Воинская обязанность граждан

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2015 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы будет рассмотрение правовых основ военной службы и изучение порядка прохождения военной службы по призыву и по контракту, а также проблем прохождения военной службы.
Для реализации цели курсовой работы необходимо было решить следующие задачи:
1. Дать определение понятию военная служба.
2. Рассмотреть правовое регулирование виды и принципы военной службы.
3.Изучить порядок прохождения военной службы, и основные проблемы ее прохождения.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..........3
1. Правовая основа воинской обязанности и военной службы………………..8
1.1.Понятие военной службы ее виды и особенности…………………………8
1.2.Правовое регулирование и принципы военной службы…………………. 13
2. Воинский призыв и подготовка граждан к военной службе………………20
2.1.Призыв граждан на военную службу…………………………………….20
2.2.Подготовка граждан к военной службе…………………………………...22
3. Обязанности граждан по воинскому учету…………………………………..27
4. Альтернативная гражданская служба………………………………………..30
5. Административная ответственность граждан за нарушение правил воинского учета………………………………………………………...............................35
Заключение………………………………………………………………….……..37
Список литературы…………………………………………………….….………40

Файлы: 1 файл

Курсовая работа по административному праву.docx

— 80.91 Кб (Скачать файл)

Детальность правового регулирования военно-служебных отношений также является особенностью военной службы. Уклад жизни, быт и деятельность военнослужащих детально регламентированы общественными Уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, другими нормативными правовыми актами. Это является объективной потребностью, обусловленной спецификой военной службы; защита Отечества, ценностей нашего общества, жизни и здоровья людей в условиях риска для жизни и здоровья, причем во многих случаях с оружием в руках.22

К гражданам, зачисляемым на военную службу предъявляются определенные, требования к состоянию здоровья (физическим данным), общеобразовательному цензу, по уровню профессиональной подготовки, по морально-психологическим качествам, по выполнению нормативов физической подготовки.

Беспрекословность служебного подчинения, безусловность повиновения подчиненных военнослужащих требованиям командиров (начальников) – также одна из характерных особенностей военной службы. Этот принцип военно-служебных отношений закрепляется в военной присяге, общевоинских уставах. Дисциплинарный Устав Вооруженных Сил устанавливает, в частности, обязанность подчиненного беспрекословно повиноваться приказу командира (начальника).23

Для военной службы характерно более существенное влияние воинских званий военнослужащих на условия ее прохождения, чем влияние классных чинов (специальных званий) других государственных служащих на условия их службы.24

Только в условиях военной службы предусмотрены отношения подчиненности как по должности, так и по воинскому званию, что существенно отличает воинские звания от специальных званий других государственных служащих.25

Для военнослужащих устанавливаются необходимые виды и формы одежды и знаки различия, которые утверждаются Президентом Российской Федерации. При этом различные виды военной формы одежды могут иметь знаки различия по воинскому званию, персонифицированные, а также по принадлежности к Вооруженным Силам, другим войскам, виду Вооруженных Сил, родам войск (служб), различным командованием, конкретным воинским формированиям. Правила ношения военной формы одежды и знаков различия устанавливаются Министром обороны или руководителем того ведомства, в котором предусмотрена военная служба.26

Военнослужащие в соответствии с установленным порядком имеют право на хранение, ношение, применение и использование оружия. За военнослужащим закрепляется личное оружие, которое он обязан содержать в надлежащем состоянии.

Военная служба связана с рядом правоограничений и прямых запретов для военнослужащих, которые допустимы в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации только по федеральному закону, которым является Федеральный закон «О статусе военнослужащих».27

Установленные указанным Законом запреты соответствуют ограничениям, установленным для государственных служащих. Их назначение: обеспечить эффективную служебную деятельность военнослужащих служебным положением; установить препятствия возможному злоупотреблению военнослужащих; создать условия для независимости служебной деятельности.

Целью воинской обязанности и военной службы является оборона. Для её обеспечения создаются Вооруженные Силы РФ. В Федеральном законе «Об обороне» определен порядок комплектования Вооруженных Сил РФ военнослужащими.28

Согласно указанной норме оно осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем призыва граждан РФ на военную службу по экстерриториальному принципу, то есть воинские части укомплектовываются гражданами, проживающими вне места дислокации этих воинских частей.

Кроме Вооруженных Сил РФ военную службу граждане проходят и в других войсках, воинских формированиях и органах, перечисленных в п. 1 ст. 2 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе».29

Таким образом, военная служба - это особый вид установленной государством на основании федерального закона деятельности человека в специально создаваемых им государственных организациях (войсках, воинских формированиях) и органах, решающих задачи в области обороны и военной безопасности специфическими (военными) методами в целях подготовки к вооруженной защите и защиты Отечества.

1.2. Правовое регулирование и принципы военной службы.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 59) защита Отечества является долгом и обязанностью граждан РФ, которые реализуются, как правило, через прохождение действительной службы в Вооруженных Силах РФ.30

Правовое регулирование военной службы осуществляет Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «О воинской обязанности и военной службе»31,Федеральный Закон «Об Обороне»32,Федеральный закон «О статусе военнослужащих»33 и иные федеральные законы, и нормативно правовые акты Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы, статуса военнослужащих, а также международные договоры.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы обороны и безопасности государства.

Правовой основой создания Вооруженных Сил РФ явился Указ Президента Российской Федерации «О создании Вооруженных Сил РФ»34 В указе говорится о том, что одним из принципов строительства Вооруженных Сил является создание многонациональной кадровой армии, комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту.

Президент Российской Федерации, является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, в пределах своей компетенции  он издает указы о призыве на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по призыву.

Верховный Главнокомандующий издает приказы и директивы, которые являются обязательными для исполнения Вооруженными Силами РФ,  другими войсками и воинскими формированиями.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Правительство Российской Федерации  осуществляет меры по обеспечению обороны и несет ответственность за состояние и обеспечение Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; утверждает положения о воинском учете, призыве на военную службу, подготовке граждан к военной службе.35 Гражданин Российской Федерации в соответствии с федеральным законом обязан защищать Отечество – Российскую Федерацию.36

Долгом и обязанностью гражданина РФ является защита Отечества. Установлено, что все мужчины - граждане РФ обязаны проходить военную службу в Вооруженных Силах РФ. В отдельных случаях, предусмотренных ФЗ РФ от 30 ноября 2011 г. N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" 37, вместо военной службы граждане могут пройти альтернативную службу. Например, если несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

В Федеральном Законе РФ "О воинской обязанности и военной службе" закреплена смешанная система комплектования Вооруженных Сил, сочетающая службу на основе призыва граждан на военную службу и службу в добровольном порядке (по контракту). На сегодняшний день Вооруженные Силы комплектуются в основном за счет призыва граждан на военную службу. Реформа, проводимая в настоящий момент в Вооруженных силах, направлена на рост числа граждан проходящих службу по контракту. Хотя, несомненно, переход на полностью профессиональную армию в России произойдет еще не скоро. В первую очередь в силу больших финансовых затрат, но прогресс в данном направлении реформирования Вооруженных сил очевиден.

Законодательство об обороне регламентирует порядок призыва граждан на военную службу, условия прохождения военной службы, а также устанавливает сроки военной службы военнослужащих. Гражданин мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящий на военном учете, не имеющий права на освобождение или отсрочку от призыва на военную службу, подлежат призыву на военную службу.

Для проведения организованного призыва в районах и городах образуются призывные комиссии, на которые возлагается организация медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, и принятие в отношении каждого из них индивидуального решения.

Такими решениями могут быть:

- о призыве гражданина  на военную службу;

- о направлении на альтернативную  службу;

- о предоставлении отсрочки  от призыва;

- об освобождении от  воинской обязанности.

Комиссия принимает также решение о виде, роде войск Вооруженных Сил или других войск, в которые направляется признанный годным к военной службе гражданин. Если гражданин не согласен с решением призывной комиссии, то он вправе его обжаловать в призывную комиссию субъекта РФ либо в суд.

Военнослужащим является - гражданин проходящий  военную службу. Военнослужащий имеет правовое положение, которое определяется федеральным законом.

Порядок прохождения военной службы и ее содержание определяется Федеральным Законом «О воинской обязанности и военной службе», Положением о порядке прохождения военной службы и воинскими уставами.

Указом Президента РФ от 14 декабря 1993 года «Об утверждении общевоинских уставов ВС РФ»38, утверждены и вводятся в действие с 1 июля 1994 года Устав внутренней службы ВС РФ, Дисциплинарный устав ВС РФ и

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ. Министру обороны РФ поручено утвердить и ввести в действие Строевой устав ВС РФ.

Особенность правового регулирования в рассматриваемой сфере состоит в том, что общевоинские уставы ВС РФ, распространенные на военнослужащих других министерств и ведомств РФ, закрепили изменение, которые произошли в войсках, требования по повышению их боевой готовности, усилению ответственности военнослужащих при выполнении служебного долга.39

Выполнение обязанностей военной службы, предусмотренное и осуществляемое в составе государственных военных организаций, есть выполнение государственных обязанностей. Другими словами, военная служба – есть служба государственная со всеми присущими ей основными чертами и принципами государственной службы в Российской Федерации.40

Военная служба осуществляется в соответствии с основными принципами построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации.

В числе первых основных принципов государственной службы (закрепленных в законодательстве) назван принцип законности, означающий организацию и осуществление государственной службы на основе и в соответствии с действующим в государстве законодательством, что присуще и военной службе. 41

К военной службе относятся и другие принципы государственной службы в Российской Федерации и, в частности, такие как:

– верность Российской Федерации;

– обязательность решений вышестоящих в порядке подчиненности государственных органов и должностных лиц для нижестоящих государственных органов и должностных лиц;

– подконтрольность и подчиненность государственных органов и государственных служащих;

– внепартийность государственной службы;

– непрерывность военной службы и постоянная готовность к защите Российской Федерации;

– обязательный профессиональный отбор при равном доступе к военной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами военнослужащего;

– ответственность государственных служащих за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

– государственная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.42

Принципы военной службы реализуются при соблюдении следующих условий:

1)военнослужащий в своей  служебной деятельности руководствуется  законодательством Российской Федерации; никто, кроме лиц, уполномоченных  федеральным конституционным и  федеральным законами, не вправе  вмешиваться в его служебную  деятельность;

2)ограничение прав и  свобод военнослужащего, как человека  и гражданина, допускается в соответствии  с федеральным конституционным  и федеральным законами в той  мере, в какой это необходимо  для выполнения задач, связанных  с обеспечением обороны страны  и безопасности государства, защитой  основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов  других лиц;

3)военнослужащий исполняет  служебные обязанности вне зависимости  от угрозы его жизни или  здоровью;

4)в Вооруженных Силах, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах не  допускаются создание и деятельность  политических партий и религиозных  объединений, их структурных подразделений; служебная деятельность военнослужащего  не может осуществляться в  интересах профессиональных союзов, политических партий, иных общественных  и религиозных объединений.43

Таким образом, военная служба, основываясь на основных принципах государственной службы, в силу специфического предназначения Вооруженных Сил, других государственных военных организаций, характера обязанностей военнослужащих (в конечном итоге – вооруженная защита государства), имеет существенные отличия или особенности по сравнению с другими видами государственной службы. Эти отличия дают основания называть военную службу особым видом государственной службы.

Информация о работе Воинская обязанность граждан