 8.17—8.20, частью 2 ст. 19.4 КоАП РФ. Например, за невыполнение капитаном судна, осуществляющего добычу (промысел) водных биологических (живых) ресурсов, предусмотренных законодательством РФ обязанностей по ведению промыслового журнала, а равно внесение в него искаженных сведений; невыполнение законных требований должностного лица органа охраны континентального шельфа РФ или органа охраны исключительной экономической зоны РФ об остановке судна и др.

 

1.2.Сущность административной  ответственности и её принципы

Административная ответственность  является одним из видов юридической  ответственности. Она наступает  вследствие совершения лицом административного правонарушения, т.е. нарушения законодательства об административных правонарушениях, посредством которого осуществляется защита личности, общества и государства от административных правонарушений. Административная ответственность представляет реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах( поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и др.) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний.

Меры административной ответственности  применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Все они, реализуя свои полномочия, назначают правонарушителям административные наказания. К ним относятся судьи (мировые судьи), комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, многочисленные органы исполнительной власти. Законами субъектов РФ к ним могут быть отнесены административные комиссии и иные коллегиальные органы.

По содержанию меры административной ответственности выражаются в предусмотренных законодательством об административной ответственности лишении или ограничении прав и свобод нарушителей, поскольку иным образом оказать принудительное воздействие на этих лиц невозможно. Неблагоприятные последствия для правонарушителя могут наступать в виде лишении или ограничении морального (предупреждения), материального (штрафа, конфискация, возмездное изъятие) или физического характера (административный арест).

Административной ответственности  присущи общие признаки юридической  ответственности (наступление при  наличии правонарушения. Регулирование нормами права, государственно-правовое принуждение, наступление неблагоприятных последствий для виновного).

В отличии от уголовной ответственности административная ответственность не влечет судимости, отличается меньшей тяжестью наказания и более коротким сроком давности.

Отличие от административной ответственности от гражданско-правовой ответственности состоит в том, что последняя связана с причинением материального ущерба. Административная ответственность может наступить и без причинения нарушителем материального ущерба.

От дисциплинарной ответственности  административная ответственность  отличается тем, что она не связана  с подчиненностью, служебными отношениями  правонарушителя и органа государственной  власти (должностного лица), привлекающего  его к ответственности.

Принципами административной ответственности являются:

-равенство перед законом;

-презумпция невиновности;

-обеспечение законности  применении мер административного  принуждения в связи с административным  правонарушением;

-ответственность только  на основании закона, действовавшего  во время и по месту совершения  административного правонарушения.

Принцип равенства перед  законом состоит в том, что  лица, совершившее административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношение к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Юридические  лица подлежат административной ответственности  независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств. Особые условия  применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции ( депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Информация о работе Виды административных правонарушений