Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 05:58, контрольная работа
Актуальность настоящей работы состоит в том, что вопросы, связанные с дееспособностью физического лица, являются важнейшими вопросами, дающими возможность гражданину полноправно участвовать в общественной жизни страны и общества. Несмотря на кажущуюся изученность и урегулированность этого социального аспекта, в жизни часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда мы можем наблюдать огромное количество проблем, связанных с действиями, которые совершают полноправные, дееспособные молодые люди, освобождаясь от родительской опеки.
Целью настоящей работы является рассмотрение дееспособности граждан.
Введение
1.Понятие дееспособности граждан и ее значение
1.1.Понятие дееспособности
1.2. Момент возникновения дееспособности
1.3. Юридическая природа дееспособности
2. Разновидности дееспособности.
2.1. Полная дееспособность
2.2.Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет
2.3. Дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 6 до 14 лет
3. Ограничение дееспособности
4. Признание гражданина полностью недееспособным
5. Правоспособность и дееспособность юридического лица
6. Дееспособность иностранного гражданина
7. Гражданская правоспособность государства
Заключение
Список литературы
Анализ ст. 124 ГК РФ не дает,
на наш взгляд, оснований сделать
вывод, что позитивное право признает
за государством общую правоспособность.
Норма п. 1 ст. 124, в соответствии с
которой РФ и субъекты РФ выступают
в отношениях, регулируемых гражданским
законодательством, на равных началах
с иными участниками этих отношений
- гражданами и юридическими лицами,
не может рассматриваться как
распространяющая правоспособность последних
на государство, тем более что
и у них она неоднородна. Она
конкретизирует применительно к
государству общий принцип
Анализ социальной сущности
государства также не позволяет
сделать вывод о его общей
правоспособности, поскольку невозможно
представить существование
Поэтому за государством следует
признать не общую (универсальную), а
специальную правоспособность, понимая
последнюю как способность
Характеристика
Определяя необходимый для
государства набор прав и обязанностей,
надо безусловно опираться на такой
объективный критерий, как его
функции7. Именно функции государства,
которые обусловливают его
Функции государства, определяющие природу его правоспособности, можно разделить на две группы. Одна из них включает специальные функции, которые присущи только государству и являются первичными, или первоначальными. Это функции, связанные с организацией и осуществлением власти, государственного управления, функция социальной защиты населения и т. п. Другие функции не являются специфическими для государства, они присущи любому субъекту права. Это участие в экономических отношениях предпринимательского характера. Для государства такое участие производно от специальных функций, поскольку все остальные функции представляют собой затратную деятельность государства. Покрыть расходы на выполнение этих функций можно двумя путями: во-первых, разложить эти расходы на всех граждан и юридических лиц в форме обязанности уплачивать налоги, пошлины, сборы и т. п., а во-вторых, покрывать расходы за счет доходов от собственной предпринимательской деятельности. Если с позиций специальных первоначальных функций государства можно достаточно четко юридически определить границы содержания правоспособности государства, то границы его правосубъектности как предпринимателя несколько размыты. В любом случае участие государства в предпринимательской деятельности может быть оправдано исключительными обстоятельствами, например недостаточностью иных источников формирования доходной части государственного бюджета (хотя здесь мы упираемся в проблему эффективности соответствующих механизмов) или принятием на себя бремени временной дотационной подпитки убыточных, но общественно необходимых отраслей народного хозяйства через казенные предприятия (правда, здесь государство можно рассматривать как предпринимателя лишь условно), либо ведением такой деятельности на базе имущества, изъятого из гражданского оборота.
Социальные ограничители
участия государства в
В ГК РФ нет специальной
статьи, определяющей содержание гражданской
правоспособности государства, однако
анализ правовых норм в целом позволяет
сделать следующие выводы. Государство
может иметь имущество на праве
собственности, согласно п. 2 ст. 212. При
этом ему могут принадлежать такие
объекты, которые не могут находиться
в собственности других лиц (п. 2 ст.
129, п. 3 ст. 212 ГК). Некоторые российские
цивилисты считают, что это свидетельствует
о несколько большем объеме прав
государства, однако здесь уместнее
говорить не о количественном, а
о качественном параметре, поскольку
при этом государство одновременно
ограничено в способах распоряжения
(путем отчуждения), а иногда и
использования (путем извлечения дохода
от сдачи имущества в аренду) именно
в отношении данных видов имущества.
Государство может приобретать
право собственности
Особый характер имеет
ответственность государства. Во-первых,
она регулируется по тому же принципу
специальной правоспособности, т. е.
государство несет
Еще больше проблем, теоретических
и практических, возникает в связи
с исследованием категории
Дееспособность как
У государства же в целом
отсутствует сделкоспособность, которая
присуща лишь таким субъектам, как
лица. Однако это не является основанием
для отрицания дееспособности государства,
ибо оно способно к правомерным
волевым действиям, которые являются
основаниями возникновения, изменения
и прекращения прав и обязанностей.
Однако эти действия имеют иную форму
- административного или
Деликтоспособность
Использование в формулировке
ст. 125 ГК РФ оборота «от имени
Российской Федерации и субъектов
Российской Федерации» позволило ряду
авторов отвергать наличие у
государства такого качества, как
гражданская дееспособность, поскольку
этот оборот указывает на конструкцию
представительства8. Представителями
государства в данном случае выступают
органы государственной власти, которые
«могут своими действиями приобретать
и осуществлять имущественные и
личные неимущественные права и
обязанности» от имени государства,
выступать от его имени в суде
в рамках «компетенции, установленной
актами, определяющими статус этих
органов». Однако любой представитель
должен быть самостоятельным субъектом
гражданского права, т. е. быть организационно
и имущественно автономным. В то
же время не все органы государственной
власти обладают такой автономией.
Такими представителями могут быть
лишь органы, имеющие статус юридического
лица (например, органы исполнительной
власти специальной компетенции - министерства,
государственные комитеты, комитеты
и т. п.). Однако такие органы, как
Федеральное Собрание РФ (и Совет
Федерации, и Государственная Дума),
Правительство РФ, не имеют самостоятельного
гражданско-правового статуса
Поэтому представляется более убедительной точка зрения, согласно которой государство может реализовывать свои права непосредственно (лично), через органы государственной власти, т. е. оно обладает гражданской дееспособностью.
Для иллюстрации можно провести параллель с юридическими лицами, которые как искусственные субъекты реализуют свою дееспособность через действия органов, формируемых в конечном итоге из физических лиц. Таким образом, у искусственного субъекта выявляется человеческий (людской) субстрат, т. е. воля юридического лица проявляется через волю физических лиц, представленных в его органах. Такой же человеческий субстрат можно обнаружить и в органах государственной власти. Более того, общество имеет возможность участвовать непосредственно в формировании воли государства через механизм референдума, если на обсуждение выносятся вопросы, прямо или косвенно определяющие гражданско-правовой статус государства (например, вопрос о праве частной собственности на землю).
Конструкция гражданского представительства
обозначена в п. 3 ст. 125, в котором
говорится, что в случаях и
в порядке, предусмотренных федеральными
законами, указами Президента РФ и
постановлениями Правительства
РФ, нормативными актами субъектов
РФ, по их специальному поручению от
их имени могут выступать
В то же время эта конструкция
не всегда полностью совпадает с
гражданским
Специальной формой участия
государства в гражданском