Виды правовых актов управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2014 в 20:51, курсовая работа

Описание работы

Целью настоящей работы является: глубокое изучение проблемы участия федеральных органов исполнительной власти в создание, опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.
Задачи исследования:
- дать понятие правовым актам управления;
- изучить требования, предъявляемые к правовым актам управления;
- рассмотреть виды правовых актов управления;
- изучить юридическое значение правовых актов управления.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………….…
ГЛАВА I Общая характеристика правовых актов управления………….
1.1 Понятие правового акта управления…………..………………….
1.2 Требования, предъявляемые к правовым актам управления.……
ГЛАВА II Виды правовых актов управления…………………………….
ГЛАВА III Юридическое значение правовых актов управления….……
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..…………

Файлы: 1 файл

Курс.Виды правовых актов.doc

— 175.50 Кб (Скачать файл)

 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

 

 

Учебная дисциплина: «Административное право»

 

Тема: «Виды правовых актов управления»

      

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Новороссийск  2013 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…..…………………………………………………………….…

ГЛАВА I Общая характеристика правовых актов управления………….

1.1 Понятие правового акта управления…………..………………….

1.2 Требования, предъявляемые к правовым актам управления.……

ГЛАВА II Виды правовых актов управления…………………………….

ГЛАВА III Юридическое значение правовых актов управления….……

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………… 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..………………

3

5

5

8

12

24

14

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Введение

 

Правовые акты управления составляют важнейшую правовую форму реализации управленческих действий по достижению целей и решению задач публичного управления. Акты управления принимаются органами исполнительной власти, однако они могут также приниматься государственными органами, относящимися к другим ветвям государственной власти, — органами законодательной и судебной власти. В последнем случае акты управления (приказы, распоряжения, инструкции) направлены на разрешение внутриорганизационных проблем и вопросов в системе этих органов; они принимаются руководителями органов законодательной власти, прокурорами, председателями судов.

Правовые акты — важное средство практической реализации целей и функций административной власти, основная форма ее исполнительно-распорядительной деятельности. Они являются решениями, которые субъекты исполнительной власти принимают в процессе повседневного и непосредственного руководства хозяйственной, социально-культурной, административно-политической областями жизни страны. Управление — это искусство принимать хорошие решения и умение претворять их в жизнь.

Правовые акты — основная продукция государственной администрации. Это — самая большая по объему и разнообразию разновидность юридических актов. Как и представительные органы, субъекты исполнительной власти могут издавать нормативные акты.

Правовые акты управления - это особый вид подзаконных, официальных юридических актов, принимаемых субъектами исполнительной власти в процессе исполнительно-распорядительной деятельности, оформленных в соответствии с нормами права, содержащих односторонние властные волеизъявления и влекущих юридические последствия.

Целью настоящей работы является: глубокое изучение проблемы участия федеральных органов исполнительной власти в создание, опубликование, вступление в силу и действие правовых актов управления.

Задачи исследования:

- дать понятие правовым актам  управления;

- изучить требования, предъявляемые  к правовым актам управления;

- рассмотреть виды правовых  актов управления;

- изучить юридическое значение правовых актов управления.

Объектом исследования курсовой работы являются правовые акты управления.

Предмет исследования: правовые акты управления.

Структура и объем работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка

 

ГЛАВА I Общая характеристика правовых актов управления

 

1.1 Понятие правового акта управления

 

Акты управления являются правовыми, так как с их помощью достигается правовой результат, то есть осуществляется установление, изменение или отмена правовых норм, возникновение, изменение или прекращение определенных правоотношений, либо то и другое одновременно.

Правовые акты управления в своем большинстве имеют юридическое значение, то есть они обязательны к исполнению каждым, кому адресованы (авторитарны), имеют силу актов государства, и их исполнение обеспечиваются государством

Для приближения к пониманию сущности правового акта управления необходимо иметь в виду, по крайней мере, следующее:

- правовые акты управления - это разновидность правовых актов, обладающих всеми их существенными признаками1. При этом различают правовой акт как одностороннее юридически-властное действие государственного органа (должностного лица) и акт как официальный документ, в котором данное действие получает объективированное выражение;

- правовые акты управления часто называют или предлагают называть административными актами. Однако надо иметь в виду достаточно распространенное мнение, что административный акт является специальным понятием. Обозначающим конкретную разновидность правовых актов управления - индивидуальные акты, представляющие собой конкретные предписания ненормативного характера.

Преимущество словосочетания «правовые акты управления» в краткости, что делает его удобным в употреблении, но, строго говоря, оно в полной мере не выражает всего многообразия юридического значения этих актов. Создается впечатление, что будто эти акты предназначены для решения лишь управленческих задач, для регулирования только управленческих отношений. Между тем ими могут устанавливаться нормы как публичного, так и частного права. Данное обстоятельство позволяет признать более точным понятием правовых актов не управления, а органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, т.е. субъектов управления. Но, как известно, к ним относятся не только органы исполнительной власти и местного самоуправления, должностных лиц; правовые акты издают другие государственные органы, органы предприятий, учреждений, организаций. С учетом этого, хочу сказать, что правовые акты органов исполнительной власти и местного самоуправления, должностных лиц является понятием ограниченным, специальным. Имея в виду всех субъектов управления, издаваемые ими правовые акты условно (обобщенно) можно именовать правовыми актами управления. При этом, как уже отмечено, надо иметь в виду, что они могут иметь различное отношение к регулированию непосредственно управленческой деятельности;

- в РФ до сих пор нет легального определения понятия правового акта. Предпринятая попытка официального определения правового акта и правового акта муниципального образования не содержит общей концептуальной основы, ибо относится лишь к его разновидности2.

Общий вывод, вытекающий из изложенного, сводится к тому, что формирование, в частности, научного представления о понятие правового акта управления остается не завершенным.

Принимая во внимание эти оговорки, а также признаки, наиболее часто повторяемые в литературе, под правовым актом управления следует понимать официальное подзаконное одностороннее юридически-властное решение уполномоченного органа государственного управления, органа местного самоуправления, должностного лица, принятое в пределах его компетенции, в определенной форме, с соблюдением обязательных процедур, устанавливающие, изменяющие, отменяющие правовые нормы либо конкретные правоотношения.

Правовой акт управления обладает совокупностью следующих наиболее характерных признаков.

Правовой акт управления - официальное решение (действие, официальный документ), поскольку: а) орган, должностное лицо, принимающие его, действуют не как частные лица, а от имени государства, муниципального образования, выступают их представителями; б) он нацелен на обеспечение выполнения задач публичного характера, хотя это, в конечном счете, может быть подчинено удовлетворению частных интересов. Например, приказ уполномоченного органа о создание государственного вуза решает задачу государственного управления образованием и одновременно создает дополнительную возможность какой-то группе граждан реализовать свое право на высшее образование.

Подзаконность правового акта управления проистекает из подзаконного характера самого государственного управления и местного самоуправления и их нацеленности на исполнение законов. Правовые акты органов государственного управления издаются на основании и исполнении федеральных законов, Указов Президента РФ, Постановления Правительства РФ и других обязательных для них нормативных правовых актов. Правовые акты выступают юридическим средством обеспечения проведения в жизнь законов. Подзаконность означает обязательное их соответствие законам и другим актам уполномоченных органов, как по форме, так и по содержанию.

Правовые акты управления – односторонне юридически-властное волеизъявление органа государственного управления, органа местного самоуправления, должностного лица. Это означает, что его издание опирается на властные полномочия субъекта, позволяющее ему в одностороннем порядке принимать акт. Волеизъявление, выраженное в правовом акте, может быть предопределенно другим субъектом, например, компетентным вышестоящим государственным органом, что не противоречит нормальным управленческим отношениям. Данный признак не изменяет своей сущности и в случаях совместного издания правового акта управления несколькими субъектами.

По своему содержанию властное волеизъявление субъекта, принявшего правовой акт управления, представляет собой управленческое решение, направленное на осуществление задач, функций и полномочий государственного управления.

Существует и такое свойство правового акта управления, как его авторитарность - обязательность исполнения субъектами, которых распространяется его действие, но для тех, кто принял данный акт до утраты им силы на законном основании.

Правовые акты управления принимаются в порядке и в формах, предусмотренных нормативно правовыми актами. Правительство РФ по определенному кругу вопросов принимает решение лишь на своем заседании и в форме постановлений.

 

1.2 Требования, предъявляемые к правовым актам управления

 

Правовые акты управления должны отвечать требованиям целесообразности и законности3.

Целесообразность правового акта управления – полезность правового акта с точки зрения государственных интересов, способность наиболее оптимально разрешать управленческие ситуации.

Для достижения целесообразности учитываются следующие факторы:

1) состояние системы управления;

2) ранее принятые акты;

3) возможные варианты решения  проблемы;

4) интересы участников управленческих  отношений;

5) права и свободы человека;

6) научно-правотворческие рекомендации.

Законность правового акта управления – требование к правовым актам управления соответствовать Конституции и действующему законодательству.

Чтобы отвечать данному требованию, акт:

1) должен быть принят компетентным  субъектом государственного управления;

2) соответствовать закону по  существу;

3) соответствовать цели закона;

4) приниматься в установленном  процессуальном порядке;

5) не противоречить правовым  актам большей юридической силы;

6) иметь соответствующую форму (акт-документ);

7) в отдельных случаях, в зависимости  от назначения и содержания акта, устанавливаются дополнительные требования.

Технические требования, предъявляемые к правовому акту управления:

1) лексические требования (язык  должен быть четким, ясным, лаконичным, понятным для адресатов);

2) грамматические требования (при  оформлении должны соблюдаться правила грамматики);

3) акт должен быть своевременно  доведен до адресатов;

4) иметь установленные реквизиты (наименование, подписи, печати);

5) своевременно сдаваться на  хранение.

При несоблюдении требований, предъявляемых к правовым актам управления, наступает их ничтожность или оспоримость4.

Ничтожный правовой акт – правовой акт, который вследствие допущенных нарушений, предъявляемых к нему требований не может породить и не порождает юридических последствий, не подлежит исполнению.

Правовые акты признаются ничтожными, если на то есть прямое указание закона; грубо нарушена (превышена) компетенция субъекта, издавшего акт; отсутствуют законные основания (заявление, указание, поручение) для принятия акта; нарушен срок давности; акт предписывает совершение противоправного действия.

Оспоримый правовой акт – правовой акт, который подлежит исполнению, но может быть обжалован заинтересованными сторонами или опротестован прокурором.

Существуют два способа оспаривания правовых актов – опротестование (принесение протеста прокурором) и обжалование (обращение с жалобой в суд или в вышестоящий орган, к должностному лицу, по отношению к субъекту, вынесшему акт)5.

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управления:

- не влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта;

- не действует (не исполняется) на протяжении решения вопроса о его законности;

Информация о работе Виды правовых актов управления