Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2014 в 14:47, курсовая работа
Описание работы
Целью данной курсовой является установление и раскрытие содержания законодательно закрепленных принципов пространственного действия уголовно-правовых норм Российской Федерации, их научное обоснование, анализ иерархии принципов действия уголовного закона в пространстве, формулирование правил по определению приоритетного принципа действия уголовно-правовой нормы в пространстве.
Содержание работы
ВВЕДЕНИЕ 2 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОСТРАНСТВЕННОГО ДЕЙСТВИЯ УГОЛОВНО–ПРАВОВОЙ НОРМЫ В РОССИЙСКОМ И МЕЖДУНАРОДНОМ УГОЛОВНОМ ПРАВЕ 5 1.1 Понятие действия уголовного закона в пространстве в российском праве 5 1.2 Международно-правовая регламентация действия уголовно-правовой нормы в пространстве 8 2 ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 15 2.1 Принципы действия закона в пространстве и их отражение в уголовном законодательстве Российской Федерации 15 2.2 Теоретические проблемы и пути совершенствования реализации уголовно – правовых норм в пространстве 27 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 39
б) государство, гражданином которого
является лицо, обвиняемое в совершении
преступления (ст. 12)12.
США не являются участниками этого Статута,
поэтому юрисдикция Международного уголовного
суда не распространяется на любое международное
преступление, совершенное на территории
США или гражданином США на территории
иностранного государства.
По
действию в пространстве выделяют территориальную
и экстерриториальную юрисдикцию.
Территориальная юрисдикция означает распространение
государственной власти на всех лиц, находящихся
на его территории. Территориальная юрисдикция
распространяется на лиц независимо от
их гражданства. Все лица обязаны соблюдать
законы этого государства и подчиняться
предписаниям его государственных органов
и уполномоченных должностных лиц.
Экстерриториальная юрисдикция состоит в распространении
правовых норм государства на деяния,
совершенные вне пределов этого государства:
на территории иностранного государства,
в открытом водном или воздушном пространстве,
в космосе, Антарктиде.
По объему применения называют полную
и ограниченную юрисдикцию. При полной
юрисдикции государство устанавливает
обязательные для соблюдения правила
и вправе использовать любые законные
средства для их обеспечения. В случае
ограниченной юрисдикции государство
также устанавливает обязательные правила
поведения, но не может применять все дозволенные
средства для их соблюдения. В соответствии
с международным правом и межгосударственной
практикой государство осуществляет полную
юрисдикцию в пределах своей территории
и в открытом международном пространстве
и ограниченную — на континентальном
шельфе, в экономической морской зоне,
а также относительно собственных граждан
за рубежом.
Территориальная юрисдикция основывается
на территориальном принципе действия
норм в пространстве. Данный принцип является
базисным в международном праве и практике
государств. В международных конвенциях
постоянно отмечается наступление ответственности
за международные преступления и преступления
международного характера согласно территориальному
принципу действия закона в пространстве.
Шанхайская Конвенция «О борьбе с терроризмом,
сепаратизмом и экстремизмом» 2001 года
обязывает государства-участников принимать
«меры по предупреждению, выявлению и
пресечению на территории своего государства
терроризма, сепаратизма и экстремизма,
направленных против других Сторон» (ст.
6)13.
Международным
правом могут устанавливаться исключения
из территориальной уголовной юрисдикции.
Одним из наиболее известных таких исключений
является дипломатический и консульский
иммунитет.
Международным уголовным правом предусматривается
параллельная юрисдикция.
В ст.
9 Устава Международного трибунала по
Югославии 1993 года параллельная юрисдикция
закрепляется так:
1.Международный трибунал и национальные
суды имеют параллельную юрисдикцию в
отношении судебного преследования лиц
за серьезные нарушения международного
гуманитарного права, совершенные на территории
бывшей Югославии с 1 января 1991 года;
2.Юрисдикция Международного трибунала
имеет приоритет по отношению к юрисдикции
национальных судов. На любом этапе судебного
разбирательства Международный трибунал
может официально просить национальные
суды передать производство по делу14.
Уголовно-правовая юрисдикция
государства распространяется на военные
морские, речные и воздушные суда, зарегистрированные
в портах этого государства, независимо
от места их нахождения (ст. 95 «Конвенции
по морскому праву» 1982 года15, ст. 8 Женевской «Конвенции
об открытом море» 1958 года16).
Токийская Конвенция «О преступлениях
и некоторых других актах, совершаемых
на борту воздушных судов» 1963 года приравняла
к правовому статусу военного воздушного
судна воздушные суда, используемые на
военной, таможенной, полицейской службе.17
Уголовно-правовая юрисдикция государства
в соответствии с международной Женевской
«Конвенцией о континентальном шельфе»
1958 года распространяется на лиц, совершивших
преступления на континентальном шельфе
такого государства18. Согласно ст. 111 «Конвенции
ООН по морскому праву» 1982 года, действие
национального уголовного законодательства
распространяется также и на лиц, совершивших
преступления в исключительной экономической
зоне этого государства19.
В соответствии
с международным уголовным правом принцип
гражданства может действовать при наличии
двойной преступности (двойной криминальности)
деяния: признании совершенного
деяния преступлением как по закону государства
места его совершения, так и по закону
государства, гражданином которого является
лицо, совершившее это деяние. Двойная
преступность закреплена ст. 2 «Европейской
Конвенции о выдаче» 1957 года, согласно
которой выдача осуществляется в отношении
преступлений, наказуемых в соответствии
с законодательством запрашивающей Стороны
и запрашиваемой Стороны лишением свободы
или в соответствии с постановлением об
аресте на максимальный срок, по крайней
мере, в один год, или более серьезным наказанием20.
Универсальный принцип действия правовой
нормы в пространстве заключается в распространении
уголовной юрисдикции государства на
любых лиц за деяния, признанные преступными
международным уголовным правом, независимо
от места их совершения. Универсальный
принцип действия правовой нормы предусматривается
многочисленными международными конвенциями.
В Конвенции
ООН против транснациональной организованной
преступности 2000 года универсальный принцип
закреплен таким образом, что каждое государство-участник
применяет свою юрисдикцию:
1)если предусматриваемое Конвенцией преступление
совершено за пределами его территории
с целью совершения серьезного преступления
на территории государства-участника;
2)в отношении преступлений, охватываемых
настоящей Конвенцией, когда лицо, подозреваемое
в совершении преступления, находится
на его территории, и оно не выдает такое
лицо лишь на том основании, что оно является
одним из его граждан;
3)в отношении преступлений, охватываемых
настоящей Конвенцией, когда лицо, подозреваемое
в совершении преступления, находится
на его территории, и государство не выдает
его (п. 2 «с», п. 3, п. 4 ст. 15). К преступлениям,
охватываемым Конвенцией, отнесены транснациональные
правонарушения, совершаемые организованной
преступной группой, и которые являются
серьезными преступлениями, т.е. преступлениями,
наказуемыми лишением свободы на максимальный
срок не менее четырех лет или более строгой
мерой наказания; или являются преступлениями,
признанными таковыми в соответствии
со ст. 5, 6, 8 и 23 данной Конвенции21.
2 ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ УГОЛОВНОГО
ЗАКОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Принципы действия закона
в пространстве и их отражение в уголовном
законодательстве Российской Федерации
Действие
российского уголовного закона в пространстве
основывается на четырех основных принципах:
территориальном, персональном, реальном
и универсальном.
В соответствии с территориальным принципом
(ст. 11 УК РФ) лица, совершившие преступления
на территории Российской Федерации, подлежат
уголовной ответственности по закону
Российской Федерации. Территория, на
которую распространяет свое действие
уголовный закон, четко определена в ст.
11 УК РФ. К ней относятся: 1) территория
Российской Федерации; 2) территориальные
воды или воздушное пространство Российской
Федерации; 3) континентальный шельф и
исключительная экономическая зона Российской
Федерации; 4) судно, приписанное к порту
Российской Федерации, находящееся в открытом
водном или воздушном пространстве вне
пределов Российской Федерации; 5) военный
корабль или военное воздушное судно Российской
Федерации независимо от места их нахождения.
Территория
России определяется непосредственно
Государственной границей Российской
Федерации. Государственная граница есть
линия и проходящая по этой линии вертикальная
поверхность, определяющие пределы государственной
территории (суши, вод, недр и воздушного
пространства) Российской Федерации, то
есть пространственный предел действия
государственного суверенитета Российской
Федерации.22
Прохождение Государственной границы,
если иное не предусмотрено международными
договорами Российской Федерации, устанавливается:
а) на суше - по характерным точкам, линиям
рельефа или ясно видимым ориентирам;
б) море - по внешней границе территориального
моря Российской Федерации;
в) судоходных реках - по середине главного
фарватера или тальвегу реки; несудоходных
реках, ручьях - по их середине или посередине
главного рукава реки; озерах и иных водоемах
- по равноотстоящей, срединной, прямой
или другой линии, соединяющей выходы
Государственной границы к берегам озера
или иного водоема. Государственная граница,
проходящая по реке, ручью, озеру или иному
водоему, не перемещается как при изменении
очертания их берегов или уровня воды,
так и при отклонении русла реки, ручья
в ту или иную сторону;
г) водохранилищах гидроузлов и иных искусственных
водоемах - в соответствии с линией Государственной
границы, проходившей на местности до
ее затопления;
д) мостах, плотинах и других сооружениях,
проходящих через реки, ручьи, озера и
иные водоемы, - посередине этих сооружений
или по их технологической оси независимо
от прохождения Государственной границы
на воде23.
Таким образом, территорией Российской
Федерации являются находящиеся в пределах
ее Государственной границы суша, воды,
недра и воздушное пространство над сушей
и водами.
Сухопутная территория России включает
в себя материковую часть государства
и островов в пределах границы.
Закон
РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах»
определяет, что недра являются частью
земной коры, расположенной ниже почвенного
слоя, а при его отсутствии - ниже земной
поверхности и дна водоемов и водотоков,
простирающейся до глубин, доступных для
геологического изучения и освоения. Указанный
закон регулирует отношения, возникающие
в связи с геологическим изучением, использованием
и охраной недр территории Российской
Федерации, ее континентального шельфа,
а также в связи с использованием отходов
горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих
производств, торфа, сапропелей и иных
специфических минеральных ресурсов,
включая подземные воды, рассолы и рапу
соляных озер и заливов морей. К недрам
следует относить пространство под сухопутной
поверхностью и водной территорией в пределах
Государственной границы Российской Федерации24.
Российская
Федерация обладает полным и исключительным
суверенитетом в отношении воздушного
пространства Российской Федерации. Под
воздушным пространством понимается «воздушное
пространство над территорией Российской
Федерации, в том числе воздушное пространство
над внутренними водами и территориальным
морем»25.
Водную
территорию Российской Федерации составляют
внутренние морские воды, части пограничных
рек и озер, территориальное море. Правовой
режим внутренних морских вод, территориального
моря, а также прилежащих зон определяется
Федеральным законом РФ от 31 июля 1998 года
№ 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном
море и прилежащей зоне Российской Федерации».
Внутренние морские воды Российской Федерации
- это воды, расположенные в сторону берега
от исходных линий, от которых отмеряется
ширина территориального моря Российской
Федерации. К внутренним морским водам
относятся воды:
- портов Российской Федерации, ограниченные
линией, проходящей через наиболее удаленные
в сторону моря точки гидротехнических
и других постоянных сооружений портов;
- заливов, бухт, губ и лиманов, берега которых
полностью принадлежат Российской Федерации,
до прямой линии, проведенной от берега
к берегу в месте наибольшего отлива, где
со стороны моря впервые образуется один
или несколько проходов, если ширина каждого
из них не превышает 24 морские мили;
- заливов, бухт, губ, лиманов, морей и проливов
с шириной входа в них более чем 24 морские
мили, исторически принадлежащих Российской
Федерации, перечень которых устанавливается
Правительством Российской Федерации
и публикуется в «Извещениях мореплавателям»26.
Территориальное море Российской Федерации
- это примыкающий к сухопутной территории
или к внутренним морским водам морской
пояс шириной 12 морских миль, отмеряемых
от специальных исходных линий.
Исходными линиями, от которых отмеряется
ширина территориального моря, являются:
- линия наибольшего отлива вдоль берега,
указанная на официально изданных в Российской
Федерации морских картах:
- прямая исходная линия, соединяющая наиболее
удаленные в сторону моря точки островов,
рифов и скал в местах, где береговая линия
глубоко изрезана и извилиста или где
имеется вдоль берега и в непосредственной
близости к нему цепь островов;
- прямая линия, проводимая поперек устья
реки, непосредственно впадающей в море,
между точками на ее берегах, максимально
выступающими в море при наибольшем отливе;
- прямая линия, не превышающая 24 морские
мили, соединяющая точки наибольшего отлива
пунктов естественного входа в залив либо
в пролив между островами или между островом
и материком, берега которых принадлежат
Российской Федерации;
- система прямых исходных линий длиной
более чем 24 морские мили, соединяющих
пункты естественного входа в залив либо
в пролив между островами или между островом
и материком, исторически принадлежащими
Российской Федерации27.