Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 19:12, курсовая работа
Данная проблема является крайне актуальной для современного российского общества ведь не случайно президент российской Федерации Д.А. Медведев в своем ежегодном послании в 2009 году поставил борьбу с коррупцией в число первоочередных национальных приоритетов. Кроме того, по данным международного центра по исследованию и противодействию коррупции Россия находится в числе стран мира, где уровень коррупции является наиболее высоким, следуя в рейтинге сразу же после Гондураса.
Введение………………………………………………...…………… 3
I. Родовая криминалистическая характеристика должностных преступлений …..………………………………………............………… 4
II. Выявление признаков преступления, тактика следственных действий……………/////////////////////////////……………………………........14
III. Планирование расследования, возбуждение уголовного дела, первоначальные следственные действия (на примере преступлений предусмотренных статьями 290 и 291 УК РФ.)…………………………………………………………………………. 18
IV. Последующие следственные действия ………………………..28
Заключение…………………………………………………………..32
Список литературы………………………………………………….33
О преступных связях соучастников
могут свидетельствовать особые
взаимоотношения должностных
Поведение должностных лиц, свидетельствующее об их заинтересованности в ходе расследования дела, стремление оказать давление на следователя также могут указывать на связи участников преступления. Эта заинтересованность проявляется самым различным образом. По форме вины все должностные преступления умышленные, и лишь халатность - исключение из общих правил, так как она является деянием неосторожным. Для установления формы вины необходимо проанализировать, в силу каких причин должностное лицо совершило преступление, какие доводы приводит относительно мотивов деяния: незнание дела, неумение работать с людьми, материальные затруднения и т.д.
Однако одних его доводов недостаточно, они должны быть проверены. В ходе проверки следует выяснить, не были ли под видом, например, служебной необходимости, на которую обычно ссылаются в свое оправдание обвиняемые, скрыты корыстные мотивы, нарушения по службе и т.д.
В числе обстоятельств, имеющих значение для выяснения виновности, необходимо проверить, были ли урегулированы полномочия должностного лица соответствующими юридическими актами: приказом, договором и т.п.; как это отразилось на отношении обвиняемого к их нарушению; в чью пользу были обращены результаты совершенного должностного преступления.
Не менее важное обстоятельство
по делам рассматриваемой
Значение установления мотива должностного преступления обусловлено тем, что мотив может по-разному характеризовать общественную опасность содеянного и лица, виновного в нем. Он учитывается судом при определении меры наказания виновному.
Мотивом должностного преступления нередко бывают ложно понятые интересы учреждения или организации. Оценивая ложно понятые интересы учреждения или организации в качестве мотива должностного преступления, необходимо заметить, что само лицо не проявляет при этом личной заинтересованности. Степень общественной опасности такого должностного лица и совершенного им деяния меньше, чем при совершении преступления по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности.
Мотив должностного преступления
тесно связан с целью его совершения.
Действующее законодательство, формулируя
составы должностных
Следователь должен установить
также обстоятельства, влияющие на
степень и характер ответственности
обвиняемого. К данной группе обстоятельств
относятся прежде всего перечисленные
в законе смягчающие и отягчающие
ответственность
При расследовании должностного
преступления необходимо иметь в
виду, что в числе обстоятельств,
смягчающих ответственность, должны быть
выяснены такие, как: предотвращение последствий
преступления, устранение причиненного
вреда, совершение преступления под
влиянием принуждения либо в силу
служебной зависимости, совершение
преступления впервые вследствие случайного
стечения обстоятельств, чистосердечное
раскаяние или явка с повинной,
активное способствование раскрытию
преступления и др. Перечень смягчающих
обстоятельств, как известно, не ограничен
рамками закона. В качестве таковых
могут быть признаны, например, добросовестное
отношение к служебным
Напротив, перечень обстоятельств,
отягчающих ответственность, исчерпывающий.
Из их числа по делам о должностных
преступлениях подлежат выяснению
следующие: неоднократное совершение
должностным лицом
В ходе расследования необходимо также выяснить иные обстоятельства, характеризующие личность обвиняемого, - как положительные, так и отрицательные
III. Планирование
расследования, возбуждение
Борьба с коррупцией в
государственных и
Взяточничество – одно
из наиболее сложных для расследования
преступлений. Во-первых, оно совершается,
как правило, в отсутствие свидетелей-очевидцев.
Это и понятно, поскольку все
участники преступления – взяткодатель,
взяткополучатель и посредник –
подлежат уголовной ответственности,
а потому заинтересованы в сокрытии
следов своей преступной деятельности.
Во-вторых, стремясь уйти от уголовной
ответственности за содеянное, его
участники обычно отказываются давать
правдивые показания, создают своеобразную
круговую поруку. Кроме того, нередки
случаи получения и дачи взятки за
совершение законных действий. Взяточничество
также зачастую связано с незаконной
приватизацией государственного имущества,
с другими преступниками. Разоблачить
нередко разветвленную и
Все это требует от следователя
особенно тщательного и вдумчивого
отношения к расследованию, использования
всех научно-технических
Зачастую уголовные дела по факту дачи и получения взятки возбуждаются по результатам долгой и кропотливой оперативно- розыскной работы направленной на выявление и изобличение лиц получающих и дающих взятки. В связи с этим необходимо осветить в курсовой работе особенности проведения оперативно-розыскных мероприятий по фактам взяточничества.
Уполномоченные лица органа
дознания в пределах своей компетенции,
установленной ведомственными приказами
и инструкциями, а также ФЗ «
Об оперативно-розыскной
1.
Проверку полученной первичной
информации о признаках,
2.
Обнаружение, документирование, изъятие
при необходимости и
При проведении оперативно-розыскных мероприятий органом дознания используются возможности информационных систем, видео и аудиозаписи, фотосъемка, а также иные технические средства, не причиняющие ущерба жизни, здоровью граждан и окружающей среде.
На сотрудника оперативного
подразделения и его
Сотрудники органа дознания
в рамках своей компетенции при
осуществлении оперативно-
Выбор средств фиксации ОРМ должны обеспечить получение качественных, убедительных, не составляющих сомнений в достоверности материалов.
Для достижения необходимой эффективности ОРМ по выявлению и раскрытию фактов взяточничества должны проводиться по трем основным направлениям:
1.
установление лиц.
2.
выявление предметов.
3. фиксация преступных действий субъектов взяточничества и их преступных связей.
Следует отметить некоторые особенности подготовки к проведению ОРМ по заявлениям о требованиях взятки, которая еще не вручена6
1.
перед началом производства
2.
Получить согласие заявителя
на участие в проведении
3.
проинструктировать заявителя
Для того чтобы суметь использовать
грамотно материалы оперативно-
Возбуждение уголовного дела. Обстоятельства, подлежащие доказыванию. Уголовные дела о даче и получении взятки чаше всего возбуждают по заявлениям и письмам граждан, при непосредственном обнаружении органом дознания, следователем, прокурором или судом признаков данного преступления; при явке взяточников с повинной; по сообщениям государственных или общественных организаций, должностных лиц; материалам статей, заметок, писем, опубликованных в СМИ.
При решении вопроса о возбуждении уголовного дела следует тщательно выяснить основания к этому, ибо в ряде случаев сообщаемые факты о даче и получении взятки отличаются неконкретностью, а объяснения тех или иных лиц – определенной тенденциозностью. Если в полученных следователем материалах имеются достаточные данные, указывающие на дачу-получение взятки, например явка взяткодателя с повинной, то уголовное дело должно быть возбуждено незамедлительно. Необязательно, чтобы в этих материалах содержались сведения обо всех обстоятельствах совершения преступления и всех его участниках. Эта задача решается в процессе расследования.
Иногда проводится предварительная
проверка, которая должна установить
основания для возбуждения
Предварительная проверка может быть проведена посредством: 1) изучения структуры и общих условий деятельности организации, в которой работает должностное лицо, заподозренное в получении взятки, ознакомления с кругом его обязанностей; 2) истребования необходимых документов и их изучения, ознакомления с системой документооборота, порядком прохождения документов, постановкой учета и отчетности, состоянием контроля; 3) изучения находящихся в прокуратуре, милиции и других органах документов о фактах, изложенных в первичных материалах (например, ранее рассмотренное заявление или сообщение, по которому было отказано в возбуждении уголовного дела, прекращенное уголовное дело, переписка и т.д.); 4) проведения по предложению следователя проверки деятельности конкретной организации вышестоящими органами; 5) консультации у соответствующего специалиста, в частности аудитора, бухгалтера-ревизора, технолога; 6) получения письменных и устных объяснений от должностных лиц и граждан; 7) использования оперативно-розыскных возможностей соответствующих правоохранительных органов.