Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Целью работы является анализ правовых норм, образующих институты амнистии и помилования, проведение юридического анализа правил и исключений в данных институтах.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
─ проанализировать юридическую природу амнистии ;
─ рассмотреть порядок правового регулирования амнистии;
─ рассмотреть понятие помилования;
─ дать характеристику правового регулирования помилования;
─ провести юридический анализ сходства и различия институтов амнистии и помилования
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АМНИСТИИ..................................5
1.1 Юридическая природа амнистии.................................................................5
1.2 Правовое регулирование амнистии...........................................................12
2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОМИЛОВАНИЯ.......................20
2.1 Понятие помилования.....................................................................................20
2.2 Правовое регулирование помилования.........................................................24
3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
4) уголовно-исполнительные
Решение о применении акта об амнистии принимается в отношении каждого лица индивидуально. При отсутствии необходимых сведений об этом лице рассмотрение вопроса о применении акта об амнистии откладывается до получения дополнительных документов.
Учреждения и органы, на которые
возложено исполнение постановления
об амнистии, вправе запрашивать
у соответствующих учреждений
документы, необходимые для при
Решения о применении акта об амнистии, принятые исправительными учреждениями и следственными изоляторами, органами дознания, органами предварительного следствия, органами внутренних дел, уголовно-исполнительными инспекциями, утверждаются прокурором. Со дня утверждения прокурором указанных решений отбывание наказания прекращается. Под действие постановления об амнистии попадают лица, совершившие преступления до дня вступления его в силу, и осужденные, отбывающие наказание на территории Российской Федерации.
Таким образом можно в качестве вывода к данной главе сформулировать следующие характерные правовые особенности амнистии.
Амнистия как государственно-правовой акт имеет следующие признаки.
Во-первых, она при всех обстоятельствах носит нормативный характер, то есть распространяется на индивидуально неопределенный круг лиц, на неопределенное количество уголовных дел независимо от того, на какой процессуальной стадии они находятся.
Во-вторых, инициатива издания актов амнистии всегда исходит от государственного органа.
В-третьих, акты амнистии имеют общеобязательный характер как для правоохранительных органов, которые призваны применять акты амнистии, так и для тех лиц, которые попадают под амнистию. Единственное исключение — лица, признающие себя невиновными в совершении инкриминируемого преступления и настаивающие на судебном разбирательстве.
Наконец, в-четвертых, акт амнистии лишь создает нормативное основание для освобождения лица, определяет категории лиц, которые подпадают под амнистию, порядок и условия ее применения (юридическим же основанием освобождения от уголовной ответственности (наказания) служит индивидуально определенный акт применения норм права: постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, определение суда о прекращении уголовного дела; обвинительный приговор суда с освобождением от наказания; постановление начальника исправительно-трудового учреждения, санкционированное прокурором, либо постановление специальной комиссии по освобождению из мест лишения свободы и т.д..
Осужденный обязан отбыть назначенное
наказание. Вместе с тем, уголовный
закон предусматривает ряд
Раскрытие понятия «помилование» состоит в том, чтобы выявить те его существенные признаки, которые, во-первых, характерны для этого института в целом, а во-вторых, раскрывают его как уголовно-правовую категорию, показывая отличие помилования от смежных уголовно-правовых категорий. С учетом данных условий в качестве существенного общего признака помилования можно указать прежде всего на его юридическую природу как межотраслевого и комплексного правового института.
Как межотраслевой институт
помилование регулируется
При ведущей роли конституционного права отношения в сфере помилования урегулированы уголовным, уголовно-исполнительным, административным правом.
В конституционном праве - это важнейшее полномочие главы государства и необходимый элемент правового статуса личности.
В уголовном праве - разновидность оснований досрочного освобождения от отбывания наказания, замены наказания более мягким, сокращения наказания.
В уголовно-исполнительном праве - основание для изменения правового статуса осужденного и наступления правовых последствий.
В административном
праве — это особая административная
процедура прохождения
При этом помилование имеет общие
для всего института цели: исправление
осужденного и смягчение
Помилование представляет собой акт высшего органа государственной власти, смягчающий положение помилованного лица.
Этот вид смягчения положения лица занимает своеобразное место, что предопределяется рядом обстоятельств.
Во-первых, в отличие от большинства других видов освобождения от отбывания наказания, которые применяются только судом, институт государственного прощения - помилование - применяется Президентом РФ.
О полномочии Президента РФ осуществлять помилование прямо говорится в п. «в» ст. 89 Конституции РФ. Главы субъектов Федерации, в том числе и президенты республик, таким правом не обладают.
Во-вторых, помилование является комплексным правовым институтом, с помощью которого Президент РФ вправе в соответствии со ст.85 УК РФ применить разные виды смягчения положения осужденного: освободить осужденного от дальнейшего отбывания наказания; сократить срок назначенного ему наказания; заменить неотбытую часть наказания более мягким видом наказания; с лица, отбывшего наказание, снять судимость.15
В рамках названных в ст. 85 УК РФ видов смягчения положения осужденного закон не ограничивает Президента РФ. Вид и степень смягчения положения не связывается ни с характером совершенного преступления, ни с его тяжестью, ни с видом назначенного наказания, ни с какими бы то ни было другими обстоятельствами дела.
Однако это правило знает одно исключение. Речь идет о помиловании лица, осужденного к смертной казни. Часть 3 ст. 59 УК РФ говорит, что смертная казнь в порядке помилования может быть заменена только пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок двадцать пять лет. Других форм помилования этих лиц закон не предусматривает.
Помилование смягчает положение осужденного, а при применении его к осужденным к смертной казни - дарует ему жизнь.
Помимо гуманной направленности этого акта - это еще и акт доверия осужденному. Если он не оправдывает оказанного доверия - грубо нарушает общественный порядок, совершает новые преступления - значит помилование было ошибочным.
Третья особенность помилования заключается в том, что оно представляет собой акт разового характера. Оно обязательно для применения только к данному осужденному и касается наказания, назначенного приговором за определенное преступление. Поэтому в Указе Президента РФ о помиловании поименно перечисляются помилованные лица, причем каждому из них назначается определенный вид смягчения положения.
Из этого складывается четвертая особенность помилования: Указ Президента РФ о помиловании не является нормой права, он не создает обязательного правила, которое должно применяться в иных, даже похожих случаях, он не касается других лиц, приговоренных за такое же и даже за то же преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма.16
Пятая особенность помилования заключается в том, что оно не вносит изменений в приговор, не ставит под сомнение его законность, обоснованность, справедливость.
Сущность помилования заключается в том, что положение лица смягчается по обстоятельствам, не влияющим на обоснованность и законность осуждения. Применение помилования является милостью Президента РФ.
Помимо этого комплексность
института помилования
Необходимо подчеркнуть, что помилование нельзя понимать как ревизию, пересмотр приговора. Представляется, что помилование частично лежит в сферы достижения целей наказания, которые учитываются при применении помилования. Во-первых, оно возможно только по отбытии осужденным какой-то части срока наказания, в течение которого преследовалось достижение целей восстановления социальной справедливости, исправления осужденного, частной и общей превенции.17
Во-вторых, помилование не применяется к злостным нарушителям порядка и условий исполнения наказания. В-третьих, оно не может быть обращено на тех осужденных, в отношении которых есть основания полагать, что вследствие своего негативного отношения к уголовно-правовым запретам они не оправдают доверия.
Президент РФ в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Применяя помилование, он исходит из веры в добро и справедливость, уверенности в том, что проявленное им милосердие будет оценено осужденным и верно понято общественным мнением.
Помилование ориентировано на смягчение наказания осужденному или снятие с него судимости, а не на освобождение от уголовной ответственности. Помиловать можно лишь лицо, признанное судом виновным в совершении преступления и осужденное за это.
До издания
Указа Президента РФ от 28 декабря 2001
г. № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования
на территориях субъектов
С ходатайствами о помиловании к Президенту РФ имели право обращаться осужденные, их родные, близкие, администрация учреждений, предприятий, общественные организации и т.д.
Описанный порядок подачи ходатайств неопределенно широким кругом лиц противоречил ч.3 ст.50 Конституции РФ, в которой соответствующее право предоставлено только самому осужденному. Поэтому в ст.1 указанного Положения право возбуждать ходатайство о помиловании предоставлено только осужденным.
С принятием 28 декабря 2001 г. Указа Президента РФ «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» и «Положения о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации» применение этого института было упорядочено.
Прежде всего, вместо, ранее существовавшей, одной Комиссии по помилованию при Президенте РФ аналогичные органы созданы на территории всех субъектов Российской Федерации.
Эти комиссии предварительно
рассматривают ходатайства о
помиловании осужденных, отбывающих
наказание в учреждениях
Комиссии
готовят заключения по
В комиссию входит не менее 11 человек - граждан России, имеющих высшее образование, пользующихся уважением у граждан и имеющих безупречную репутацию.
Создание комиссий по помилованию во всех субъектах Российской Федерации облегчает подготовку материалов о помиловании, обеспечивает их более высокое качество, ускоряет весь процесс.
Эти органы должны обеспечивать общественный контроль за своевременным и правильным исполнением указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных в местах лишения свободы.
Как определено в ст.2 Положения, помилование в Российской Федерации применяется к лицам:
Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: