Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 17:47, курсовая работа
Целью работы является анализ правовых норм, образующих институты амнистии и помилования, проведение юридического анализа правил и исключений в данных институтах.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
─ проанализировать юридическую природу амнистии ;
─ рассмотреть порядок правового регулирования амнистии;
─ рассмотреть понятие помилования;
─ дать характеристику правового регулирования помилования;
─ провести юридический анализ сходства и различия институтов амнистии и помилования
ВВЕДЕНИЕ..............................................................................................................3
1. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ АМНИСТИИ..................................5
1.1 Юридическая природа амнистии.................................................................5
1.2 Правовое регулирование амнистии...........................................................12
2. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ПОМИЛОВАНИЯ.......................20
2.1 Понятие помилования.....................................................................................20
2.2 Правовое регулирование помилования.........................................................24
3. ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме. Это ходатайство регистрируется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание. Не позднее чем через 20 дней оно направляется администрацией учреждения или органа, исполняющего наказание, в территориальный орган Министерства юстиции РФ с приложением необходимых материалов:
Если в орган или учреждение, исполняющее наказание, с поддержкой ходатайства осужденного обращаются его родные, знакомые, депутаты различных уровней, общественные, религиозные и иные формирования и лица, их заявления прилагаются к перечисленным документам.
Администрация учреждений и органов, исполняющих наказание, должна не позднее чем через 20 дней направить необходимую документацию о ходатайстве осужденного о помиловании в территориальный орган Министерства юстиции, которому на проверку полноты и надлежащего качества таких материалов отведено 7 дней. Затем документация посылается в комиссию по помилованию субъекта РФ, где в течение 30 суток должен решиться вопрос о целесообразности поддержания ходатайства осужденного о помиловании. Комиссия направляет свое решение высшему должностному лицу субъекта РФ: президенту республики, губернатору, главе администрации и т.д.
Комиссия и высшее должностное лицо субъекта РФ, рассматривая дело о помиловании осужденного, могут потребовать от администрации учреждений, органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления дополнительные сведения и документы, необходимые для подготовки материалов о помиловании осужденного. Такой запрос должен быть удовлетворен не позднее чем через 10 дней.
В течение месяца со дня принятия высшим должностным лицом субъекта РФ решения о поддержке ходатайств осужденных о помиловании их список должен быть опубликован в средствах массовой информации субъекта РФ.
Таким образом процедура подготовки материалов об осужденных, к которым может быть применено помилование, стала прозрачной, подконтрольной общественному мнению.
Лицо, имеющее судимость, направляет в комиссию по помилованию субъекта РФ ходатайство, в котором просит о снятии судимости. Высшее должностное лицо субъекта РФ в течение 15 дней со дня получения заключения комиссии по вопросам помилования вносит Президенту РФ представление о целесообразности применения акта помилования в отношении осужденного или лица, отбывшего назначенное судом наказание и имеющего судимость.
Высшее должностное лицо субъекта РФ направляет ходатайства о помиловании в Управление Президента РФ по вопросам помилования, которое должно окончательно подготовить их для представления Президенту РФ в течение 14 дней.
Эти документы регистрируются указанным Управлением, которое проверяет правильность их оформления. Не исключен возврат документов о помиловании осужденного в региональную комиссию по помилованию при обнаружении ненадлежащего их оформления.
Президент РФ знакомится как с рекомендациями о применении помилования к осужденным, так и с предложениями об отказе в нем. Право принять окончательное решение принадлежит Президенту РФ.
Такова четкая,
с точным распределением по времени
ее осуществления, процедура решения
вопроса о помиловании
Указ Президента РФ о помиловании в течение двух дней после его издания направляется главе субъекта РФ, в МВД РФ, территориальный орган юстиции, администрации учреждения, исполняющего наказание.
Об отклонении Президентом РФ ходатайства о помиловании глава администрации либо по его поручению председатель комиссии информирует осужденного в письменной форме.
Повторное обращение осужденного к Президенту РФ возможно не ранее чем через год, за исключением случаев возникновения новых обстоятельств, имеющих существенное значение для применения акта помилования.
В прошлом
такого ограничения не
Для анализа сходства и различия амнистии и помилования следует выделить ряд сущностных признаков, непосредственно раскрывающих характер этих правовых институтов.
Прежде всего и помилование, и амнистия представляют собой акт прощения, который в первом случае является индивидуальным, а в другом распространяется на группы людей, либо виды поведения.
Именно в прощении, в отказе
от права на наказание,
Такое прощение может носить условный
и безусловный характер, но при
любых обстоятельствах оно исхо
Второй признак общности амнистии и помилования лежит в связи самого прощения с законностью и справедливостью наказания. Прощение - амнистия и помилование - возможно и допустимо в тех пределах, в каких законно и справедливо, возможно и допустимо наказание. Помилование и амнистия не могут и не должны исправлять недостатки наказания.
Институты амнистии и помилования носят комплексный, межотраслевой характер, так как включают в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права.
Амнистия и помилование относятся к правовому институту корректирования карательной политики государства, который в качестве самостоятельного предмета правового регулирования включает общественные отношения в сфере наказуемости преступлений.
Как амнистия так и помилование являются актами разового характера. Они касаются лиц, совершивших преступления до издания актов помилования или амнистии.
Основным существенным отличием амнистии от помилования является то, что первая распространяется на неограниченное количество индивидуально неопределенных лиц. Акты ее не указывают конкретных лиц, а распространяются на всех, подпадающих под перечисляемые признаки
Помилование осуществляется Указом Президента РФ; амнистия – государственно - правовым актом, принимаемым Государственной Думой РФ. Акты помилования следует относить не к нормативным актам, а к правовым актам, носящим индивидуальный характер, акт об амнистии содержит правовые нормы как обязательные правила поведения, рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц.
Амнистия и помилование отличаются по своей правовой сущности исходя из характера правовых последствий их применения.
Амнистия определяет возможность
полного освобождения от
Помилование предполагает освобождение лица от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного виновному наказания, замену назначенного наказания более мягким видом, снятие судимости с лица, отбывшего наказание.
Помилование не носит нормативного характера, оно применяется в индивидуальном порядке; амнистия имеет нормативный характер и распространяется на относительно определенный круг лиц. Помилование распространяется только на осужденных, а амнистия может освобождать и от уголовной ответственности. Указ Президента РФ о помиловании непосредственно реализует освобождение осужденного от отбываемого им наказания, заменяет это наказание другим, более мягким и т.д.
Издавая акт о помиловании, Президент РФ решает вопрос в отношении помилованного. Органам, исполняющим наказание, остается только выполнить предписание.
Амнистия реализуется специальн
В отличие от амнистии, помилование в принципе не зависит ни от тяжести совершенного осужденным преступления, ни от вида и размера назначенного за это наказания, ни от вида рецидива.
Освобождая от наказания одного осужденного, акт помилования не создает правила. Он никак не касается других лиц, приговоренных к такому же наказанию за такое же и даже за то же преступление. Ни санкция закона, ни порядок отбывания наказания или освобождения от наказания не меняются. Не изменяется ни одна правовая норма.
Даже приговор суда в отношении помилованного не изменяется, не ставится под сомнение его законность, обоснованность, справедливость. В этом и состоит суть помилования: глава государства смягчает участь лица по обстоятельствам, не связанным с правильностью осуждения.
Более того, если в процессе рассмотрения ходатайства о помиловании возникнет сомнение в правильности осуждения, аппарат Президента направит ходатайство для проверки в порядке надзора в органы прокуратуры, и лишь если приговор будет признан правильным оно будет рассмотрено по существу.
Помилование применимо к лицам, совершившим особо тяжкие преступления или совершившим преступления при особо опасном рецидиве. Амнистирование таких лиц невозможно. Помилование осуществляется только по ходатайству осужденного, а амнистия - вне зависимости от волеизъявления лица, совершившего преступление. Амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно-правовой политики на основании нормативных положений.
При решении вопроса о применении амнистии не требуется жесткого индивидуального подхода к личности виновного и оценки совершенного им преступления. Помилование носит личный, а амнистия — объективный характер: первое основывается на индивидуальных особенностях данного случая, вторая — на общественном значении инкриминированных деяний.
Акт о помиловании является юридическим основанием для освобождения лица от наказания, тогда как для применения амнистии необходим акт соответствующего органа, на который возложена обязанность по реализации амнистии.
Помилование носит единичный, разовый характер, тогда как применение амнистии — это достаточно продолжительный период, требующий усилий многих правоохранительных органов: следствия, дознания, суда, прокуратуры, органов, ведающих исполнением приговора (обычно амнистия подлежит исполнению в течение шести месяцев).
Реализуя амнистию, соответствующие
органы лишь в некоторой степени
учитывают поведение
По итогам изучения и анализа в данной курсовой работе правовой природы институтов амнистии и помилования в заключении представляется возможным сделать следующие выводы и обобщения.
Нормы об амнистии и помиловании содержатся в уголовном законе, что позволяет сделать вывод о том, что помилование (равно как и амнистия) занимает особое положение в системе уголовного права, поскольку применение этих институтов, в отличие от других оснований освобождения от уголовного наказания, предусмотрено Конституцией РФ.
Амнистия является государственно–правовым актом, посредством которого государство реализует свое конституционное право на отказ от уголовного преследования, то есть освобождение от уголовной ответственности или наказания, индивидуально неопределенного круга лиц в общественно полезных целях. Функция уголовного закона заключается в закреплении уголовно- правовых последствий амнистии. Применением амнистии не аннулируются общеправовые последствия преступления или осуждения.
Общим (обязательным) условием применения амнистии является совершение преступления до вступления в силу акта об амнистии. Амнистия применяется к длящимся и продолжаемым деяниям, закончившимся до ее объявления. Наряду с общим (обязательным) условием применения амнистии выделяется ряд специальных условий, имеющих факультативное правовое значение, являющихся специальными постольку, поскольку ориентированы на социальные основания объявления амнистии и основания применения амнистии в каждом конкретном случае амнистирования.