Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2013 в 12:10, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования заключается в проведении комплексного юридико-правового анализа нормативных и правоприменительных проблем производства по делам об административных правонарушениях.
Для достижения указанной цели был поставлен ряд взаимосвязанных задач:
изучить понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях;
раскрыть принципы производства по делам об административных правонарушениях;
провести порядок исчисления сроков в производстве по делам об административных правонарушениях.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и задачи производства по делам об административных правонарушениях 5
2. Принципы производства по делам об административных правонарушениях 9
3. Исчисление сроков в производстве по делам об административных правонарушениях 14
Заключение 28
Библиографический список 29

Файлы: 1 файл

Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях.doc

— 229.50 Кб (Скачать файл)

Так, например, при рассмотрении вопроса об исчислении сроков днями в ст. 4.8 КоАП РФ устанавливается, что срок, исчисляемый днями, истекает в его последний день. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий день, его последним днем считается первый следующий за ним рабочий день. Таким образом, в данном случае предусматривается возможность переноса срока. Однако при исчислении срока сутками он истекает в 24 часа последних суток18. Законодатель не устанавливает возможность переноса срока с нерабочего дня на следующий за ним рабочий при исчислении срока в сутках.

Анализ действующих  норм КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что исчисление срока одних и тех же процессуальных действий в различных временных единицах может привести к нарушению равенства прав участников административного процесса. В сложившейся ситуации граждане, являющиеся субъектами тех или иных процессуальных действий, могут обладать не равными временными периодами для их совершения. Подобная ситуация может привести к нарушению конституционного принципа равенства перед законом и судом, закрепленного в ст. 19 Конституции РФ19.

Так, в КоАП РФ существуют нормы, где один и тот  же срок предусмотрен и сутками, и днями. Например, согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу может быть подана в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае попадания окончания срока на нерабочий день, например воскресенье, ни в коем случае не переносится на понедельник, и срок истечет в 00.00, а так как фактически физическое лицо не сможет в нерабочие дни обратиться с подачей жалобы, данный срок будет уменьшен, в конкретном примере - до 8 дней, что, на наш взгляд, представляется неправомерным.

Положение о  переносе последнего дня процессуального  срока с нерабочего дня на первый следующий за ним рабочий день считается усиливающим защиту прав и законных интересов участников административного производства20.

В ст. 4.8 КоАП РФ также указано, что если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным. То есть при исчислении срока сутками можно решить данный вопрос, не "теряя времени", воспользоваться организацией связи и отправить жалобу и в выходной день, в этом случае срок не будет пропущен.

Статья 30.3 КоАП РФ содержит норму, исчисляемую днями, а именно в ч. 3 данной статьи сказано, что жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 - 5.25, 5.45 - 5.52, 5.56 КоАП РФ, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копии постановления, это означает, что при попадании окончания данного срока на нерабочий день срок переносится на следующий за ним рабочий день, т.е. если срок заканчивается в субботу, то он может быть перенесен на понедельник, тем самым быть растянутым до 7 дней.

Слово «сутки» означает астрономический оборот Земли, т.е. от 00.00.01 до 00.00.00, в то же время «день» означает светлое время суток - от рассвета до заката, полагаем, что в данном случае применили слово "день" в значении «сутки».

Тогда не ясно, с какой целью законодатель в ст. 4.8 КоАП РФ предусматривает различные правила для исчисления сроков днями и сутками.

Анализируя  правовое регулирование исчисления сроков по делам об административных правонарушениях, Н.Н. Цуканов предлагает использовать следующее правило. Если срок исчисляется в сутках и его течение начинается «со дня», то во внимание должны приниматься лишь полные сутки без учета часов. Если же начало срока связывается законодателем с каким-либо моментом («с момента», «немедленно» и т.д.), то во внимание должны приниматься часы и минуты21.

Представляется, что при разработке норм ст. 4.8 КоАП РФ, содержащей правила исчисления сроков, целесообразно было предусмотреть трудности, которые могут возникнуть при их применении.

Немаловажное  значение имеет определение начала течения срока, так как законодатель связывает его с каким-нибудь юридическим фактом, чаще всего с определенным действием.

Так, ч. 2.1 ст. 27.13 содержит положения, указывающее на то, что движение транспортного средства к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства разрешается (за исключением случаев, предусмотренных ст. 9.3 и ч. 2 ст. 12.5 КоАП РФ) не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства, ч. 2 ст. 27.17 КоАП РФ гласит, что срок временного запрета деятельности исчисляется с момента фактического прекращения деятельности филиалов, представительств, структурных подразделений юридического лица, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг и т.д.

Однако исходя из норм, закрепленных в административном законодательстве, можно прийти к  выводу, что момент (день), которым  определяется начало течения срока, не засчитывается в его продолжительность. Очевидно, законодатель стремился к тому, чтобы первый учитываемый день срока также был полными сутками22. Исчисление всех сроков, определяемых периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено начало процессуального срока23. Однако в КоАП РФ предусмотрены случаи отсчета срока с того дня и даже часа, когда имело место процессуальное действие (административное задержание), с наступления события (вытрезвления)24.

В ч. 1 ст. 4.8 КоАП сказано, что "течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено начало срока". Анализируя данную норму, необходимо отметить расплывчатость используемой законодателем правовой категории "следующий день", не ясно, в каком значении она использована и с какого часа начинает течь тот или иной срок. Началом исчисления срока будет служить начало рабочего дня или 00.00 часов? И что делать в случае, если начало течения (исчисления) срока выпадает на нерабочий или праздничный день?

Для правильного  понимания и решения вопроса исчисления срока важным также является вопрос окончания его исчисления.

В ст. 4.8 КоАП РФ закреплены нормы исчисления конкретных видов сроков. А именно положения, закрепляющие истечение сроков, исчисляемых днями, сутками, месяцами, годами. Про «месяц» сказано, что срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца. В положениях о сроках, исчисляемых годами, законодатель не делает оговорки на случай, если при исчислении срока годами последний день срока в году, на который выпадает число истечения срока, отсутствует. Что можно расценивать как пробел, заставляющий правоприменителя использовать аналогию нормы об исчислении срока месяцами.

На наш взгляд, при совершенствовании норм анализируемой  статьи КоАП РФ целесообразно перечень единиц исчисления сроков расположить по возрастанию. Представляется возможным изложить ч. 1 ст. 4.8 КоАП РФ в следующей редакции: «Сроки, предусмотренные настоящим Кодексом, исчисляются часами, днями, сутками, месяцами и годами», а также при уточнении вопроса начала течения срока дополнить словами «совершения действия», а именно: «Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которыми определено начало срока».

Возможно при  закреплении положений об исчислении сроков в тех или иных единицах начинать со сроков, течение которых  измеряется днями.

Сопоставив  положения НК РФ, ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ, ТК ТС, представляется целесообразным дополнить ч. 3 ст. 4.8 КоАП РФ словами «праздничный день», также уточнить, какие дни считать рабочими днями, и изложить данную норму в следующей редакции:

«Срок, исчисляемый днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий или праздничный день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день».

Примечание ст. 4.8 КоАП РФ дополнить текстом следующего содержания: "Под рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством РФ".

Нормы, устанавливающие  сроки, исчисляемые годами, дополнить словами: «а если этот год не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого года», что позволит отойти от аналогии. При этом видится правильным отнести различные единицы исчисления сроков в разные части статьи.

Учитывая все  вышесказанное, данная статья КоАП РФ может выглядеть следующим образом:

«Статья 4.8. Исчисление сроков

Сроки, предусмотренные  настоящим Кодексом, исчисляются часами, днями, сутками, месяцами и годами. Течение срока, определенного периодом, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которыми определено начало срока.

Срок, исчисляемый  днями, истекает в последний день установленного срока. Если окончание  срока, исчисляемого днями, приходится на нерабочий или праздничный  день, последним днем срока считается первый следующий за ним рабочий день.

Срок, исчисляемый  сутками, истекает в 24 часа последних  суток.

Срок, исчисляемый  месяцами, истекает в соответствующее  число последнего месяца, а если этот месяц не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние сутки этого месяца.

Срок, исчисляемый  годами, истекает в соответствующие  месяц и число последнего года, а если этот год не имеет соответствующего числа, срок истекает в последние  сутки этого года.

Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные средства были сданы в организацию связи, кредитную организацию, заявлены или переданы в орган либо уполномоченному их принять лицу до 24 часов последнего дня срока, срок не считается пропущенным.

Примечание. Под  рабочими днями понимаются дни недели с понедельника по пятницу, на которые не приходятся праздничные дни, объявленные нерабочими в соответствии с законодательством РФ.

Положения настоящей  статьи не применяются, если другими  статьями настоящего Кодекса установлен иной порядок исчисления сроков, а также при исчислении сроков административных наказаний».

 

 

Заключение

 

Подводя общий  итог исследованию, хочется отметить, что производство по делам об административных правонарушениях в качестве юридического процесса можно определить как установленный законом порядок достижения баланса публичных и частных интересов при возбуждении дела об административном правонарушении, установлении, исследовании соответствующих доказательств, уяснении иных юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для его разрешения, назначении и исполнении административного наказания, а также прекращении производства по делу в установленных законом случаях.

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Принципы административно-юрисдикционного  процесса фиксируют общий порядок  производства по делам об административных правонарушениях, гарантируют принятие объективного законного решения, устанавливают основы процессуального статуса лиц, привлекаемых к административной ответственности, определяют порядок реализации права этих лиц на защиту.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. 2009. № 4. Ст. 445
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 23.02.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.04.2013) // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 409-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Российская газета. № 5654. 2011. 9 декабря.

Учебная литература:

  1. Административное право: Курс лекций: Учеб. пособ. для вузов / Под ред. Э.Г. Липатова, С.Е. Чаннова. М., 2006.
  2. Гараев А.А. Сроки в законодательстве об административных правонарушениях // Законность. 2010. № 8.
  3. Гуев А.Н. Комментарий к Кодексу об административных правонарушениях. - Система ГАРАНТ, 2010.
  4. Долинская В.В. Сроки в материальном и процессуальном праве // Закон. 2004. № 6.
  5. Дугенец А.С. О классификации сроков в производстве по делам об административных правонарушениях // Научные труды РАЮН. М., 2002.
  6. Зуева Л.Ю. Классификация процессуальных сроков в производстве по делам об административных правонарушениях // Административное право и процесс. 2011. № 6.
  7. Косоногова О.В. Рассмотрение дел об административных правонарушениях судьями арбитражных судов: Монография. Воронеж, 2007.
  8. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях» (постатейный) (7-е издание) // Под общ. ред. Н.Г. Салищевой. "Проспект", 2011.
  9. Липатов Э.Г., Филатова А.В., Чаннов С.Е. Административная ответственность: Учебно-практическое пособие // Под ред. С.Е. Чаннова. "Волтерс Клувер", 2010.
  10. Масленников М.Я. Федеральное и региональное законодательство об административной ответственности: проблемы легитимности и перспективы развития. «Витязь». – М.:  2008.
  11. Мелехин А.В. Административное право Российской Федерации: Курс лекций. Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
  12. Мещерякова Т.Р. Сроки в административном законодательстве Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011.
  13. Москаленко С.С., Головко В.В. К вопросу о совершенствовании применения процессуальных сроков по делам об административных правонарушениях в области дорожного движения // Мировой судья. 2006. № 11.
  14. Панова И.В. Актуальные проблемы административного процесса в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2000.
  15. Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Административное право России: учебник. - 2-е изд., перераб. и доп. // Отв. ред. Попов Л.Л. - "Проспект", 2010.
  16. Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. № 20/П (4805). 6 февраля.
  17. Серков П.П., Михалева Н.В. Судебная практика по делам об административных правонарушениях. - "Норма", 2008.
  18. Хохлова Т.Н. Производство по делам об административных правонарушениях в федеральных органах налоговой полиции: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
  19. Цуканов Н.Н. О сроках в производстве по делам об административных правонарушениях и порядке их исчисления в органах внутренних дел // Вестник ВГУ. Серия "Право". 2009. № 1.

Информация о работе Задачи, порядок и принципы производства по делам об административных правонарушениях