Анализ правовых символов в деятельности ОВД

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 13:14, курсовая работа

Описание работы

Исходя из вышесказанного цель написания курсовой работы состоит в общетеоретическом анализе правовых символов в деятельности ОВД.
Достижение указанной цели осуществлялось через решение следующих задач:
- исследование методологических подходов к познанию природы правовых символов;
- теоретическое обоснование необходимости применения символов в праве;
- исследование роли правовых символов деятельности ОВД;
- Объектом исследования явились процессы и результаты правовой символизации.

Файлы: 1 файл

сосед5.docx

— 86.31 Кб (Скачать файл)

Для достижения перечисленных преимуществ, создаваемых правовых символов, необходимо учитывать определенные факторы  на стадии его проектирования, разработки и регистрации. Важнейшими из них  являются:

  • функциональное предназначение правовой информации;
  • социальные и природные условия, при которых она будет восприниматься;
  • психологическая удовлетворенность, предусматривающая способность восприятия правового содержания, выраженного в форме символа, различивши социальными группами населения.

Создание правового символа, достаточно серьезная и ответственная задача. Выбираемый символ должен отражать соответствующий  идеальный правовой объект, быть максимально  стабильным, сохраняться без изменения  вне зависимости от многообразия условий его использования на протяжении длительного периода. Последнее  обусловлено тем, что изменение  внешней формы правового символа  связано не только с большими финансовыми

издержками, но и возможностью потери ассоциативной связи с выражаемым ей юридическим содержанием.

Создавая правовой символ, субъект  правотворчества должен решить следующие  вопросы: сформировать концепцию создания символа, выбрать составляющие элементы символа, решить, как использовать символ для достижения максимальной стабилизации общественных отношений.

Как уже отмечалось, правовые символы  не должны разрабатываться в изоляции, поскольку они могут сказаться  на всех аспектах правового регулирования общественных отношений. Это обусловлено тем, что общественное признание установлений государства во многом зависит от удачного выбора символа, в основе которого лежат различные цели: стремление добиться запоминаемости, желание получить компактное выражение какого-то юридического содержания, обеспечение отхода от его ограниченности и подчеркивание его универсальности, интернационального характера и осязаемости абстрактных идей права и государства как чего-то близкого, доступного и всегда находящегося рядом.

При разработке философии создания правового символа важно учитывать" стратегические перспективы развития права и деятельности государства  в определенном регионе, со своими политическими, экономическими, национальными, религиозными и языковыми особенностями. При  этом важно помнить о необходимости  формирования концепции, определяющей использование правовых символов. Важное значение в данном случае имеют: устоявшаяся  процедура использования символа, ее простота, а также статус субъекта права применяющего юридический  символ. Некоторые специалисты вводят дополнительный критерий - охраноспособность  символа28.

Однако несмотря на значимость правовой защиты юридического символа, выполнение этого требования зачастую игнорируется субъектами

правотворчества. Отсутствие обязательности регистрации правового символа, юридической ответственности за нарушение порядка его использования  или подделку приводят к большим  осложнениям в деятельности субъектов  права и значительным финансовым издержкам.

Не следует забывать и о такой  категории, как мотив правового  символола - способность быть воспринятым  с учетом наиболее предпочтительного  для участников правоотношения вида восприятия: визуального (зрительного), звукового (фонетического), семантического (смыслового, содержательного).

При разработке правового символа  необходимо учитывать ряд требований, выполнение которых позволяет создать  воспринимаемый, запоминающийся и легко  узнаваемый субъектами права знак. В их числе:

  • индивидуальность — обеспечивающая отличие и узнаваемость правового символа, но неполное воспроизведение функциональной направленности;
  • простота - отсутствие мелких, нечетких деталей или изображений, минимальное число линий, оптимальность цветового сочетания и т. п.;
  • привлекательность — обеспечивающаяся начертанием, цветовой гаммой и другими элементами, последовательность мотиваций поведения участников правоотношения. Ряд авторов связывают это требование с необходимостью "будить мысли и чувства";
  • высокое качество художественно-графического исполнения;
  • сохранение художественно-графических и коммуникативных свойств в различных вариантах исполнения (вышивке, тиснении, литье, трафаретном и шаблонном нанесении, увеличении или уменьшении);
  • защищенность законом — предполагающаяся после официальной регистрации знака его защиту в соответствии с национальным и международным законодательством.

Применяя правовые символы на практике, следует руководствоваться правилами, которые достаточно полно отражены в соответствующих нормативных  актах.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Проблема правовых символов тесно связана с развитием правосознания индивида, социальной группы, общества. В отличие от текста нормативно-правового акта правовой символ оказывает на человека не только рациональное, но и эмоциональное воздействие, т. е. влияет на поведение людей на подсознательном, рефлекторном уровне. Как правило, этот эффект достигается через привлечение различных художественных, изобразительных, музыкальных и других форм для выражения содержания каких-либо юридически значимых действий, событий, отношений. Однако этот эффект может носить как положительный, так и отрицательный характер, что требует дополнительного специального изучения.

В литературе отмечается, что юридический  символ является составной частью правовой системы общества, но в таком качестве он не подвергался детальному исследованию. Представляет научный и практический интерес взаимодействие правового  символа с другими элементами этой системы. Ждет своего исследователя  анализ права в целом как знаково-символической  системы.

Проблемным остается вопрос о взаимосвязи  содержания текста нормативного акта и юридического символа. Правовые символы  значительно повышают формальную определенность права и точность изложения специального юридического текста. Вместе с тем, они зачастую требуют для своего уяснения специальных знаний, а потому снижают доступность таких текстов  для субъектов, не обладающих специальными познаниями в этой области. Здесь  налицо возникновение противоречия между необходимостью добиваться максимальной определенности формы права и  обеспечивать в то же время ее наибольшую доступность. Для успешного преодоления  этого противоречия необходимо разработать  научно обоснованные подходы к правильному  сочетанию определенности и доступности  будущего акта или сопровождать такие  акты соответствующими актами толкования правовых символов. В связи с этим отдельного исследования заслуживает  техника не только официального, но и всех видов неофициального толкования юридических символов.

Требует специального анализа проблема взаимодействия правовых символов с  другими социальными символами (политическими, национальными, нравственными, религиозными) в процессе регулирования общественных отношений. Не менее актуальна проблема "участия" правовых символов во всё  учащающихся проявлениях политического, национального, религиозного экстремизма.

Заключительным этапом исследований в этой области гуманитарного  знания должно стать формирование цельной  теории правового символизма.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Конституция Российской Федерации. М.: Издательская группа ИНФРА-М - НОРМА,
  2. Основы законодательства Российской Федерации от 11 февраля 1993 года // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 10. Ст. 35 7.
  3. Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О Конституционном суде РФ" // Российская газета. 1994. 23 июля.
  4. Аврутин Ю.Е. Эффективность деятельности органов внутренних дел: (опыт системного исследования). СПб., 2008 стр. 34.
  5. Алексеев В.П., Першиц А.И. История первобытного общества: Учеб. для вузов по спец. "История". М., 2010г. Стр. 69.
  6. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А., Теория права и государства в
  7. схемах и определениях: Учеб. пос. М., 2008г. Стр. 157.
  8. Байбурин А.К. Ритуал в традиционной культуре: структурно- семантический анализ восточно-славянских обрядов. СПб., 2009г.стр. 268
  9. Джон Фоли. Энциклопедия знаков и символов. М., 2010г. Стр. 12.
  10. Лосев А.Ф. Проблемы символа и реалистическое искусство. М., 2009г. Стр. 159.
  11. Мамаев К.К. Флаги рассказывают. Л., 2009г. стр.208 .
  12. Символы и атрибуты власти: генезис, семантика, функции. СПб., 2009г. Стр. 389.
  13. Символы Родины и воинской доблести. М., 20010г. Стр. 242.
  14. Суходольский Г.В. Основы психологической теории деятельности. Л., 1988
  15. Тэрнер В. Символ и ритуал. М., 2009. Стр. 142
  16. Трутовский В.К. К вопросу о русских национальных цветах и о типе государственного знамени России. М., 2010г. Стр. 49.
  17. Ушаков A.A. Очерки законодательной стилистики, Пермь, 2009г. Стр. 358.
  18. Философский энциклопедический словарь. М., 2008г.
  19. Шепелев Л.Е. Титулы, мундиры, ордена в Российской империи. СПб 2009г.

1 Коршунов А.М., Мантатов В.В.. Диалектика социального познания - М., 1988 - С.326.

2 Афанасьев В.Г. Социальная информация и управление обществом.—М., 1975 - С. 314.

3 Бабаев В.К, Баранов В.М. Общая теория права: Краткая энциклопедия. -Н.Новгород, 1997. -С. 74.

4 Вопленко H.H. Указ. соч.- С. 188.

5 Вопленко H.H. Указ. соч.- С.- 189.

6 Мантатов В. В. Указ. соч. С. 94.

7 Там же.-С. 189.

8 См.: Язык закона / Под ред. Пиголкина A.C.- М., 1990.- С. 96.

л

Власенко H.A. Проблемы точности выражения формы права (лингво-логический анализ). Диссертация в форме научного доклада.. .д-ра юрид.наук.- Екатеринбург, 1997- С. 6

10 Власенко Н.А. Указ. соч.- С. 61-62.

11 Ст. 41.Закона РФ от 23 сентября 1992 г. "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров" // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и ВС РФ.-1992.-№ 42,-Ст. 2322.

12 Похлебкин В.В. Международная правовая символика и эмблематика.— М., 1989 — С. 11.

13 Там же - С. 11.

14 Лосев А, Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976. С. 148.

15 Там же.-С. 148.

16 Похлебкин В. В. Указ. соч.- С. 11.

17 Уваров Л.В. Символизм в познании.- Минск, 1971- С.20-23.; Субач Г.В. Отражательная функция символа - М., 1985.- С.14-15.

18 Гаджиев К. С. Политическая культура //Введение в политологию.- М., 1993- С. 227-229.

19 Черданцев А.Ф. Указ. соч.- С. 14-17.

20 Там же.-С. 18.

21 Бабаев В. К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях-М., 1998-С. 88.

22 Федько В.П, Товарный знак - М., 1998.

23 Лосев А.Ф. Указ. соч.- С. 149.

24 Казьмин И.Ф. Указ.соч - С. 95.

25 Власенко H.A. Язык права - Иркутск, 1997.- С. 19-20.

26 Философский энциклопедический словарь - М., 1983 - С. 607.

27 Грязин И. Тексты права: Опыт методологического анализа конкурирующих теорий.- Таллин, 1983.- С. 54.

28 Федъко В.П.Указ. соч.- С. 41.

 

 


Информация о работе Анализ правовых символов в деятельности ОВД