Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть правовые аспекты, деятельность контролирующих и правоохранительных органов, в частности Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области.
Исследования следующих задач:
рассмотреть административно-правовой статус, основные задачи, полномочия и структуру управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области;
определить место данной организации в системе органов, противодействующих незаконному обороту наркотиков.
обобщить проанализированный материал и сделать практические выводы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации. 5
1.1. История создания, цели и задачи ФСКН РФ 5
1.2 Структура, задачи и функции Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков. 12
1.3. Направления деятельности ФСКН России 21
Глава 2. Административно-правовое положение Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области. 27
2.1. Основные направления работы Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области. 27
2.2. Наркоситуация по Свердловской области, прогноз её развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков. 39
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПО.doc

— 636.00 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по теме:

 

«Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков»

 

 

 

 

 

Выполнила: студенка

вечернего факультета гр. 14

Проверил: доцент

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Трагедией современного общества во всем мире является наркомания, которая влечёт негативные последствия, наносит непоправимый урон генофонду человечества. По данным экспертов, в современном обществе 200 миллионов человек имеют опыт употребления наркотиков, 100 миллионов человек употребляют их регулярно, 50 миллионов человек больны наркоманией.

Наркоманией называется болезнь, вызванная систематическим  употреблением наркотических средств, проявляющаяся психической и  физической зависимостью. При этом под психической зависимостью понимается неодолимое влечение человека к наркотику без серьезных нарушений в работе его организма, а физической зависимостью считается состояние, когда организм нуждается в постоянной дозе для нормальной жизнедеятельности из-за того, что наркотик встраивается в обменные процессы организма.

Актуальность выбранной  темы я вижу в том, что современная наркоситуация в Российской Федерации характеризуется расширением масштабов незаконного оборота и немедицинского потребления высококонцентрированных наркотиков, таких как героин, кокаин, стимуляторы амфетаминового ряда, лекарственных препаратов, обладающих психотропным воздействием, а так же их влияние на распространение ВИЧ-инфекции, вирусных гепатитов, что представляет серьезную угрозу безопасности государства, экономике страны и здоровью ее населения. Наркомания является на сегодняшний день одной из главных проблем современного общества.

Пресечением контрабанды наркотиков на территории Российской Федерации, уничтожением инфраструктуры незаконного производства и транспортировки наркотиков и их прекурсоров, сетей наркораспространения на территории Российской Федерации обеспечивает Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков.

Цель данной курсовой работы рассмотреть правовые аспекты, деятельность контролирующих и правоохранительных органов, в частности Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области.

Исследования следующих  задач:

    • рассмотреть административно-правовой статус, основные задачи, полномочия и структуру управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области;
    • определить место данной организации в системе органов, противодействующих незаконному обороту наркотиков.
    • обобщить проанализированный материал и сделать практические выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Общая  характеристика Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в  Российской Федерации.

    1. История создания, цели и задачи ФСКН РФ

Известно, что  любое явление может быть правильно понято и оценено только при условии его рассмотрения в процессе эволюционного развития, т.е. следующих друг за другом исторических этапов, определяемых совокупностью различных взаимосвязей и закономерностей изменяющейся во времени действительности. Такой подход позволит дать объективную оценку различным подходам Российского государства в борьбе с незаконным оборотом наркотиков, проследить развитие системы правовых запретов в конкретных исторических условиях.

Исследования свидетельствуют, что в России наркотизация как социальная угроза сформировалась в середине XIX в. Причиной тому послужили быстрое развитие международных торговых связей, практически бесконтрольная миграция в Россию граждан сопредельных государств, широко культивировавших производство и потребление наркотиков, активное использование в медицине того времени препаратов, изготовленных на основе опия.

В целях противодействия  распространению в обществе наркомании были изданы специальные правовые акты, поставившие под запрет несанкционированные посевы мака и конопли, а также немедицинское употребление наркотиков и их вывоз за границу: Указы "О воспрещении жителям Туркестанского края приготовления и продажи наркотических веществ" (1880 г.), "О списках ядовитых и сильнодействующих веществ" (1879 г.), "О кокаине, отравлении им и воспрещении продажи без рецепта" (1893 г.), Закон "О запрещении посевов опийного мака" (1892 г.).

Однако предпринятые меры были запоздалыми и в целом  не отвечали реально сложившейся  ситуации. Наркомания как явление, по свидетельству С.М. Смирнова, к тому времени уже прочно укоренилась в российском обществе. 1

С 1915 г. в Российской империи  стал действовать Указ "О мерах  по борьбе с опиумом". Именно этим Указом в российское уголовное право  впервые были введены такие понятия, как "хранение, приобретение и перевозка наркотиков", "запрет на предоставление помещений для опиумокурения", нашедшие затем свое развернутое отражение в специальных статьях Уголовного уложения царской России.

Социальные потрясения Первой мировой войны, а затем и революции вызвали существенное увеличение количества наркоманов. Поэтому уже практически в первые месяцы своего существования Правительство Советской России в рамках обеспечения революционного порядка принимает ряд нормативных актов, направленных против наркомании и наркобизнеса. В частности, Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 28 февраля 1918 г. "О борьбе со спекуляцией"2 предусматривалось, что виновный в спекуляции любыми наркосодержащими веществами подвергался конфискации всего имущества и предавался суду Революционного трибунала. В этот период под спекуляцией сотрудники ВЧК и Народного комиссариата внутренних дел (НКВД), а равно суд понимали не скупку и последующую перепродажу товаров с целью наживы, а любую операцию, не разрешенную властями, связанную с торговлей продовольствием, валютой, драгоценными металлами, камнями, антиквариатом, наркотиками и т.п. (включая их хранение, перевозку и пр.). При этом в соответствии с действовавшими тогда политическими установками наркоторговцев нередко расстреливали на месте. Оправдывая такую позицию, в мае того же года Народный комиссариат юстиции (НКЮ) опубликовал постановление, руководствуясь которым революционные трибуналы в выборе мер борьбы с контрреволюцией и саботажем (под эти понятия подпадала и наркоторговля) не связывались никакими ограничениями.3 Иными словами, практика борьбы с незаконным оборотом наркотиков приобретала все более жесткий характер как во внесудебных (ВЧК), так и в судебных (революционные трибуналы) инстанциях советской власти.

Следующим наиболее важным нормативным документом являлось Предписание СНК от 31 июля 1918 г. N 7206-7212 "О борьбе со спекуляцией кокаином". Спекуляция наркотиками (в данном случае - кокаином) признавалась СНК "самой отвратительной из всех видов спекуляции".4 В развитие данной линии нормотворчества 21 октября 1919 г. был принят Декрет СНК "О борьбе со спекуляцией, хищениями в государственных складах, подлогами и другими злоупотреблениями по должности в хозяйственных и распределительных органах". Особенностью указанного Декрета являлось то, что этот документ касался только "крупных спекулянтов товарами". Все дела по ним изымались из общей подсудности и передавались в особые революционные трибуналы, существовавшие при ВЧК. В Декрете вновь подчеркивалось: "...Особый Революционный Трибунал в своих суждениях руководствуется исключительно интересами революции и не связан какими-либо формами судопроизводства. Решения Особого Революционного Трибунала окончательны и обжалованию в кассационном порядке не подлежат".5 Здесь следует заметить, что в этот период весьма широко стала использоваться практика издания уголовных норм незаконодательными органами. Так, только с ноября 1917 по сентябрь 1918 г. из 72 постановлений и приказов различных наркоматов Советской России каждый четвертый имел уголовно-правовую санкцию.6 Такое положение дел в революционном законодательстве побудило большевиков к разработке Уголовного кодекса РСФСР, который был введен в действие 1 июля 1922 г.

Особенностью первого  УК советской власти стало то, что в нем отсутствовали конкретные составы преступлений, устанавливающие ответственность за незаконные действия с наркотиками. Этот пробел некоторое время восполнялся применением уголовно-правовых норм по аналогии с так называемыми общими статьями. Например, по ст. 215 УК РСФСР 1922 г. преследовалось приготовление ядовитых и сильнодействующих веществ лицами, не имеющими на то права. Подобные действия карались штрафом до 300 руб. золотом или принудительными работами. Несколько позднее вышло Постановление СНК от 6 ноября 1924 г. "О мерах регулирования торговли наркотическими веществами". Постановлением запрещалось свободное (в пределах РСФСР) обращение всех сильнодействующих средств, разрушающих народное здоровье. Наркотики, доставляемые из-за границы и с внутреннего рынка, должны были поступать исключительно в Народный комиссариат здравоохранения и распределяться им при строгом учете и контроле. Нарушение установленных предписаний, как и прежде, наказывалось по правилам аналогии общими нормами УК РСФСР 1922 г. Уголовная ответственность в этих случаях предусматривалась за нарушение положений, регулирующих проведение в жизнь государственных монополий (ст. 136 УК РСФСР 1922 г.), и за нарушение правил торговли (ст. 141 УК РСФСР 1922 г.). Названные деяния карались лишением свободы или принудительными работами на срок не менее шести месяцев или штрафом до 500 руб. золотом.

В целом, как видно из проведенного историко-правового анализа, рассматриваемые  нормативные акты не отвечали реалиям  сложившейся в стране наркоситуации. Тем более что проводимая в этот период новая экономическая политика способствовала не только подъему народного хозяйства, но и породила активность криминального мира, вызвавшую существенный рост преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков. Поэтому 15 декабря 1924 г. было принято Постановление ВЦИК и СНК РСФСР о дополнении УК РСФСР 1922 г. ст. 140-д, которая предусматривала уголовную ответственность за "изготовление и хранение с целью сбыта и самый сбыт кокаина, опия, морфия, эфира и других одурманивающих веществ", а также за "то же преступление, совершаемое в виде промысла, а равно содержание притонов, в коих производится сбыт или потребление кокаина, опия, морфия и других одурманивающих веществ". На взгляд Ужахова А.С., несомненным достоинством ст. 140-д явилось то, что эта норма наказывала не потребителя, а производителя и торговца наркотическими средствами (веществами).

В 1925 г. Народный комиссариат  юстиции разрабатывает новый  УК РСФСР, который после внесения ряда изменений был утвержден постановлением ВЦИК и введен в действие 1 января 1927 г. Однако и во втором Уголовном кодексе Советской России касательно незаконного оборота наркотиков ошибочно была предусмотрена только одна норма, которая из ст. 140-д УК 1922 г. с незначительными редакционными изменениями преобразовалась в ст. 104. При этом данная статья была помещена во вторую главу Особенной части под названием "Иные преступления против порядка управления".7

Недостаточность правовых возможностей в борьбе с прогрессирующей наркотизацией населения приводит к введению в действие 1 декабря 1934 г. дополнительной нормы - ст. 179-а гл. 8 "Нарушение правил, охраняющих народное здоровье, общественную безопасность и порядок" УК, которая устанавливала ответственность за выращивание без соответствующего разрешения опийного мака и индийской конопли. При этом данные незаконные действия наказывались лишением свободы на срок до двух лет или исправительными работами до одного года с обязательной конфискацией посевов.

По предложению ВЦИК и СНК 9 апреля 1924 года Президиумом Госплана СССР создается специальная Комиссия для организации борьбы с незаконным распространением наркотиков.

В 30-е годы в стране функционировали межведомственные государственные структуры, прямо отвечающие за наркоситуацию в стране.8

В 30 - 40-х годах XX в. СССР присоединился к ряду международных  соглашений, направленных на борьбу с  незаконным обращением наркотиков и  их производных препаратов, в частности  к Женевской конвенции об ограничении  производства и регламентации распределения наркотических средств (1931 г.), Конвенции по борьбе с незаконным оборотом вредных лекарственных веществ (1936 г.), Протоколу о внесении изменений в соглашения, конвенции и протоколы о наркотических средствах (1946 г.), Парижскому протоколу о международном контроле за лекарственными веществами, не подпадающими под действие Конвенции от 13 июля 1931 г. (1948 г.).9

Принятие Основ уголовного законодательства СССР 1958 г. и третьего УК РСФСР 1960 г. без преувеличения можно считать новым этапом в борьбе с незаконным оборотом наркотиков. Теперь УК РСФСР содержал ряд специальных статей, предполагавших значительное усиление как правового контроля, так и уголовной ответственности за незаконные операции в рассматриваемой сфере.10

В рамках дальнейшего укрепления международного сотрудничества наша страна в 1963 г. присоединилась к Единой конвенции  о наркотических средствах 1961 г., а несколько позже и к Конвенции  о психотропных веществах 1971 г., которые содержали ряд основополагающих принципов и жестких требований к законодательству стран-участниц. Это обстоятельство также стало своеобразным катализатором качественных изменений внутренних уголовно-правовых норм антинаркотической направленности и в дальнейшем учитывалось законодателем при разработке новых положений. В частности, Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РСФСР" от 15 июля 1974 г. Санкции за содеянное были существенно увеличены.

Информация о работе Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков