Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проведении комплексного юридико-правового анализа нормативных и правоприменительных проблем производства по делам об административных правонарушениях.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд взаимосвязанных задач:
изучить понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях;
раскрыть принципы производства по делам об административных правонарушениях;
провести порядок исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях 5
2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях 9
3. Исчисление сроков в производстве по делам об административных правонарушениях 14
Заключение 28
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях»

 

 

Содержание:

 

Введение 3

1. Понятие и  задачи производства по делам  об административных правонарушениях 5

2. Принципы производства  по делам об  административных правонарушениях 9

3. Исчисление  сроков в производстве по делам  об административных правонарушениях 14

Заключение 28

Библиографический список 29

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. Введение в нашей стране начал рыночной экономики привело к существенному увеличению гражданского оборота, что, в свою очередь, повлекло значительный рост количества экономических споров и административных правонарушений в экономической сфере. В обществе возрос интерес к проблемам административной ответственности субъектов хозяйственной деятельности, повышению ее эффективности. Для предпринимателей и юридических лиц первоочередное значение приобрела судебная защита их прав и охраняемых законом интересов, особенно в отношениях с административными органами.

Следует отметить, что с каждым годом количество рассматриваемых судами дел об административных правонарушениях неуклонно возрастает, в связи с чем, производство по делам об административных правонарушениях в судах привлекает все больше внимания ученых.

Объектом  исследования являются общественные правоотношения, связанные с производством по делам об административных правонарушениях в судах, и особенности их правового регулирования.

Предметом исследования являются деятельность судов (судей) по рассмотрению дел об административных правонарушениях, правовые нормы, регламентирующие данную деятельность, теоретические положения и научные взгляды, касающиеся производства по делам об административных правонарушениях, а также правоприменительная практика по данной категории дел.

Цель  исследования заключается в проведении комплексного юридико-правового анализа нормативных и правоприменительных проблем производства по делам об административных правонарушениях.

Для достижения указанной  цели был поставлен ряд взаимосвязанных задач:

  • изучить понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях;
  • раскрыть принципы производства по делам об  административных правонарушениях;
  • провести порядок исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях.

Нормативно-правовую базу исследования составили Конституция РФ, действующее административное законодательство, судебная практика, а также другие законодательные и нормативные акты, имеющие отношение к исследуемой проблематике.

Методологической  основой исследования является общенаучный диалектический метод познания, применяемый к юридическим явлениям, позволяющий рассматривать идеи в их постоянном развитии, некой взаимосвязи и взаимодействии.

Структура исследования обусловлена предметом, целью и задачами. Работа состоит из введения, трех параграфов, заключения, и библиографического списка.

 

 

1. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях

 

Задачами производства по делам об административных правонарушениях  являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (ст. 24.1 КоАП РФ). Указанные задачи одновременно выступают и базовыми принципами производства по делам об административных правонарушениях, руководствуясь которыми можно в полной мере установить наличие или отсутствие обстоятельств (юридических фактов), являющихся основанием для принятия решения по существу.

Разрешение  дела должно осуществляться в соответствии с законом. В связи с этим обстоятельства, установленные при рассмотрении дела, указываются в постановлении по делу об административном правонарушении.

Именно в постановлении  должна быть дана правовая квалификация установленных обстоятельств по делу и указана статья КоАП РФ или закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за совершение административного правонарушения, либо основания прекращения производства по делу.

Производство по делам  об административных правонарушениях  является одной из характерных составляющих административно-процессуальной деятельности, осуществляемой широким кругом исполнительных органов, а также представляющих их должностных лиц. Процессуальный характер производства по указанным делам выражается в реализации санкций правовых норм, устанавливающих административную ответственность физических, должностных и юридических лиц за совершаемые ими административные правонарушения, предусмотренные в Особенной части КоАП РФ.

В качестве самостоятельной  задачи можно выделить обеспечение  исполнения вынесенного постановления с учетом эффективности реализации, установленной КоАП РФ в разделе "Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях" и Федеральным законом "Об исполнительном производстве".

Определение базовых задач  производства направлено на разграничение  процессуальных действий, предшествующих вынесению постановления о назначении административного наказания либо о прекращении производства по указанному делу, от исполнения уже вынесенного постановления. До вынесения постановления уполномоченный орган (должностное лицо) обязан всесторонне, объективно выяснить обстоятельства дела об административном правонарушении и установить наличие или отсутствие признаков, исключающих возможность рассмотрения дела (ст. 29.2 КоАП РФ).

Вопрос о конституционности ст. 24.1 КоАП РФ рассматривался Конституционным Судом РФ. Конституционный Суд РФ, рассмотрев по требованию гражданина В.А. Юренева вопрос о возможности принятия его жалобы к рассмотрению, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению. Так, Постановлением мирового судьи судебного участка N 334 Тимирязевского района г. Москвы от 2 ноября 2005 г., оставленным без изменения Постановлением Коптевского районного суда г. Москвы от 30 ноября 2005 г., гражданин В.А. Юренев на основании ч. 3 ст. 12.15 КоАП РФ был привлечен к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 400 руб. за выезд на сторону проезжей части, предназначенную для встречного движения, в запрещенном Правилами дорожного движения РФ месте. Доводы о неверной квалификации его деяния и об отсутствии его вины в совершении данного правонарушения не были приняты во внимание судами как необоснованные и противоречащие установленным обстоятельствам. В своей жалобе в Конституционный Суд РФ В.А. Юренев утверждает, что ст. 24.1 "Задачи производства по делам об административных правонарушениях" и п. п. 3 и 7 ст. 26.1 "Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении" КоАП РФ не соответствуют Конституции РФ, ее ст. ст. 1, 2, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 6, ч. ч. 1 и 2 ст. 15, ч. ч. 1 и 2 ст. 17, ст. 18, ч. ч. 1 и 2 ст. 19, ст. 45, ч. ч. 1 и 2 ст. 46, ст. ст. 49, 120 и ч. 3 ст. 123, поскольку по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, позволяют разрешать дела об административных правонарушениях без обязательного, всестороннего, полного, объективного и своевременного установления всех обстоятельств дела, в том числе подтверждающих виновность лица, совершившего правонарушение, а также связанных с выявлением причин и условий, способствовавших совершению правонарушения, и тем самым допускают привлечение граждан к административной ответственности без вины. Излагая свою позицию по поставленному в жалобе вопросу, В.А. Юренев указывает на то, что суды ограничились выяснением лишь самого факта правонарушения, подтвержденного протоколом, и не исследовали вопрос о наличии его вины и о ее степени, а также другие обстоятельства, имеющие значение для дела. Между тем проверка законности и обоснованности правоприменительных решений, в том числе судебных, связана с установлением и исследованием фактических обстоятельств, являющихся основанием для применения судом общей юрисдикции закона, и выбором подлежащих применению норм, также не отнесена к полномочиям Конституционного Суда РФ. Однако в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом ст. 26.1 КоАП РФ к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения (п. 3) и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения (п. 7). Во взаимосвязи со ст. 2.1 КоАП РФ, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и ст. 26.11 КоАП РФ о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, оспариваемые положения КоАП РФ, как направленные на обеспечение вытекающих из Конституции РФ общепризнанных принципов юридической ответственности и имеющие целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц), в том числе при отсутствии их вины, не могут расцениваться как нарушающие какие-либо права и свободы граждан1.

 

2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях

 

Принципы административно-юрисдикционного  процесса фиксируют общий порядок производства по делам об административных правонарушениях, гарантируют принятие объективного законного решения, устанавливают основы процессуального статуса лиц, привлекаемых к административной ответственности, определяют порядок реализации права этих лиц на защиту2.

Рассмотрим существующие принципы производства по делам об административном правонарушении подробнее.

Производство по делам  об административных правонарушениях  ведется на русском языке, государственном  языке РФ. Наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики, на территории которой находятся судья, орган, должностное лицо, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях. Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ст. 24.2 КоАП РФ).

Конституция РФ в ч. 2 ст. 68 устанавливает, что республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком РФ. На основании вышеизложенного можно определить, что наряду с государственным языком РФ производство по делам об административных правонарушениях может вестись на государственном языке республики.

Важнейшей гарантией обеспечения  прав и законных интересов лиц, участвующих  в производстве по делу об административном правонарушении (для которых русский  язык или государственный язык республики не является родным), является право пользоваться родным языком либо свободно выбирать другой язык общения, а также пользоваться услугами переводчика. Эта гарантия обеспечивается возможностью привлечения в качестве участника производства по делу об административных правонарушениях переводчика.

Лицам, участвующим в производстве по делу об административном правонарушении и не владеющим языком, на котором  ведется производство по делу, обеспечивается право выступать и давать объяснения, заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на родном языке либо на другом свободно избранном указанными лицами языке общения, а также пользоваться услугами переводчика (ч. 2 ст. 24.2 КоАП РФ)3.

В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что существенным недостатком протокола является отсутствие данных, прямо перечисленных в ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для конкретного дела об административном правонарушении (например, отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу, а также данных о предоставлении переводчика при составлении протокола и т.п.). Таким образом, непредставление физическому лицу или его законному представителю, а также представителю юридического лица перевода протокола об административном правонарушении нарушает их право на ознакомление с протоколом и с материалами дела, лишает возможности представить объяснения и замечания по содержанию протокола, права выступать и давать разъяснения, заявлять ходатайства и отводы, т.е., по существу, лишает их права на защиту.

Следовательно, отсутствие перевода протокола в случае, когда  дело об административном правонарушении возбуждено в отношении лица, не владеющего языком, на котором ведется производство по делу, является основанием для возврата судом протокола и материалов дела в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ вне зависимости от того, заявлено ли ходатайство о переводе.

Дела об административных правонарушениях подлежат открытому  рассмотрению, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 28.6 КоАП РФ, либо случаев, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны, а равно в случаях, если этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, членов их семей, их близких, а также защиты чести и достоинства указанных лиц (ст. 24.3 КоАП РФ).

Лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, и граждане, присутствующие при открытом рассмотрении дела об административном правонарушении, имеют право в письменной форме, а также с помощью средств аудиозаписи фиксировать ход рассмотрения дела об административном правонарушении. Фотосъемка, видеозапись, трансляция открытого рассмотрения дела об административном правонарушении по радио и телевидению допускаются с разрешения судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело об административном правонарушении.

Решение о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении выносится судьей, органом, должностным лицом, рассматривающими дело, в виде определения, обязательным требованием является наличие в нем мотивировочной части. Закрытое рассмотрение возможно в том случае, если это может привести к разглашению государственной, военной, коммерческой или иной охраняемой законом тайны. Порядок отнесения тех или иных сведений к государственной тайне регламентирован Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»4, Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»5, где содержится перечень сведений, которые не могут быть отнесены к государственной тайне (например, это сведения о чрезвычайных происшествиях и катастрофах, угрожающих безопасности и здоровью граждан и т.д.). Данная процедура применяется также в тех случаях, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности лиц, участвующих в производстве по делу, членов их семей, их близких. Данная мера нацелена на всестороннее, полное, объективное выяснение всех обстоятельств дела, что возможно только тогда, когда все участники производства по делу об административном правонарушении не будут находиться под давлением страха за свою жизнь и жизнь близких и честно исполнят свои обязанности. Защита чести и достоинства лиц, участвующих в деле, членов их семей, их близких также может быть основанием принятия решения о закрытом рассмотрении дела об административном правонарушении.

Информация о работе Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях