Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Целью работы является анализ правовых норм, образующих институты амнистии и помилования, проведение юридического анализа правил и исключений в данных институтах.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
─ проанализировать юридическую природу амнистии ;
─ рассмотреть порядок правового регулирования амнистии;
─ рассмотреть понятие помилования;
─ дать характеристику правового регулирования помилования;
─ провести юридический анализ сходства и различия институтов амнистии и помилования
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АМНИСТИИ..................................5
1.1 Юридическая природа амнистии.................................................................5
1.2 Правовое регулирование амнистии...........................................................12
2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОМИЛОВАНИЯ.......................20
2.1 Понятие помилования.....................................................................................20
2.2 Правовое регулирование помилования.........................................................24
3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ......................
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
АМНИСТИИ......................
2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ
ПОМИЛОВАНИЯ...................
2.1 Понятие помилования...........
2.2 Правовое
регулирование помилования.....
3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Важное место в системе
Возможность досрочного освобождения, снятия судимости, сокращения сроков отбывания наказания в результате амнистии или помилования создаёт для осуждённых положительную перспективу, помогает развивать у них навыки самоконтроля и самовоспитания, стремление жить по законам общества и соблюдать его моральные нормы.
С другой стороны, эти институты, в зависимости от уже достигнутых результатов перевоспитания лица, позволяют ослабить интенсивность принудительно-воспитательного воздействия, применять его в меру необходимости. Практика помилования и амнистии, как и досрочное освобождение в соответствии с законом, стимулирует положительные изменения в поведении осуждённых в период отбывания наказания.
Вопросы законодательного регулирования
и практики применения данных институтов
привлекали внимание многих авторов,
среди которых можно отметить
работы И.Л. Марогуловой, Ю. М. Ткачевского,
Актуальность темы курсовой работы обосновывается тем обстоятельством, что за последние годы произошли существенные изменения в области уголовно-правовой политики, значительное развитие и укрепление после принятия УК РФ получила практика применения актов амнистии и помилования. Таким образом, необходимо рассмотрение правового аспекта применения актов амнистии и помилования, существующих правил и исключений.
Необходим также правовой анализ сходства и различия институтов амнистии и помилования.
Объектом исследования в работе
выступают общественные отношения,
возникающие в связи с
Предметом исследования является содержания конституционных, уголовно-правовых и уголовно–исполнительных норм, образующих институты амнистии и помилования, а также правила, определяющие практику применения данных институтов.
Цели и задачи курсовой работы. Целью работы является анализ правовых норм, образующих институты амнистии и помилования, проведение юридического анализа правил и исключений в данных институтах.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
Нормативно – правовую базу курсовой работы составили нормы Конституции РФ, УК РФ ( в ред.от 13.02 2011 года) УПК РФ( в ред. От 28.04.2009), УИК РФ ( в ред. от 14.02.2009г.), Постановления Государственной Думы РФ, Указы Президента РФ и другие нормативные акты.
Теоретическую и методологическую основу курсовой работы составили монографии по уголовному праву, комментарии юристов к УК РФ, учебная литература, публикации в периодических изданиях.
В соответствии с поставленной
целью и определенными задачами структура
курсовой работы состоит из введения,
трех глав, заключения и списка использованной
литературы.
Действующий УК РФ содержит специальную статью (ст. 84), в которой определены порядок и правовые последствия амнистии.
Решение об амнистии принимается Государственной Думой РФ в форме постановления. Согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ вопрос амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Эти вопросы составляют исключительную компетенцию РФ. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут.
Юридическая природа амнистии раскрывается через указание на то, что амнистия - это акт высшего органа власти, который распространяется на определённую категорию или группу лиц.
Для более детального рассмотрения этого вопроса необходимо определить правовые признаки амнистии:
Вместе с тем в вопросе определения правовой природы амнистии в юридической литературе отмечают и другие ее аспекты. Так как амнистия является юридическим институтом и регулируется правом, то ее правовая природа передаётся через сущность и содержание права в том его виде, в каком оно воплотилось в нормы, регулирующие этот институт.
Исходя из этого, раскрытие правовой природы амнистии требует рассмотрения таких вопросов, как характер и содержание воли, формирующей право амнистии; условия её признания в качестве правовой; цели и юридическое значение решений об амнистии, в частности проблема их нормативности; процедура и основания принятия решений; обеспечение их соответствия общим началам права, согласованности с иными видами правореализационных решений.2
Рассматривая вопрос о том, каким образом может формироваться право высших органов государственной власти осуществлять амнистию, надо сразу уточнить, что в условиях правового государства никакие государственные решения, в том числе и амнистия, не могут быть произвольными и ничем не ограниченными.
С этих позиций амнистия, будучи актом государственной воли, основывается на воплощённой в праве и формирующей право воле народа. Характер и содержание этой воли должны быть ограниченны конституционными свободами, правами человека и общими началами уголовного законодательства, уголовной политики. Именно так и определяются границы амнистии.
Содержание же права об амнистии формируется на основе объективной оценки соотношения принятых обществом целей уголовного законодательства и уголовной политики с реально достигнутыми результатами, т.е. состоянием правопорядка и возможностями его поддержания более щадящими методами.
Амнистия, являясь актом нормативного характера, касается целых категорий преступлений или групп преступников, не обозначенных индивидуально. Акты об амнистиях не указывают некое число конкретных лиц, а распространяются на всех лиц, подпадающих под признаки, указанные в этом акте.
«Амнистия выступает в роли юридического факта, на основании которого возникает новое правоотношение между государством с одной стороны, и амнистированными лицами (с другой.) Данное правоотношение порождает определённые правовые последствия (освобождение виновного от уголовной ответственности и наказания или смягчение наказания.» 3
В основе формирования права об амнистии, так же как и принятия соответствующих решений, должна лежать основанная на анализе многих факторов конституционная и уголовно-правовая оценка потребности общества в существовании и реализации данного института.
Амнистия (от греч. — забвение, прощение) является смешанным видом освобождения: с помощью акта амнистии возможно применение любого вида освобождения как от уголовной ответственности, так и от наказания и практически на любой стадии уголовного процесса.
Амнистия считается формой прощения преступников, проявлением гуманизма, способного, по мнению государства, воздействовать на стремление освобожденного к становлению на путь исправления.
Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих.
Институт амнистии является комплексом
взаимообусловленных
Под амнистией в уголовном праве понимают нормативный акт высшего законодательного органа государственной власти, который, не отменяя преступность и наказуемость тех или иных действий, предусмотренных уголовным законом, и не колебля законности вынесенного приговора, разрешает освободить какую-то категорию лиц, совершивших преступления, от претерпевания или дальнейшего претерпевания мер уголовной ответственности и наказания, предписывает заменить назначенное судом наказание другим, более мягким, либо прекратить начатое уголовное преследование (а если такое преследование еще не начато, акт амнистии исключает подобное начало, т. е. возбуждение уголовного дела).4
Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой путем принятия Постановления большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта об амнистии в силу. Таким образом, амнистия — это государственно-правовой, а не уголовно-правовой акт.5
В Уголовном
кодексе данное положение
Издание актов об амнистии отнесено к компетенции высшего органа законодательной власти и с этой точки зрения относится к конституционному праву. В тоже время в соответствии с уголовным законодательством акты об амнистии входят в число оснований освобождения от уголовной ответственности и наказания и поэтому могут быть рассмотрены в рамках уголовного права.
Применяются
же акты об амнистии на разных
стадиях уголовного процесса, что
позволяет отнести их к
уголовно-процессуальному
В ведении уголовно-исполнительно
Таким образом, амнистия, закрепленная в норме уголовного кодекса, по мнению А.И. Рарога, не является институтом материального уголовного права, а выступает в качестве многоотраслевого института. При этом её основная задача состоит в аннулировании или изменении правовых последствий вынесенных судами приговоров.6
Акты амнистии обезличены и распространяются в отношении категорий преступлений, например, лиц, совершивших преступления небольшой тяжести, или групп лиц, совершивших преступления (женщин, несовершеннолетних), лиц, совершивших преступления определенного вида (неосторожные, хозяйственные).
Согласно с ч. 2 ст. 84 УК РФ акт об амнистии может предусмотреть следующие последствия применительно к лицам, совершившим преступление:
Амнистия распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, совершивших преступление. Учету подлежит лишь социально –демографическая и криминологическая характеристики данной категории лиц.8 Притом, что все выше приведенные нормы являются адресными и применяются к каждому конкретному человеку, что дает возможность индивидуализировать принятие важных решений по поводу их реализации.
Юридическая природа амнистии
такова, что она может быть одновременно
и видом освобождения от уголовной
ответственности и видом