Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2015 в 23:17, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ развития института соучастия в нормативных правовых актах Республики Беларусь.
В соответствии с поставленной целью в курсовой работе определены следующие задачи:
Изучить и обобщить научные материалы, имеющиеся по вопросам соучастия, показать основные направления в развитии института соучастия в современный период в Республике Беларусь;
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИНСТИТУТА СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ В БЕЛОРУССКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
1.1. Соучастие в преступлении в законодательстве Республики Беларусь…...5
1.2. Основные признаки формирования института соучастия…………………9
ГЛАВА 2. РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ СОУЧАСТИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ УГОЛОВНОГО ПРАВА
2.1. Формы соучастия в преступлении…………………………………………21
2.2. Виды соучастников преступления…………………………………………25
2.3. Основания и условия ответственности за соучастие в преступлении…...32
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА СОУЧАСТИЯ В ПРЕСТУПЛЕНИИ В СОВРЕМЕННОМ БЕЛОРУССКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ……………………………………………………………………………………38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………...…47
В системе мер борьбы с профессиональной преступностью важная роль отводится совершенствованию уголовно-правовых институтов совокупности преступлений и соучастия в преступлениях, введению дополнительных квалифицирующих признаков в составы корыстных преступлений и нового отягчающего вину обстоятельства, связанного со специализацией преступников.
Совершенствование института совокупности преступлений возможно посредством закрепления в законе идеальной и реальной совокупности, а также изменения порядка назначения наказания при совершении лицом разных преступлений. При реальной их совокупности целесообразно предоставить судам право назначать наказание путем полного или частичного сложения наказаний в пределах, установленных для данного вида наказания.
Совершенствование института соучастия в преступлениях преследует цель усиления уголовной ответственности за организованное участие в антиобщественных деяниях, в связи, с чем в законе следует закрепить не только виды соучастников, но и формы соучастия. Дополнить Уголовный Кодекс уголовно-правовой нормой, предусматривающей ответственность за ведение организаторской преступной деятельности и создание преступной организации.
Усиление борьбы с криминальным профессионализмом и корыстной преступностью в целом требует разработки таких мер, которые бы позволили сделать «экономически» невыгодным совершение преступлений. Достичь этого можно совершенствованием уголовно-процессуального и гражданского законодательства в части возмещения материального ущерба, причиняемого преступной деятельностью. Возмещение материального ущерба гражданам должно полностью взять на себя государство, создав для этого специальный фонд.
Нейтрализация криминального профессионализма предполагает комплекс мер организационно-управленческого и тактического характера, осуществляемых правоохранительными органами по подрыву материальной базы профессиональных преступников и механизма действия криминальных традиций и обычаев. Этого можно достичь на основе комплексной программы борьбы с проявлениями профессиональной и организованной преступности.
Совершенствование специальных мер предупреждения криминального профессионализма связано с реорганизацией и укреплением оперативно-поисковой службы органов внутренних дел, а эффективная борьба с проявлениями организованной преступности — с созданием и активной работой в структуре МВД Республики Беларусь специальных подразделений.
Вопросы борьбы с этими негативными явлениями выходят за пределы деятельности МВД Республики Беларусь, поэтому аналогичное направление работы следует выделить в Прокуратуре Республики Беларусь и ее низовых аппаратах.
Результаты проведенного исследования позволяют констатировать необходимость скорейшего создания в стране надежной системы противодействия распространению профессиональной и организованной преступности, поскольку промедление здесь может повлечь изменения ее количественных и качественных признаков.
В значительной мере речь будет относиться к деятельности органов внутренних дел, на которых лежит основная нагрузка борьбы с профессиональной преступностью и ее организованными формами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Институт соучастия является одним из важнейших уголовно-правовых институтов, в понятии «соучастие в преступлении» находит отражение и закрепляется в уголовном законе специфическая преступная деятельность, что предопределяет особенности квалификации содеянного и пределы ответственности соучастников в отличие от случаев.
Рассмотрение вопросов, связанных с понятием соучастия, его сущности в отечественном уголовном праве, конструкции института соучастия, позволяет сделать вывод о том, что законодатель и практика следственных и судебных органов по применению законодательных норм исходят из принципа индивидуальной ответственности каждого соучастника за виновно совершенные им уголовно-наказуемые деяния.
Непосредственными задачами уголовного закона являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, обеспечение мира и безопасности человечества, а также устранение причин и условий совершения преступлений. Общая же, непосредственная цель уголовного закона заключается в удержании неопределенного круга лиц от совершения преступлений.
Для лиц, склонных к совершению преступления, наибольшее значение среди обще предупредительных факторов имеют факторы правового контроля, т.е. чувство дискомфорта, страха перед неблагоприятными последствиями преступного поведения. Основное место занимает страх перед привлечением к уголовной ответственности.
Совершение преступления в соучастии нескольких лиц является самой опасной формой преступной деятельности. При совершении преступления несколькими лицами общественным отношениям наносится более серьезный вред. Соучастие более опасно и тем, что в условиях взаимной помощи нередко ослабляются сдерживающие факторы поведения, укрепляется решимость соучастников совершить преступление, становятся более изощренными способы совершения деяний, приемы их сокрытия и уклонения от ответственности. Повышенная общественная опасность содеянного очевидна, когда деяние совершается организованной группой.
Определенно ясно, что на настоящий момент в теории и законодательстве не поставлена точка в изучении проблем, связанных с соучастием, определения его юридических и криминологических границ. И в первую очередь это связано с обновляющимися общественными отношениями, а именно с все набирающей обороты организованной преступностью, которая приобретает качественно новые формы соучастия, в связи с чем, некоторыми авторами уже ставится вопрос о переосмыслении понятия соучастия. Таким образом, проблема форм соучастия в уголовном праве выходит на новый виток своего исследования. Решение этой проблемы предстоит искать и законодателю, и науке, и практическим работникам, т.к. борьба с организованной преступностью предполагает глубокие криминологические знания о самом явлении, затем адекватное отражение данного явления в законе и, наконец, систему продуманных общих и специальных мер по локализации этой преступности.
Необходимо разработать и осуществить целый комплекс мер правового, организационно-тактического и иного характера. Одной из основных проблем, не позволяющей эффективно расследовать преступления, в частности, совершенные в соучастии, является несовершенство действующего уголовного законодательства. Следовательно, наиболее важным моментом является укрепление законодательной базы и уголовного закона.
СПИСОК ИСЛПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ