Действие уголовного закона во времени и в пространстве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 20:18, курсовая работа

Описание работы

Понятия временного и пространственного действия уголовно-правовых норм являются одними из важных категорий уголовного права. Вопросы действия уголовного закона во времени и пространстве в современный период глобализации всех явлений, в том числе и международной преступности, приобрели особую значимость, что подчёркивает актуальность данной темы исследования.
Действительно, указанные процессы и явления существенно повлияли на законодательное закрепление правил пространственного и временного действий уголовно-правовых норм в Уголовном кодексе Российской Федерации 1996 года. Были установлены такие принципы действия уголовного закона в пространстве, как универсальный принцип, после длительного перерыва, со времён законодательства царской России. Вновь получил правовое воплощение реальный принцип действия уголовно-правовых норм.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1.Действие уголовного закона во времени……………………………................5
2.Действие уголовного закона в пространстве………………………………...12
3.Выдача лиц, совершивших преступления……………………………………19
Заключение…………………………………………………………………….....23
Библиографический список……………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ ПО УГОЛОВНОМУ ПРАВУ действие уголовного закона во времени и пространстве.doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

     Территориальный принцип устанавливает ответственность за преступления, совершённые в пределах государства. Национальный принцип определяет уголовную ответственность граждан государства за преступления, совершённые в иностранном государстве. Согласно реальному принципу решается вопрос об уголовной ответственности иностранных граждан, совершивших преступления вне пределов государства против Российской Федерации, её граждан. Универсальный принцип позволяет привлекать к уголовной ответственности иностранных граждан за преступления, посягающие на интересы нескольких государств или международного сообщества. Принцип дипломатической неприкосновенности исключает уголовную ответственность иностранцев по закону государства места совершения общественно опасного деяния. Ответственность военнослужащих, находящихся в составе вооружённых  частей, дислоцирующихся на территории иностранного государства, в случае совершения ими преступления определяется согласно принципу специальной миссии. В соответствии с экстрадицией решается вопрос об уголовной ответственности лица, при его выдаче запрашиваемой стороной запрашивающей стороне.10

Территориальный принцип действия закона в пространстве (ст.11 УК РФ) выражает территориальный характер государственного суверенитета и верховенства власти. Основу же такого распространения определяет презумпция, что преступление нарушает интересы того государства, где это преступление совершается.

Территориальная сфера действия уголовного закона представляет собой правовое пространство, аккумулирующее связи между отдельными индивидуумами. Каждый индивид включён в социальное общество посредством признака его государственной принадлежности. Когда такой индивид нарушает уголовный закон данного общества, он подлежит ответственности именно по этому уголовному закону.

Иностранные граждане отвечают по законам  чужого государства потому что, находясь в этом государстве, они включаются в существующие в нём общественные отношения, становятся их действующими лицами.

Необходимость соблюдения иностранными лицами законов государств, где бы они не находились, предусматривается в ст.4 Декларации о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают.11

Таким образом, обязанность отвечать по уголовному закону Российской Федерации  лежит на всех лицах, совершающих  преступление на территории России, вне  зависимости от их государственной принадлежности.

К территории РФ относятся суша, водное и воздушное пространство, земля  и её недра в пределах Государственной  границы.12 Государственная граница на реках устанавливается по фарватеру, а во внутренних морях по согласованию с определёнными государствами – в соответствии с нормами и обычаями морского права. Например, Каспийское море располагается в пределах пяти государств. Режим его -  разный, применительно к наводной, подводной частям, рыболовству и нефтедобыче.

На океанском пространстве Государственная граница согласно международному морскому праву проходит на расстоянии 12 морских миль от наибольшего отлива (1 миля- 1,8 км). При регламентации правоотношений на континентальном шельфе (отрогах суши под водой) и в особой экономической зоне есть свои особенности. Водное пространство над шельфом за пределами государственной морской границы не является территорией России.13

         Своя специфика действия территориального правила на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне.

Континентальный шельф  включает морское дно и недра подводных  районов, находящиеся  за  пределами  территориального моря  Российской Федерации на всем протяжении естественного продолжения ее  сухопутной территории  до  внешней  границы водной  окраины  материка (200 морских миль от исходной линии, от которой отмеряется ширина территориального моря).14

Исключительная  экономическая  зона — морской  район, находящийся  за  пределами  территориального  моря  и  прилегающий к нему,  с  особым  правовым режимом. Она располагается на расстоянии 200 морских миль от водной государственной границы.15 Режим добычи в ней рыбы и иных морских промыслов регламентируется на основе международного права и договорённостей заинтересованных государств. Уголовная ответственность за преступления, совершённые на морском либо речном судне, наступает по двум вариантам. Если преступление совершено в открытом море, океане, действует правило флага государства, к порту которого приписано судно на момент совершения преступления. Если же преступление совершено на судне в территориальных водах конкретного государства, действует территориальное правило, т.е. применяется Кодекс того государства, в границах которого совершено деяние. Исключение делается международным морским правом для военных судов – морских, воздушных, подводных. Где бы они ни находились, они являются территорией своего государства, флаг которого на них поднят (ч.3 ст.11).16

Аналогичные правила  установлены международным воздушным  правом для воздушных судов. Воздушное  пространство простирается в пределах Государственной границы Российской Федерации. однако, в отличие от морского пространства, оно строго не измеряется в километрах. Во всяком случае, по космическому международному праву космос не имеет каких – либо государственных границ. Поэтому сбивать ракетами спутники- шпионы или привлекать к ответственности лиц, запускающих их в космос, нельзя. По обычаям воздушного космического права «потолком» воздушной границы считается максимальная высота полёта самолётов.

Принцип демократической  неприкосновенности фактически является исключением из территориального принципа пространственного действия уголовного закона. Иностранные граждане, которые обладают дипломатической неприкосновенностью (иммунитетом), в случае совершения преступления на территории РФ не подпадают под её уголовную юрисдикцию (ч.4ст.11УК РФ).

Традиционно иммунитет от территориальной юрисдикции именуют экстерриториальностью. Этот термин в современном значении предполагает, что лица, на которых она распространяется, не подлежат уголовной юрисдикции по УК РФ. С точки зрения сущности и точности  терминологии желательнее именовать данный принцип как принцип дипломатической неприкосновенности или иммунитета.

Правом дипломатического иммунитета (неподсудности, неприкосновенности) пользуются главы дипломатических  представительств в ранге послов, посланники, поверенные в делах, советники, торговые представители и их заместители, военные, военно-морские , военно-воздушные атташе и их помощники, первые, вторые, третьи секретари, а также члены семей перечисленных лиц, которые проживают с ними и не являются российскими гражданами.

Дипломатическая  неподсудность распространяется также на глав государств, членов парламента и правительства, на других сотрудников международных делегаций и членов их семей согласно международным договорам и строго на основе паритетности и взаимности.

Консульские должностные  лица имеют ограниченную неприкосновенность – только  в пределах их служебных  полномочий. Однако в соответствии с межгосударственными договорами на них и на их административно- технический  персонал может распространяться полный дипломатический иммунитет.

Статья 12 УК РФ регламентирует действие Кодекса вне российской территории по правилам гражданства. Исходя из Закона РФ о гражданстве, данное правило применяется, дифференцировано в зависимости от статуса трёх категорий граждан. Первое правило устанавливает порядок уголовной ответственности для граждан РФ и постоянно проживающих в России лиц без гражданства. Второе правило распространяется на военнослужащих воинских частей России. Третье правило регулирует ответственность иностранных граждан и лиц без гражданства, не проживающих постоянно в РФ.17

Граждане Российской Федерации и постоянно проживающие  в России лица без гражданства  за совершённые преступления подлежат ответственности по УК РФ при наличии  двух условий. Во-первых, совершённое им деяние признаётся преступлением в государстве, на территории которого оно совершено, и, во-вторых, если эти лица не были осуждены в иностранном государстве ( запрет двойной ответственности).

Другим исключением  из территориального принципа пространственного действия уголовного закона является принцип ответственности военнослужащих, находящихся в составе вооружённых  частей одного государства на территории  другого государства. Например, таким исключением является решение вопроса об уголовной ответственности солдата Российской Армии, находящегося на военной базе в Киргизии и других государств СНГ. Российские воинские части располагаются на территории других государств по согласию последних.

В ч.2 ст.12 УК РФ предусмотрено, что ответственность военнослужащих воинских частей, расположенных за пределами Российской Федерации, наступает по уголовному закону РФ, если иное не предусмотрено её международным договором.   Военнослужащие несут уголовную ответственность по УК РФ, когда совершают преступления против воинской службы; и когда потерпевшими от преступления являются российские граждане, организации, государство. В остальных случаях на российских военнослужащих распространяется уголовная юрисдикция принимающего государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Третья категория лиц, отвечающих за преступления по правилу  гражданства – это иностранные  граждане и лица без гражданства, не проживающие постоянно в России. Они привлекаются к уголовной ответственности по российскому Кодексу, если: их преступления направлены против интересов РФ; это предусмотрено международным договором между РФ и государством, на территории которого совершено преступлении; виновные не были осуждены в иностранном государстве.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Выдача лиц, совершивших преступления.

  Одним из старейших институтов уголовного права, который происходит с древних времён, является выдача лица, совершившего преступление. Вопросы выдачи преступника в настоящее время приобрели особую актуальность. Уголовно-правовые и уголовно-процессуальные аспекты экстрадиции излагались в докторских диссертациях М.И.Блум, А.И.Бойцова, Б.В.Яцеленко, В.Ф.Цепелеваи др., кандидатских диссертациях Ю.Н.Харламовой, С.С.Беляева, монографических работах В.М. Волженкиной, Л.В.Иногамовой-Хегай и др.

Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее  государство может быть государством, чьим гражданином является преступник или в соответствии с международными  договорами имеющим право запрашивать о выдаче.

    В ч.2 ст.13 УК  РФ установлено, что иностранные  граждане и лица без гражданства,  совершившие преступления вне  пределов Российской Федерации  и находящиеся на её территории, могут быть выданы иностранному государству для привлечения к уголовной ответственности или отбывания наказания в соответствии с международным договором Российской Федерации.

    Институт выдачи  преступника осуществляется на  основе многосторонних и двусторонних международных договоров Российской Федерации об обязанности сторон по их требованию выдавать друг другу лиц, находящихся на их территории, для привлечения к уголовной ответственности или для приведения приговора в исполнение.

    Выдача преступника  относится к компетенции Генеральной  прокуратуры РФ. Лицо имеет право  судебного обжалования решения  компетентного органа о его  выдаче иностранному государству.  Очевидно, что такого рода жалобы  должны рассматриваться Верховным  Судом РФ.

    Конвенция  стран СНГ о правовой помощи  и правовых отношениях по гражданским,  семейным и уголовным делам  1993 г.18 (участниками которой являются Беларусь, Россия, Украина) устанавливает правила и условия выдачи преступника.

    Не выдаются  иностранные граждане, преследуемые в своей стране за защиту прав и свобод человека, за прогрессивную общественно- политическую, научную и иную творческую  деятельность (право политического убежища). Часть 2 ст. 63 Конституции провозглашает, что в Российской Федерации не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или за бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением.

    Иначе определяется ответственность гражданина Российской Федерации, совершившего преступление за границей и находящегося в Российской Федерации.

     Международно-правовыми  нормами предусматривается, что  собственные граждане не выдаются  по требованию государства, на  территории которого было совершено  преступление.

   Согласно ч.1 ст. 13 УК РФ российский гражданин, совершивший преступление на территории иностранного государства, не выдаётся для уголовного преследования этому государству. В этой норме закреплено суверенное право  Российской Федерации наказывать своих граждан за преступления, совершённые вне её пределов, по своим уголовным законам (исходя из принципа гражданства) и тем самым защищать их от возможного несправедливого привлечения к ответственности государствами, на территории которых было совершено преступление.

     Таким образом,  коллизия между нормой о территориальном  принципе иностранного государства  места совершения преступления и нормой о невыдаче гражданина России этому государству для осуществления уголовного преследования в соответствии с международно-правовыми нормами, ч.1 ст.61 Конституции РФ, а также ч.1 ст. 13 УК РФ решена в пользу нормы о невыдаче гражданина РФ.

Информация о работе Действие уголовного закона во времени и в пространстве