Должностные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа

Описание работы

Данная проблема является крайне актуальной для современного российского общества ведь не случайно президент российской Федерации Д.А. Медведев в своем ежегодном послании в 2009 году поставил борьбу с коррупцией в число первоочередных национальных приоритетов. Кроме того, по данным международного центра по исследованию и противодействию коррупции Россия находится в числе стран мира, где уровень коррупции является наиболее высоким, следуя в рейтинге сразу же после Гондураса.

Содержание работы

Введение………………………………………………...…………… 3
I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений …..………………………………………............………… 4
II. Выявление признаков преступления, тактика следственных действий……………/////////////////////////////……………………………........14
III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальные следственные действия (на примере преступлений предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ.)…………………………………………………………………………. 18
IV. Последующие следственные действия ………………………..28
Заключение…………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………….33

Файлы: 1 файл

Должностные Преступления.docx

— 60.56 Кб (Скачать файл)

 

О преступных связях соучастников могут свидетельствовать особые взаимоотношения должностных лиц, связанных совместной работой или  длительным знакомством. Связь эта  устанавливается в ходе допроса  свидетелей, которым такие отношения известны. Она может быть подтверждена фотоснимками, обнаруженными при обыске записями фамилий, номеров телефонов и т.п.

 

Поведение должностных лиц, свидетельствующее об их заинтересованности в ходе расследования дела, стремление оказать давление на следователя  также могут указывать на связи  участников преступления. Эта заинтересованность проявляется самым различным  образом. По форме вины все должностные преступления умышленные, и лишь халатность - исключение из общих правил, так как она является деянием неосторожным. Для установления формы вины необходимо проанализировать, в силу каких причин должностное лицо совершило преступление, какие доводы приводит относительно мотивов деяния: незнание дела, неумение работать с людьми, материальные затруднения и т.д.

 

Однако одних его доводов  недостаточно, они должны быть проверены. В ходе проверки следует выяснить, не были ли под видом, например, служебной  необходимости, на которую обычно ссылаются  в свое оправдание обвиняемые, скрыты корыстные мотивы, нарушения по службе и т.д.

 

В числе обстоятельств, имеющих  значение для выяснения виновности, необходимо проверить, были ли урегулированы  полномочия должностного лица соответствующими юридическими актами: приказом, договором  и т.п.; как это отразилось на отношении  обвиняемого к их нарушению; в  чью пользу были обращены результаты совершенного должностного преступления.

 

Не менее важное обстоятельство по делам рассматриваемой категории - мотив преступления.

 

Значение установления мотива должностного преступления обусловлено  тем, что мотив может по-разному  характеризовать общественную опасность  содеянного и лица, виновного в  нем. Он учитывается судом при  определении меры наказания виновному.

 

Мотивом должностного преступления нередко бывают ложно понятые  интересы учреждения или организации. Оценивая ложно понятые интересы учреждения или организации в  качестве мотива должностного преступления, необходимо заметить, что само лицо не проявляет при этом личной заинтересованности. Степень общественной опасности  такого должностного лица и совершенного им деяния меньше, чем при совершении преступления по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности.

 

Мотив должностного преступления тесно связан с целью его совершения. Действующее законодательство, формулируя составы должностных преступлений, не указывает на цель как обязательный признак состава преступлений. Но для назначения справедливого наказания  немаловажно выяснить, с какой  целью совершено преступление.

 

Следователь должен установить также обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности  обвиняемого. К данной группе обстоятельств  относятся прежде всего перечисленные  в законе смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства. Причем и те, и другие в основном характеризуют  личность совершившего преступление, и лишь некоторые из них указывают  на характер его действий, их последствий  и обстановку совершения преступления.

 

При расследовании должностного преступления необходимо иметь в  виду, что в числе обстоятельств, смягчающих ответственность, должны быть выяснены такие, как: предотвращение последствий  преступления, устранение причиненного вреда, совершение преступления под  влиянием принуждения либо в силу служебной зависимости, совершение преступления впервые вследствие случайного стечения обстоятельств, чистосердечное раскаяние или явка с повинной, активное способствование раскрытию  преступления и др. Перечень смягчающих обстоятельств, как известно, не ограничен  рамками закона. В качестве таковых  могут быть признаны, например, добросовестное отношение к служебным обязанностям, преклонный возраст, состояние здоровья и т.п.

 

Напротив, перечень обстоятельств, отягчающих ответственность, исчерпывающий. Из их числа по делам о должностных  преступлениях подлежат выяснению  следующие: неоднократное совершение должностным лицом преступления, причинение тяжких телесных повреждений, совершение преступления в отношении  лица, находящегося в служебной или  иной зависимости от виновного.

 

В ходе расследования необходимо также выяснить иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, - как положительные, так и отрицательные

III. Планирование  расследования, возбуждение уголовного  дела. первоначальные следственные  действия (на примере расследования  получения и дачи взятки)

 

Борьба с коррупцией в  государственных и муниципальных  органах власти является одной из основных задач современного российского  общества. По опросам общественного  мнения и проведенным научным  исследованиям получение и дача взятки являются одними из наиболее распространенных преступлений власть имущих. В связи  с тем, что должностные преступления составляют отдельную группу преступлений схожих между собой, прежде всего  субъектом преступления. Видится  необходимым в целях настоящей  курсовой работы уделить внимание планированию расследования, и проведению первоначальных следственных действий при расследовании  такого подвида должностных преступлений как взяточничество т.е. деяний предусмотренных  статьями 290 и 291 УК РФ.

 

Взяточничество – одно из наиболее сложных для расследования  преступлений. Во-первых, оно совершается, как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев. Это и понятно, поскольку все  участники преступления – взяткодатель, взяткополучатель и посредник –  подлежат уголовной ответственности, а потому заинтересованы в сокрытии следов своей преступной деятельности. Во-вторых, стремясь уйти от уголовной  ответственности за содеянное, его  участники обычно отказываются давать правдивые показания, создают своеобразную круговую поруку. Кроме того, нередки  случаи получения и дачи взятки за совершение законных действий. Взяточничество также зачастую связано с незаконной приватизацией государственного имущества, с другими преступниками. Разоблачить  нередко разветвленную и глубоко  законспирированную группу преступников бывает очень трудно. И последнее: по сравнению с другими преступлениями при расследовании взяточничества относительно невелик объем доказательств. В большинстве случаев обвинение  строится на косвенных доказательствах, сбор и оценка которых представляют значительные трудности.

 

Все это требует от следователя  особенно тщательного и вдумчивого отношения к расследованию, использования  всех научно-технических возможностей, тесного взаимодействия с оперативными работниками.

 

Зачастую уголовные дела по факту дачи и получения взятки возбуждаются по результатам долгой и кропотливой оперативно- розыскной  работы направленной на выявление и  изобличение лиц получающих и  дающих взятки. В связи с этим необходимо осветить в курсовой работе особенности проведения оперативно-розыскных  мероприятий по фактам взяточничества.

 

Уполномоченные лица органа дознания в пределах своей компетенции, установленной ведомственными приказами  и инструкциями, а также ФЗ «  Об оперативно-розыскной деятельности», в рамках проведения оперативно-розыскных  мероприятий обеспечивают:

 

1.         Проверку полученной первичной  информации о признаках, подготавливаемых, совершаемых, совершенных преступлений, в т.ч. и данной категории.

 

2.         Обнаружение, документирование, изъятие  при необходимости и сохранение  имущества в т.ч. денег, иных  ценностей, добытых преступным  путем, сведений, документов и  других предметов, которые могут  иметь доказательственное значение.

 

При проведении оперативно-розыскных  мероприятий органом дознания используются возможности информационных систем, видео и аудиозаписи, фотосъемка, а также иные технические средства, не причиняющие ущерба жизни, здоровью граждан и окружающей среде.

 

На сотрудника оперативного подразделения и его непосредственного  начальника возлагается подготовка по проведению оперативно-розыскных  мероприятий ( например, определение  участников, проведение инструктажа, их экипировка, обеспечение необходимыми документами прикрытия, специальными техническими и иными средствами, разработка линии поведения, перепись номеров денежных купюр или нанесение  на них индивидуальных маркировок и  т.д.), а также обеспечение личной безопасности участников данных мероприятий.

 

Сотрудники органа дознания в рамках своей компетенции при  осуществлении оперативно-розыскных  мероприятий по заявлениям о взяточничестве (других преступлениях должностных  лиц) самостоятельно осуществляют подбор необходимых специальных технических  средств (видео, аудио и других) и  принимают меры по маскировке от лиц, в отношении которых предполагается использование этих средств. Методика и тактика проведения ОРМ – исключительная прерогатива органа дознания.

 

Выбор средств фиксации ОРМ  должны обеспечить получение качественных, убедительных, не составляющих сомнений в достоверности материалов.

 

Для достижения необходимой  эффективности ОРМ по выявлению  и раскрытию фактов взяточничества должны проводиться по трем основным направлениям:

 

1.         установление лиц. Осведомленных  о преступных действиях взяткодателя (взяткополучателя), которые могут  быть свидетелями в уголовном процессе;

2.         выявление предметов. Документов. Которые использовались при совершении  преступления и могут быть  использованы в качестве вещественных  доказательств;

3.         фиксация преступных действий  субъектов взяточничества и их  преступных связей.

 

Следует отметить некоторые  особенности подготовки к проведению ОРМ по заявлениям о требованиях  взятки, которая еще не вручена6

 

1.         перед началом производства мероприятия  необходимо с максимальной подробностью  выяснить у заявителя все вопросы,  касающиеся обстоятельств, требования  у него взятки;

2.         Получить согласие заявителя  на участие в проведении соответствующего  оперативно-розыскного мероприятия  (чаще всего оперативного- эксперимента), разъяснив ему суть предстоящего  мероприятия;

3.         проинструктировать заявителя о  порядке его действий при различных  направлениях развития ситуации, согласовать с ним общее направление  беседы с взяткополучателем, возможные  вопросы могущие привести к  изобличению виновного, фиксации  его умысла на получение взятки. Особенно важно проинструктировать  заявителя о его поведении  в той ситуации, когда взяткополучатель  избегает в своих разговорах  прямых указаний на передачу ему взятки.

 

Для того чтобы суметь использовать грамотно материалы оперативно-розыскной  деятельности и суметь использовать их в качестве доказательств по уголовному делу, должностное лицо органа дознания составляет протокол в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства , изложенными в частности в ст.166 УПК РФ. Несоблюдение данного порядка может привести к невозможности использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу.

 

Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Уголовные дела о даче и получении  взятки чаше всего возбуждают по заявлениям и письмам граждан, при непосредственном обнаружении органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков  данного преступления; при явке взяточников  с повинной; по сообщениям государственных  или общественных организаций, должностных  лиц; материалам статей, заметок, писем, опубликованных в СМИ.

 

При решении вопроса о  возбуждении уголовного дела следует  тщательно выяснить основания к  этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц – определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные  данные, указывающие на дачу-получение  взятки, например явка взяткодателя с  повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались  сведения обо всех обстоятельствах  совершения преступления и всех его  участниках. Эта задача решается в  процессе расследования.

 

Иногда проводится предварительная  проверка, которая должна установить основания для возбуждения уголовного дела. Такая проверка обычно нужна  при поступлении заявлений граждан, которым стало известно о взяточничестве из каких-либо непроверенных источников; писем из редакций газет, из учреждений и организаций; показаний подозреваемых (обвиняемых) по другим делам, которые  знают о взятке, но не хотят по каким-то соображениям рассказать подробности  совершенного взяточничества, из оперативно-розыскных  данных органов дознания; заявлений  и сообщений по телефону.

 

Предварительная проверка может  быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих условий  деятельности организации, в которой  работает должностное лицо, заподозренное  в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.

Информация о работе Должностные преступления