Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2015 в 11:37, контрольная работа
Государство, государственные органы не могут не обращать внимание на все случаи нарушения установленной ими законно¬сти, попытки отдельных лиц подменить общеобязательные нор¬мы права своим «правом» и удовлетворять свои потребности за счет нарушения прав и законных интересов других лиц. В этих ситуациях государство вынуждено принимать адекватные меры с тем, чтобы пресечь совершаемые правонарушения, восстано¬вить нарушенные права и заставить правонарушителя действо¬вать в рамках законности.
Введение 3
Глава 1. Понятие административной ответственности 6
1.1. Понятие и значение административной ответственности 6
1.2. Признаки юридической ответственности 9
Глава 2. Законодательные основы административной ответственности 13
2.1. Норма кодекса 14
2.2. Административное правонарушение 15
2.3. Административное наказание 20
2.4. Административная ответственность субъектов 24
Заключение 25
Список использованной литературы: 26
Для сопоставления - при других видах ответственности: лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым до погашения или снятии судимости; в число дисциплинарных взысканий включено увольнение с работы, а лицо, к которому применено дисциплинарное взыскание (кроме увольнения), считается имеющим его только в течение установленного срока.
6)
Дела об административной
Для сопоставления - при других видах ответственности: уголовные дела - в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством; дисциплинарные дела - в соответствии с нормами, устанавливающими порядок дисциплинарного производства; дела о материальной ответственности - как правило, в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства.
Анализ признаков административной ответственности позволяет выделить три ее основания:
- нормативное: систему норм, регулирующих ее;
-
фактическое: деяния конкретного
субъекта, нарушающие правовые
-
процессуальное: акт компетентного
субъекта о наложении
Для наступления реальной ответственности необходимо, чтобы были все три основания и именно в такой последовательности. Прежде всего должна быть норма, устанавливающая обязанность и санкцию за ее неисполнение. Затем может возникнуть фактическое основание – противоправное деяние. При наличии нормы и деяния, ее нарушающего, уполномоченный субъект в установленный законом порядке вправе определить взыскание за административное правонарушение.
Многие годы роль административной ответственности в борьбе с правонарушениями постепенно повышалась, а со второй половины 80-х годов эта тенденция стала проявляться еще более активно. Возросло фактическое использование многих составов административных проступков. Она стала более суровой, увеличились санкции за многие нарушения. Резко расширен перечень действий, за совершение которых виновные могут быть подвергнуты административным санкциям.
Глава 2. Законодательные основы административной ответственности
Законодательную основу административной ответственности образует система нормативных правовых актов, содержащих правовые нормы, закрепляющие:
-
составы административных
-
систему административных
-
круг субъектов, имеющих право
налагать административные
-
процедуру привлечения к
Административное
и административно-процессуальное законодательство
находится в совместном ведении (то есть
в совместной деятельности и ответственности)
Российской Федерации и субъектов РФ6.
В соответствии
с Конституцией Российской Федерации
по предметам совместного ведения Российской
Федерации и ее субъектов издаются федеральные
законы и принимаемые в соответствии с
федеральными законами законы и иные нормативные
правовые акты субъектов РФ.
По
предметам ведения Российской Федерации
и по предметам ее совместного ведения
с субъектами Федерации законы и иные
нормативные правовые акты не могут противоречить
федеральным законам, а в случае такого
противоречия действует федеральный закон.
То есть, не подлежит применению любой
нормативный правовой акт субъекта Российской
Федерации по вопросам административного
и административно-
2.1. Норма кодекса
В административном праве основным федеральным нормативным правовым актом сводного характера (кодификационным актом) является Кодекс РФ об административных правонарушениях. Он был принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года, одобрен Советом Федерации 26 декабря 2001 года и введен в действие 1 июля 2002 года в соответствии с Федеральным законом «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».
Кодекс
состоит из Общей и Особенной частей.
В Общей части
определены понятие административного
правонарушения, субъекты административной
ответственности, виды административных
взысканий, общие правила и сроки наложения
административных взысканий.
В Особенной части дана классификация административных правонарушений с указанием административного взыскания за каждое.
Кроме того, Кодекс определяет систему органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях (раздел III), регламентирует производство по делам об административных правонарушениях (раздел IV) и исполнение постановлений о наложении административных взысканий (раздел V).
Нормы
Кодекса об административных правонарушениях
распространяются не только на физических,
но и на юридических лиц.
Положения и нормы, указывающие и характеризующие
виды административных правонарушений
юридических лиц, круг субъектов этих
правонарушений, а также определяющие
меру административной ответственности
для юридических лиц, содержатся также
в законах субъектов Российской Федерации,
изданных в пределах их компетенции.
Здесь невозможно
перечислить все нормативные правовые
акты, содержащие положения об административной
ответственности физических и юридических
лиц, ввиду весьма значительного количества
этих актов.
Один из
таких актов - Таможенный кодекс Российской
Федерации, в котором административной
ответственности посвящено немало статей,
например, статьи главы 63, имеющей название
"Административные правонарушения,
посягающие на нормальную
деятельность таможенных органов РФ, ответственность
за такие правонарушения, производство
по делам о них и рассмотрение этих дел".
Ряд налоговых нарушений указывает Налоговый
кодекс (статьи главы 18 о видах нарушений
банком обязанностей, предусмотренных
законодательством о налогах и сборах,
и ответственности за их совершение).
Положения
Кодекса распространяются не только на
правонарушения, ответственность за совершение
которых в нем предусмотрена, но также
и на правонарушения, ответственность
за совершение которых предусмотрена
законодательством, нормы которого не
включены в Кодекс.
То есть, действие статей Кодекса, определяющих виды административных взысканий, общие правила и сроки наложения этих взысканий, регламент производства по делам об административных правонарушениях и исполнения постановлений о наложении административных взысканий, распространяется и на те административные правонарушения, ответственность за которые предусмотрена другими законами РФ и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2.2. Административное правонарушение
Фактическим основанием для наступления административной ответственности является нарушение правовых норм, охраняемых административными санкциями, - административное правонарушение.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие либо бездействие физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Классификация административных правонарушений, принятая в Кодексе об административных правонарушениях дана в главах и статьях Особенной части Кодекса.
Всякое правонарушение есть прежде всего определенное действие либо бездействие.
Действие в данном случае представляет собой акт активного противоправного поведения - активное невыполнение обязанности, нарушение запрета и т.д. Например, занятие предпринимательской деятельностью, в отношении которой имеется специальное запрещение; включение искаженных данных в декларацию о доходах; искажение бухгалтерского отчета юридического лица; сокрытие (занижение) прибыли (дохода); воспрепятствование должностным лицам федеральных органов налоговой полиции в реализации их права на вход и обследование любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых налогоплательщиком для извлечения доходов (прибыли).
Бездействие
признается противоправным деянием, если
представляет собой пассивное невыполнение
обязанности, требуемой законодательством.
Например, непредставление гражданином
декларации о своих доходах в случае, когда
законодательство требует ее представления;
непредставление юридическим лицом компетентным
органам бухгалтерских отчетов, балансов,
расчетов, деклараций и других документов,
связанных с исчислением и уплатой налогов
и других платежей в бюджет.
Нередко одни и те же обязанности могут быть нарушены как действием, так и бездействием. Например, продажа подакцизных товаров без маркировки марками установленных образцов в случаях, когда эта маркировка обязательна; продажа юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями товаров без документов, содержащих сведения об изготовителе, поставщике иди продавце.
Административная
ответственность за правонарушения наступает,
если эти нарушения по своему характеру
не влекут за собой в соответствии с действующим
законодательством уголовной ответственности.
Поэтому здесь уместно обратить внимание на различие между данным выше понятием административного проступка и понятием преступления, под которым понимается виновно совершенное общественно опасное деяние (действие, бездействие), запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (ч. 1 ст. 14 УК РФ). Главная отличительная черта определения административного проступка (в сравнении с преступлением) - отсутствие в нем указания на общественную опасность административного правонарушения.
Но, по существу, административный проступок также является общественно опасным, хотя и отличается от преступления по степени этой опасности. Поэтому при решении вопроса об отнесении правонарушения к административному проступку или преступлению иногда требуется тщательный сравнительный анализ соответствующих положений административного и уголовного законодательств.
Как следует из определения административного правонарушения, одним из обязательных признаков его является наличие вины правонарушителя (право регулирует только волевое поведение людей и рассчитано на ситуации, где у человека есть выбор поведения).
При этом законодательство различает административные правонарушения совершенные умышленно и совершенные по неосторожности, хотя виновность деяния присутствует в обоих случаях.
Административное правонарушение признается совершенным умышленно, если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия или бездействия, предвидело его вредные последствия и желало их или сознательно допускало их наступление либо относилось к ним безразлично.
Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия либо бездействия, но легкомысленно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.
Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании законодательства об административной ответственности, действующего во время и по месту совершения правонарушения.
Акты, смягчающие или отменяющие ответственность за административные правонарушения, имеют обратную силу, то есть распространяются и на правонарушения, совершенные до издания этих актов.
Акты, устанавливающие или усиливающие ответственность за административные правонарушения, обратной силы не имеют.
Производство по делам об административных правонарушениях ведется на основании законодательства, действующего во время и по месту рассмотрения дела о правонарушении.
При малозначительности совершенного административного правонарушения орган (должностное лицо), уполномоченный решать дело, может освободить нарушителя от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Не подлежит административной ответственности:
- лицо, не достигшее к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста;
-
лицо, совершившее административное
правонарушение в состоянии
-
лицо, которое во время совершения
противоправных действий (бездействия)
находилось в состоянии
С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от 16 до 18 лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.
Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же правонарушение.
В новом Кодексе обстоятельствами, смягчающими ответственность, в соответствии со ст. 4.2., признаются:
1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
2)
предотвращение лицом, совершившим
административное
3)
совершение административного
4)
совершение административного
Информация о работе Законодательные основы административной ответственности