Виды административных правонарушений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2013 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Административное правонарушение- это противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушения или соответствующими законами субъектов РФ установлена административная ответственность.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что в последнее десятилетие был принят ряд законов, позволяющих привлекать к административной ответственности за совершение отдельных правонарушений.
Целью и задачей контрольной работы является исследование административного правонарушения и его состава, как единственного основания привлечения к административной ответственности, а также административных взысканий.

Содержание работы

Введение
1.Административное правонарушение и административная ответственность
1.1. Понятие административного правонарушения, его признаки и состав
1.2.Сущность административной ответственности и её принципы
1.3. Законодательные основы об административной ответственности
2. Виды административных правонарушений
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Административное право+.docx

— 40.51 Кб (Скачать файл)

Принцип презумпция невиновности состоит в том, что лицо подлежит административной ответственности  только за те административные правонарушения, в отношение которых установлена  его вина.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не доказана в порядке, предусмотренном КоАП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.

Одним из важнейших принципов  административной ответственности  является принцип обеспечения законности при применении мер административного  принуждения в связи с административным правонарушением. Этот принцип состоит  в том, что лицо, привлекаемое к  административной ответственности, не может быть подвергнуто административному  наказанию и мерами обеспечения  производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченными на то органом или должностным лицом  административного наказания и мер обеспечения по производства по делу об административном правонарушении в связи с административным правонарушением осуществляется в пределах компетенции указанных органа должностного лица в соответствии с законом. При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

Ответственность только на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного  правонарушения, как принцип административной ответственности состоит в том, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит  ответственности  на основании закона, действовавшего во время и по месту совершения административного правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, т.е. распространяется и на то лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица. Обратной силы не имеет. Производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании на основании закона, действующего во время производства по указанному делу.

1.3. Законодательные основы об административной ответственности

Законодательство об административной ответственности и административных правонарушениях состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законом субъектов РФ об административных правонарушения. При этом к ведению Российской Федерации отнесено установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения.

КоАП РФ основывается на Конституции , общепризнанных принципов т нормах международного права и международных договорах РФ. Если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законодательством об административных правонарушениях, то применяются правила международного договора.

Задачами законодательства об административных правонарушениях  являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического  благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления  государственной власти, общественного  порядка, порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и  государства об административных правонарушениях, а также предупреждение административных правонарушений.

К ведению Российской Федерации  в области законодательства об административных правонарушениях относится установление:

1) общих положений и  принципов законодательства об  административных правонарушениях;

2)перечня видов административных  наказаний и правил их применения;

3) административной ответственности  по вопросам, имеющим федерально  значение, в том числе административной  ответственности за нарушение  правил и норм, предусмотренных  федеральными законами и иными  нормативно-правовыми актами РФ;

4)порядка производства  по делам об административных  правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;

5) порядка исполнения  постановлений о назначении административных  наказаний.

Кроме того. КоАП РФ в соответствии с законодательством о судебной системе определяет подсудность дел об административных правонарушениях судам, в соответствии с законодательством о защите прав несовершеннолетних определяет подведомственность дел об административных правонарушениях комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также в соответствии  с установленной структурой федеральных органов исполнительной власти определяет подведомственность дел об административных правонарушениях федеральным органом исполнительной власти.

1.4. Освобождение от административной ответственности и ее исключение по действующему российскому законодательству

   Обстоятельства, исключающие административную ответственность, – установленные законодательством юридические факты, схожие с административными правонарушениями, но при которых отношения ответственности не возникают: не достижение возраста административной ответственности (для физических лиц), крайняя необходимость, невменяемость (для физических лиц).

   Возраст, по достижении  которого наступает административная  ответственность, – 16 лет на  момент совершения административного  правонарушения.

КоАП РФ предусмотрено  два основания, при наличии которых  лицо, совершившее административные правонарушения, освобождается от административной ответственности. К таким основаниям относятся: крайняя необходимость (ст.2.7.) и невменяемость (ст.2.8).

Так, не является административным правонарушением причинение лицом  вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, т.е. для устранения  опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Таким образом, лицо не может  быть привлечено к административной ответственности, если оно действовало  в состоянии крайней необходимости. Можно выделить три условия, при  которых противоправное деяние не является административным правонарушением:

1) причинение вреда охраняемым  законом интересам, для устранения  непосредственно угрожающей опасности,  т.е. опасность должна быть  не мнимой а реальной, и не в будущем, а в настоящий момент;

2) опасность, угрожающая  охраняемым интересам, не могла  быть устранена иными средствами, т.е. не было возможности избрать  другие меры для защиты, не  причиняющие вреда.

3) причиненный вред должен  быть менее значительным, чем  предотвращенный.

При наличии всех этих условий  причинение лицом вреда охраняемым законом интересам признается уполномоченным органом (должностным лицом) крайней необходимостью, т.е. не является правонарушением и не влечет административной ответственности.

Не подлежит также административной ответственности физическое лицо, которое  во время совершения противоправных действий (бездействия) находилось в  состоянии невменяемости, т.е. не могло  осознавать фактический характер и  противоправность своих действий (бездействия) либо руководить ими в следствии хронического психического расстройства, временного психического расстройства, слабоумия и иного болезненного состояния психики.

Следует отметить. Что в  рассматриваемом понятии указаны  два критерия невменяемости: медицинский  и юридический.

Медицинский критерий невменяемости  указывает на различные формы  болезненных расстройств психической деятельности. В КоАП РФ указаны четыре такие формы:

1) хроническое психическое  расстройство (т.е. когда динамика  болезненного процесса имеет  длительный характер и тенденцию к прогрессированию, например, шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз и т.д.);

2) временное психическое  расстройство- кратковременное расстройство психики человека, протекающее скоротечно и заканчивающееся выздоровлением (например, алкогольный психоз (белая горячка), реактивные симптоматические состояния, такие как паталогический аффект, т.е. расстройство психики, вызванное тяжелым душевным потрясением);

3) слабоумие - дефект психики,  проявляющийся в слабости интеллекта, который может быть врожденным (олигофрения) или приобретенным,  в результате изменений мозга  при различных заболеваниях (деменция);

4)иное болезненное состояние  психики- различные заболевания, которые сопровождаются временным расстройством психики, но не относятся собственно к психическим расстройствам.

Юридический критерий невменяемости  состоит в отсутствии у лица способности  осознавать фактический характер и  противоправность своих действий (бездействия)- интеллектуальный момент, и руководить ими – волевой момент.

Орган (должностное лицо) рассматривающий дело об административном правонарушении, должен установить состояние  невменяемости на момент совершения правонарушения. Для установления этого состояния назначается экспертиза.

Также необходимо отметить, что КоАП РФ предусматривает возможность  освобождения от административной ответственности  при малозначительности административного  правонарушения (ст.2.9.).

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее  административное правонарушение, от административной ответственности  и ограничиться устным замечанием.

Поскольку в данном случае в отличие от случаев крайней  необходимости и невменяемости  устанавливается не обязанность, а  возможность судьи, органа, должностного лица, уполномоченного решать дело об административном правонарушении, освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности, то, соответственно, решение будет принято по усмотрению этого лица. Однако в данном случае усмотрение должно быть основано на учете всех обстоятельств совершения правонарушения, оценке его последствий, личности правонарушителя, обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.

Освобождение от ответственности  в данном случае связывается с  устным замечание, которое уполномоченный орган или должностное лицо объявляют  правонарушителю в связи с  совершенным правонарушением. Устное замечание не влечет для нарушителя юридических последствий, но свидетельствует  о неотвратимости государственного реагирования на противоправное поведение. Эта мера воспитательного воздействия  направлена на то, чтобы лицо, совершившее  правонарушение, осознало противоправность.

Лицо, освобожденное от административной ответственности в силу малозначительности административного правонарушения. Не считается подвергнутым административному  наказанию.

 

2. Виды административных правонарушений

В качестве критерия административных правонарушений на виды выступает родовой  объект, т.е. общественные отношения  в конкретной области государственной  и общественной жизни, государственного управления. Формально виды административных правонарушений в зависимости от родового объекта объединены в КоАП РФ в главы разд. II Особенной части.

На основе данного критерия можно выделить следующие виды административных правонарушений:

- административные правонарушения, посягающие на права граждан (ст. 5.1 – 5.57);

- административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое  благополучие населения и общественную нравственность (ст.6.1 – 6.15);

-административные правонарушения  в области охраны собственности (ст. 7.1 – 7.33);

-административные правонарушения  в области охраны окружающей  среды и природопользования (ст.8.1 – 8.41);

- административные правонарушения  в промышленности, строительстве и энергетике (ст.9.1 – 9.14);

- административные правонарушения  в сельском хозяйстве, ветеринарии  и мелиорации земель (ст.10.1 – 10.14);

-административные правонарушения на транспорте (ст. 11.1 – 11.29);

- административные правонарушения  в области дорожного движения (ст.12.1 – 12.37);

- административные правонарушения  в области связи и информации (ст.13.1 – 13.25);

-административные правонарушения  в области предпринимательской  деятельности (ст.14.1 – 14.34);

- административные правонарушения  в области финансов, налогов и  сборов, рынка ценных бумаг (ст.15.1 – 15.31);

- административные правонарушения  в области таможенного дела (нарушение  таможенных правил) (ст.16.1 – 16.23);

Информация о работе Виды административных правонарушений