Анализ правовых символов в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного цель написания курсовой работы состоит в общетеоретическом анализе правовых символов в деятельности ОВД.
Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих задач:
- исследование методологических подходов к познанию природы правовых символов;
- теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;
- исследование роли правовых символов деятельности ОВД;
- Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.

Файлы: 1 файл

сосед5.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

Правовой символ, образно говоря, формирует лицо, внешний облик  права и государства. Способствует их привлекательности, социальной значимости, узнаваемости.

Использование символов способствует систематизации нормативного материала  и в конечном итоге к повышению  эффективности действующего права.

Правовые символы служат необходимой  предпосылкой формализации правовых идеальных  объектов, оптимизации правотворческой  и правоприменительной деятельности.

В этих случаях достигается легкая распознаваемость существующих правовых состояний и юридических сделок и, помимо того, возможность механических действий.

Правовые символы являются необходимым  условием стратификации правового  положения субъектов права, а  также юридической силы правовых актов.

Правовые символы придают поведенческому акту юридически значимый, официальный  характер, они определяют их юридическую  силу. Такова роль печатей. Каждый коллективный субъект права, а также лицо, наделенное властными полномочиями, имеет свою печать. Порядок изготовления и пользования  печатью строго регламентирован  законодательством. Гербовой печатью  могут пользоваться только государственные  органы, учреждения, организации и  предприятия, а также негосударственные  организации, которым государство  делегировало реализацию части своих  функций.

Различные правовые символы используются для определения происхождения  или принадлежность к тому или  иному району (например гербы), другие - происхождение товара (товарные знаки).

Символика достаточно широко применяется  и в процедуре отправления  правосудия. Здесь использование  различных символов призвано подчеркнуть  важность происходящего, вызвать соответствующую  психологическую реакцию, в виде осознания правонарушителем своей  вины, осознания незыблемости закона.

Символы следует использовать в  тех случаях, когда требуется  не только реакция субъектов права  на какую-то юридически значимую жизненную  ситуацию на уровне здравого смысла, но и на эмоциональном уровне, т.е. оценка этой ситуации на подсознательном уровне. Имеются в виду жизненные обстоятельства, когда у субъекта права нет  объективной возможности детально анализировать конкретную жизненную  ситуацию и соотнести ее с нормативным  предписанием, а требуется быстрая  адекватная реакция субъекта на сложившуюся  ситуацию. В данном случае символ выступает  как бы связующим средством между  абстрактной нормой права и конкретной жизненной ситуацию. Иными словами, символ воплощает в себе абстрактное  и конкретное, общее и единичное.

Текст нормативного акта лишен экспрессии. Когда текст нормативного акта дополняется  символом, то появляется и экспрессивность (цвет, форма, звук, действие - всегда экспрессивно окрашены и соответствующим образом  воздействуют на сознание человека не только на рациональном, но и на подсознательном  уровне).

Власенко Н.А. полагает, что "нейтральность" и "холодность" изложения юридических  норм — важное условие эффективности  правового регулирования. "В нормативных  правовых документах нетерпима художественная красивость, высокопарность фраз, лозунговость..."25. На наш взгляд, нельзя категорично воспринимать это требование. Не следует забывать, что право должна формировать в сознании людей не только рациональные модели поведения, но и позитивные чувства и настроения, по поводу этих поведенческих моделей, что и достигается посредством символов.

Правовые символы требуют для  своего уяснения специальных знаний, а потому снижают доступность  таких текстов для лиц, не обладающих специальными познаниями в этой области. Здесь налицо возникновение противоречия между необходимостью добиваться максимальной определенности формы права и  обеспечивать в то же время ее наибольшую доступность. Для успешного преодоления  этого противоречия необходимо стремиться к правильному сочетанию определенности правового символа с его доступностью при разработке проекта нормативного акта.

Отдельные требования к правовым символам нашли закрепление в действующем  законодательстве. В пункте 7 Положения  о Государственном флаге Российской Федерации говорится, что "флаги  субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности, административно-территориальных  образований не должны быть идентичны  Государственному флагу Российской Федерации. Государственный флаг Российской Федерации не может использоваться в качестве геральдической основы флагов субъектов Российской Федерации, предприятий, учреждений, организаций, и административно-территориальных  образований".

В пункте 9 Положения о Государственном  гимне Российской Федерации указывается, что "при публичном исполнении Государственного гимна Российской Федерации присудствующие выслушивают  его стоя, мужчины без головных уборов".

В пунке 2 Описания и рисунков флага  и геральдического знака —  эмблемы Министерства Российской Федерации  по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий  стихийных бедствий допускается  выполнение эмблемы в одноцветном  варианте.

Приведенные примеры позволяют  предположить, что требования предъявляемые  к правовым символам имеют разную направленность и их можно разграничить на несколько групп:

  • требования предъявляемые к форме правового символа (соответствие символа законодательно закрепленному описанию);
  • требования предъявляемые к порядку изготовления правового символа;
  • требования предъявляемые к порядку использования правового символа.

Одним из требований, предъявляемых  к правовым символам является связанность  и последовательность элементов  из которых состоит символ. Символ не должен включать в себя противоречивые элементы, которые не вписываются  в канву общей идеи, выраженной в нем. В противном случае они  могут разрушить ее восприятие и  затруднить понимание символа или  сделать его "немым", нефункциональным. Примером этому может служить  современный герб РФ. Двуглавый орел всегда воплощал имперские идеи государственности. В России эти идеи в настоящее  время непопулярны. Поэтому вполне понятно, почему этот государственный  символ не выполняет своей консолидирующей  роли, а служит только отличительным  знаком Российского государства  на международной арене.

Символ применяется в тех  случаях, когда необходимо абстрактные  положения закона "привязать" к конкретной ситуации. Например, дорожный знак привязывает общие положения  нормативных предписаний к конкретной дорожной ситуации. Отсюда вытекает следующее  требование к правовым символам - они  должны быть ясными и точными. В них  как бы должен, по меткому выражению  Аверинцева С.С. "просвечивать"26 смысл нормативного предписания, принципов права. При ознакомлении с ним не могут иметь место какие-либо дополнительные ассоциации и толкования. Точность и ясность символа достигается за счет его описания в нормативном акте. Нормодателю следует постоянно помнить - от качества, точности и ясности описания символа в нормативно-правовом акте зависит эффективность регламентации фактических отношений. Если символ в каких-то деталях не соответствует своему описанию в нормативном акте, это может привести к негативным социальным последствиям, порою необратимым. Наблюдаются случаи, когда Российский государственный флаг, по незнанию вывешивался белой полосой вниз. Если на территории России такая ситуация может быть воспринята как юридический курьез, то за пределами государственной границы России такая ситуация будет расценена как нарушение норм международного права. Или пример с нарушением изображения товарного знака на выпускаемой продукции. Такая ситуация приведет к нарушениям как прав производителя продукции, так и потребителя этой продукции. Правовой символ должен быть понятен тем, кто им пользуется.

Правовой символ должен отвечать требованию индивидуализации неповторимости. Символы, используемые в правовой сфере, служат выражением какой-то строго определенной идеи. Их схожесть, и тем более  идентичность могут привести к нарушению  правового регулирования. Так, в  ст. 1 и 7 Закона РФ от23.09.02 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях  мест происхождения товаров" говорится, что "не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени их смешения с товарными  знаками, ранее зарегистрированными  или заявляемыми на регистрацию  в Российской Федерации на имя  другого лица в отношении однородных товаров...

Правовой символ должен обладать различительной способностью, т.е. быть легко отличим  от другого символа. В п. 1 ст. 6. Закона РФ "О товарных знаках..." сказано, что "не допускается регистрация  товарных знаков, состоящих только из обозначений не обладающих различительной способностью...".

Для обеспечения этих требований осуществляется государственная реализация товарных знаков в Государственном патентном  ведомстве РФ Управлении геральдики при Президенте Российской Федерации. Другие виды правовых символов также вступают в действие после соответствующей государственной регистрации или утверждения их описания в законе.

Еще одно требование — символ должен быть простым по своему элементному  составу, легко запоминаемым и узнаваемым. Количество элементов, из которых формируется  символ, должно быть сведено к возможно допустимому минимуму, обеспечивающему "прочтение" идеи заложенной в  нем. Перегруженность различными "мелкими" деталями, ничего существенного к  общей идее символа не добавляющие, затрудняют его прочтение и запоминание. Тем самым затрудняется идентификация (различение) символов. Здесь уместно  привести точку зрения И.Грязина  относительно использования принципа минимальности при создании нормативного акта. Он в частности отмечает, что "текст нормы должен толковаться  так, чтобы ни одно его слово не оказалось бы лишним или лишенным смысла"27.

Современная российская правовая символика, находящаяся в стадии становления, при непременном условии ее "созвучности" с общечеловеческими духовными  ценностями должна служить сплочению  всей нации, формировать в гражданах  чувство глубокого уважения к  праву и государству.

Современная правовая символика возникает  не на пустом месте. Она впитывает  в себя прошлую государственно-правовую символику. Однако эти заимствования  не должны осуществляться только на основе принципа исторической преемственности. Юридические символы должны обладать объективно-прогрессивным значением, нести в себе потенциальный заряд, который бы воплощал в себе не только социальные, эстетические и эмоциональные  ценности прошлых поколений, но и  современного человека.

Правовой символ остается неизменным на многие годы и используется как  важное средство внешнего отражения  юридически значимого содержания. Функция  отражения является одной из основных функций правовых символов.

В связи с этим правовой символ должен отвечать следующим требованиям: лаконичности, эстетичности, ассоциативности, новизны идеи, технологичности (способность не терять характерных свойств при воспроизведении), связи с волей государства, приспособляемости (способность не терять свойств различия в течение длительного времени) доступности, запоминаемости.

При разработке правового символа  необходимо стремиться реализовать  основные составляющие фундаментального принципа: "внимание - интерес —  желание - действие". Опора на указанный  принцип, основанный на мотивации поведения  субъекта права при принятии юридически значимого решения, формирует стратегию  поведения субъекта правотворчества  в создании правового символа. Она  состоит из нескольких моментов:

  • понимание того, что данный правовой символ объективно необходим для более адекватного отражения сложившейся правовой ситуации, и только словестной формы отражения явно недостаточно;
  • разработка оригинального и простого в исполнении правового символа, способствующего его запоминаемости и ассоциативности с нормативными установлениями государства;
  • формирование у субъекта намерения поступить в соответствии с требованиями закона;
  • создание у субъектов права положительных эмоций от правильно сделанного выбора правового варианта поведения.

Учет перечисленных положений  позволяет получить исходную информацию о наиболее предпочтительных характеристиках  идеального правового объекта, которые  законодателю следует отразить в  юридическом символе. Это, в свою очередь, повысит аргументацию символа  и, как результат, обеспечит высокий  уровень эффективности их воздействия  на сознание людей.

Главной отличительной чертой правовых символов является их выразительность, экспрессивность. Каждый элемент символа должен убеждать.

Правовой символ может нести  чисто объективную информацию, ориентируясь на здравый смысл. Однако чаще юридические  символы рассчитаны на эмоциональное  восприятие субъектом права юридически значимой информации.

Правовой символ должен увлекать и  заинтересовывать, оказывать психологически сильное воздействие на участников правоотношений, быть серьезным и  в то же время образным, оптимистичным  и предельно лаконичным. Реализуя регулятивную функцию правового  символа, необходимо учитывать и  элементы, формирующие психологическое  обоснование правового символа. С этой целью необходимо максимально  расширить сферу распространения  информации о правовом символе - использовать средства правовой пропаганды, печати, телевидение.

Информация о работе Анализ правовых символов в деятельности ОВД