Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2013 в 05:27, дипломная работа
Целью настоящего исследования является исследование такого должностного преступления как халатность и рассмотрение правил квалификации исследуемого деяния.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
1) произвести уголовно-правовой анализ объективных и субъективных признаков халатности по действующему уголовному законодательству;
2) исследовать особенности квалификации халатности и отграничения этого преступления от смежных деяний.
Введение 2
Глава 1. Состав преступной халатности...............................................................7
1.1. Объект халатнгости 7
1.2. Объективные признаки халатности................................................................9
1.3. Субъект халатности........................................................................................15
1.4. Субъективные признаки халатности............................................................31
Глава 2. Отличие халатности от иных смежных преступлений 40
2.1. Отличие халатности от состава преступления предусмотренного ч. 2 ст. 292.1 УК РФ......................................................................................................40
2.2. Особенности халатности при исполнении должностных обязанностей врача 46
2.3. Халатность как воинское преступление 55
Заключение 59
Список использованных источников 63
Как показывает практика, зачастую ненадлежащее исполнение сотрудниками ОВД своих служебных обязанностей способствует совершению особо тяжких преступлений:
— в июле 2005 г. Домодедовский горсуд Московской области приговорил сотрудника ЛОВД аэропорта «Домодедово» М. Артамонова, обвинявшегося в халатности, повлекшей теракты на самолётах Ту-134 и Ту-154 летом 2004 г., к 7 годам лишения свободы. Как следовало из решения суда, капитан проигнорировал ориентировки МВД и ФСБ об обращении особого внимания па лиц чеченской национальности, особенно на женщин в возрасте от 20 до 40 лет. Кроме того, для него должны были представлять оперативный интерес все чеченцы, поскольку в этот же день был совершён теракт на Каширском шоссе, ведущем в аэропорт. В результате обоих терактов погибли 98 человек53.
— в марте 2006 г. Клинский горсуд Московской области приговорил начальника отдела паспортно-визовой службы УВД Клинского района С. Хамапова и его подчиненную О. Звереву, обвинявшихся в превышении должностных полномочий и халатности, к 2 годам лишения свободы условно. Как установило следствие, за период 1999 по 2004 гг. они незаконно выдали паспорта 87 лицам, не имеющим право
на получение российского гражданства. Среди них был находившийся в федеральном розыске лидер «карачаевского джамаата» Н. Кипкеев. Именно он в августе 2004 г. организовал теракт возле станции метро «Рижская» в Москве, жертвами которого стали 10 человек, а 38 получили ранения54.
— в мае 2007 г. Правобережный райсуд Владикавказа вынес решение о применении акта амнистии к бывшему начальнику местного РОВД М. Айдарову и его заместителям — Т. Муртазову и Г. Дряеву, которые обвинялись в халатности, повлекшей теракт в Беслане (1-3 сентября 2004 г.). Напомним, что в результате теракта погибли 334 человека, в том числе 186 детей. Кроме того, были ранены 728 заложников и жителей города, а также 55 сотрудников ФСБ, МЧС, милиции и военнослужащих. Пострадавшими были признаны 958 человек: 319 взрослых и 639 детей.55
— в августе 2009 г. ГСУ СКП РФ по ЮФО было возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ст. 293 УК РФ («Халатность»). В ходе следствия будет дана правовая оценка действиям должностных лиц МВД Республики Ингушетия, допустивших ошибки при организации работы по обеспечению безопасности сотрудников ОВД по городу Назрани и Назрановскому району56. В результате взрыва, произведённого террористом-смертником, погибли 20 человек, получили ранения - 138. повреждены комплекс зданий РОВД и близлежащие строения.
Ответственность за то, что теракты не удалось предотвратить, россияне, как и прежде, возлагают на ФСБ и спецслужбы (44% против 39% в 2004 г.) и региональных властей (23% против 18%). Напротив, меньше стало тех, кто считает ответственными за это Правительство (18% против 23%), МВД (16% против 24%), Президента (8% против 13%). Ещё 11% полагают, что за невозможность предотвращения этих терактов должно отвечать Минобороны".
В структуре преступлений, совершаемых должностными лицами таможенных органов, халатность составляет более 30%. Упущения в работе таможенных органов и попустительство со стороны ФТС России приводят к многочисленным случаям таможенного оформления импортируемых товаров (автомобилей, компьютеров и стройматериалов) по заниженной стоимости. Представляемые декларантами документы должным образом не проверяются, оформление товаров зачастую происходит в отсутствие контрактов, а расчёт таможенной стоимости осуществляется на основании подложных платёжных документов. В результате этого федеральный бюджет РФ недополучает миллионы рублей в виде таможенных платежей. Иногда таможенная халатность влечёт за собой совершение особо опасных видов контрабанды.
В заключение анализа состава преступления халатность необходимо отметить следующие его особенности. Прежде всего, ни один его элемент не имеет однозначной теоретической позиции в законодательстве. В силу обширной распространенности властных и организационных полномочий объектом преступления может быть почти любое общественное отношение. Соответственно объективная сторона может быть реализована также самыми разнообразными способами. Одновременно с этим преступление может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. Субъективная сторона преступления может характеризоваться корыстью, ненавистью, недобросовестностью, личными интересами и т.д. И, наконец, субъект преступления, не смотря на подробную регламентацию в Постановлении Пленума ВС РФ все равно не может быть однозначным. Когда правоприменительная деятельность доходит до привлечения конкретного лица к уголовной ответственности, следователи, судьи и другие провопременители сталкиваются с неотработанным механизмом определения лица к кругу должностных лиц. В законодательстве не существует на сегодняшний день исчерпывающего перечня лиц, относящихся к должностным, то есть к субъекту халатности, как преступления. Для более подробного изучения данной проблемы представляется необходимым рассмотреть отличие халатности от смежных уголовных преступлений.
Глава 2 Отличие халатности от иных смежных преступлений
§2.1. Отличие халатности от состава преступления предусмотренного ч. 2 ст. 292.1 УК РФ
С развитием
социально-экономических
В целях противодействия коррупционным преступлениям Федеральным законом от 8 апреля 2008 года № 43-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации» глава 30 УК была дополнена статьей 2921 УК РФ «Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации», которая содержит два различных преступления.
Анализ диспозиции ч.2 ст.2921 УК РФ показывает, что в ней содержится специальный вид халатности. Совпадение отдельных признаков халатности, предусмотренной ст. 293 УК РФ, и вновь введенной в закон разновидности халатности, не может не приводить к их конкуренции.
Содержание состава «халатность» (ст. 293 УК РФ) имеет большую степень обобщения, и может включать множество случаев, а состав, представленный в ч. 2 ст. 2921 уголовного закона России является одним из таких случаев, следовательно, состав «халатность» является общей нормой, а состав описанный в ч. 2 ст. 2921 УК - специальной. В соответствии с правилом, закрепленным в ч. 3 ст.17 УК РФ, при конкуренции общей и специальной норм содеянное квалифицируется только по одной – специальной норме.
При
разграничении конкурирующих
Разграничение сопоставляемых составов преступной халатности, надлежит проводить по следующим признакам.
Во-первых, состав преступления, предусмотренный в ч. 2 ст. 2921 УК РФ, имеет один объект. Общий же состав халатности сконструирован как «двуобъектный» помимо нарушения нормального функционирования органов государственной и муниципальной власти вред причиняется благам, интересам, граждан, организаций общества или государства. Рассматриваемый вид специальной халатности характеризуется наличием непосредственного объекта, которым является нормальная деятельность Федеральной миграционной службы, связанная с предоставлением государственных услуг по выдаче, замене и учету паспортов гражданина Российской Федерации.
Во-вторых, в ч. 2 ст. 2921 УК РФ в качестве обязательного признака предусмотрен предмет преступления – паспорт гражданина Российской Федерации. Паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 828 «Об утверждении положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации» от 8 июля 1997 г. выдача и замена паспортов производятся территориальными органами Федеральной миграционной службы по месту жительства, по месту пребывания или по месту обращения граждан в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Исходя из ч. 2 ст. 2921 УК РФ незаконная выдача паспорта гражданина РФ является одним из условий признания этого деяния преступным. В том случае, если иностранному гражданину или лицу без гражданства незаконно будет выдан иной официальный документ, подтверждающий его легальное пребывание на территории РФ (например, вид на жительство), то это деяние преступлением считаться не будет. В данном случае остается неясным, чем руководствовался законодатель избирая предмет преступления. С учетом изложенного нам представляется необходимым расширить перечень предметов преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК РФ.
В-третьих, последствия, описанные в ст. 293 УК РФ, носят оценочный характер, поскольку законодатель не раскрывает значение «существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства». Для привлечения виновного к уголовной ответственности за халатность необходимо установить, что вследствие совершенного деяния наступило какое-либо из перечисленных в законе последствий. В этом случае при оценке последствий при халатности, практические работники должны исходить из обстоятельств каждого конкретного дела.
Ст. 293 уголовного закона предусматривает более широкий спектр последствий при совершении этого преступления, чем это обозначено ч. 2. ст. 2921 УК РФ, в котором последствия формально определены. В новой уголовно-правовой норме, законодатель четко указывает на общественно опасные последствия в виде незаконной выдаче паспорта гражданина РФ и незаконного приобретения гражданства РФ иностранным гражданином или лицам без гражданства, возникшего в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе. Полагаем, что формально определенные последствия не будут иметь разночтения при квалификации данного преступления.
В-четвертых, разграничение рассматриваемых преступлений следует проводить по субъекту. Уголовной ответственности за халатность (ст. 293 УК РФ) подлежит только должностное лицо. Ответственности за незаконные действия по выдаче паспорта или приобретение гражданства подлежит не только должностное лицо, но и государственный служащий. Определение государственного служащего действующий УК России не дает. Оно содержится в действующем законодательстве о гражданской службе, в соответствии с которым, государственным служащим является гражданин Российской Федерации, исполняющий в порядке, установленном федеральным законом, обязанности по государственной должности государственной службы за денежное вознаграждение, выплачиваемое за счет средств федерального бюджета или средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
Примечательно, что при характеристике преступления, предусмотренного ч.1 ст. 2921 среди субъектов преступления помимо должностного лица и государственного служащего упоминается служащий органа местного самоуправления. А при формулировании состава, предусмотренного ч. 2 ст. 2921 УК РФ уголовного закона России, служащего органа местного самоуправления в качестве субъекта преступления законодатель не указывает. Остается неясным, почему законодатель в ч. 2 ст. 2921, УК РФ исключил из круга субъектов служащего органа местного самоуправления.
Так же следует обратить внимание на то, что в соответствии с ч.2 ст. 2921 действующего уголовного закона, незаконная выдача паспорта будет считаться преступной тогда, когда паспорт гражданина РФ будет выдан иностранному гражданину или лицу без гражданства. Из чего следует, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении должностным лицом или государственным служащим своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе повлекшее незаконную выдачу паспорта гражданина РФ гражданину РФ, в соответствии с ч.2 ст. 2921 УК РФ преступлением являться не будет. Подобные случаи, могут охватываться составом «халатность». Если же незаконную выдачу паспорта гражданина РФ гражданину РФ квалифицировать по ст. 293 УК РФ, то совершенное деяние, должно повлечь общественно опасные последствия в виде крупного ущерба или существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций, либо охраняемых законом интересов общества или государства. Бесспорно, незаконная выдача паспорта гражданина РФ гражданину РФ является нарушением интересов государства, поскольку государство всегда стремится к нормальной деятельности института государственной службы. Следовательно, незаконная выдача паспорта гражданина РФ гражданину РФ формально подпадает под действие состава «халатность», но несмотря на это преступлением скорее всего не будет в силу малозначительности. Изложенное позволяет констатировать: незаконная выдача паспорта гражданина РФ лицу, который уже имеет статус гражданина РФ, преступлением не является, поскольку не содержит признаков преступления ни одного из составов, предусмотренных ч.2 ст. 2921 и ст. 293 УК РФ. Это свидетельствует об упущении законодателя в регламентации ответственности в сфере деятельности Федеральной миграционной службы, связанной с предоставлением государственных услуг по выдаче, замене и по исполнению государственных функций по учету паспортов гражданина Российской Федерации.
На основе проведенного анализа выделим признаки, позволяющие разграничивать составы, предусмотренные ч.2 ст. 2921 и ст. 293 УК РФ. К ним относятся: объект преступления; (в отличие от халатности, ч. 2 ст. 2921 УК РФ является «однообъектным»); предмет преступления; способ описания последствий; субъект халатности.