Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы рассмотреть правовые аспекты, деятельность контролирующих и правоохранительных органов, в частности Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области.
Исследования следующих задач:
рассмотреть административно-правовой статус, основные задачи, полномочия и структуру управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области;
определить место данной организации в системе органов, противодействующих незаконному обороту наркотиков.
обобщить проанализированный материал и сделать практические выводы.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Общая характеристика Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации. 5
1.1. История создания, цели и задачи ФСКН РФ 5
1.2 Структура, задачи и функции Федеральной службы России по контролю за оборотом наркотиков. 12
1.3. Направления деятельности ФСКН России 21
Глава 2. Административно-правовое положение Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области. 27
2.1. Основные направления работы Управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков по Свердловской области. 27
2.2. Наркоситуация по Свердловской области, прогноз её развития и основные направления противодействия незаконному обороту наркотиков. 39
Заключение 42
Список используемой литературы 44
Приложения 46

Файлы: 1 файл

курсовая работа ПО.doc

— 636.00 Кб (Скачать файл)

ФСКН России производит аналитическую работу, обобщает практику применения Российского законодательства о наркотических средствах, выявляет условия, способствующие незаконному обороту наркотиков, вырабатывает предложения по основным направлениям государственной политики в данной области разработке новых и совершенствование действующих нормативно-правовых актов.

Важной функцией ФСКН России является участие в разработке проектов международных договоров  РФ по вопросам противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ и информационному обмену с международными организациями и соответствующими компетентными правоохранительными органами иностранных государств; заключение международных договоров РФ межведомственного характера.

ФСКН России выполняет  функции по созданию и использованию  информационных систем и банков данных в установленной сфере деятельности; ведению криминалистических учетов; осуществлению справочно-информационного  обеспечения органов наркоконтроля; организует проведение научных разработок; принимает меры к изготовлению, приобретению и использованию специальных технических средств, необходимых за наблюдением оборотов наркотиков и т.п.

По наиболее сложным  уголовным делам ФСКН России непосредственно или с привлечением территориальных органов осуществляет оперативно-розыскные и процессуальные действия, проводит расследования преступлений и осуществляет изобличение лиц, их совершивших, организует розыск подозреваемых и обвиняемых, скрывшихся от органов наркоконтроля.

ФСКН России так же выполняет комплекс функций обеспечительного характера: организует подготовку, переподготовку и квалификацию кадров; социально-бытовое и медицинское обеспечение оперативно-служебной деятельности наркоконтроля и т.п.

В целях выполнения функции ФСКН России наделена правом: запрашивать и получать от органов государственной власти и местного самоуправления, а так же от организаций не зависимо от формы собственности документы, справочные и иные материалы, необходимые для решения задач, возложенных на ФСКН России; проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с оборотом наркотиков и т.п.

Руководство деятельности ФСКН России осуществляет Президент РФ.

ФСКН России возглавляет директор, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. На нем лежит вся полнота ответственности стоящих перед  ФСКН России задач и функций. Он издает приказы и распоряжения, организует проверку их исполнения, а так же имеет иные полномочия, закрепленные Положением о ФСКН России и другими нормативно-правовыми актами.

Директор ФСКН России имеет первых заместителей и заместителей, в том числе статс-секретаря - заместителя директора. Директор образует коллегии в органах ФСКН России и утверждает их состав (18 человек), которые рассматривают наиболее важные вопросы, касающиеся компетенции наркоконтроля, и принимает по ним коллегиальные решения. В состав коллегии входят директор ФСКН России (председатель коллегии), заместители директора, а также руководящие работники органов ФСКН России. Директор ФСКН России и его заместители, иные члены коллегии (как правило, руководители департамента) утверждаются Президентом РФ по представлению руководителя службы.

 Коллегия на своих  заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов ФСКН России и принимает по ним решения. Решения коллегии принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСКН России.

Структуру центрального аппарата ФСКН России составляют департаменты по основным направлениям деятельности. В основе структуры ФСКН России лежит устройство Государственного комитета РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, которое включало в себя:

Главное оперативное  управление.

Главное управление по контролю за легальным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.

Главное организационно-аналитическое  управление.

Главное следственное управление.

Управление собственной безопасности.

Управление международного сотрудничества.

Управление специального назначения.

Управление кадров.

Управление межведомственного  взаимодействия в сфере профилактики.

Управление режима и информационной безопасности.

Информационно-техническое управление.

Управление общественных связей.

Управление делами.

Правовое управление.

Финансово-экономическое управление.

Организационно-мобилизационное управление.

Отдел дознания и административной практики.16

К территориальным органам наркоконтроля  относятся: региональные управления ФСКН России ( далее- региональные управления) и управления (отделы) ФСКН России по субъектам РФ ( далее- управления по субъектам РФ). Они находятся в подчинении ФСКН России, создают, реорганизуются и упраздняются ФСКН России и действуют на основании утвержденных ею положений.

Правовое положении, задачи, функции и полномочия территориальных органов ФСКН России закреплены Типовым положением о региональном управлении Федеральной службой Российской Федерации  контролю за оборотом наркотиков и управлении Федеральной службой  Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по субъекту Российской Федерации, утвержденным приказом ФСКН России от 27.06.2008 №199.

Выполняя задачу по борьбе с правонарушениями в сфере незаконного оборота  наркотических средств и психотропных веществ, территориальные органы ФСКН России ведут производство по делам о таких административных правонарушениях, которые относятся к предмету деятельности органов наркоконтроля.

В случаи выявления нарушений незаконного  оборота наркотических средств  и психотропных веществ со стороны юридических лиц органы наркоконтроля в праве предъявлять в суд требования об их ликвидации.

В целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в сфере незаконного оборота наркотиков органы наркоконтроля осуществляют ОРД, руководствуюсь Законом об ОРД, и расследования преступлений, руководствуясь УПК.

Возглавляют территориальные органы соответствующие начальники, наделенные полномочиями в соответствии с типовыми положениями о региональном управлении и об управлении по субъекту РФ.17

1.3. Направления деятельности ФСКН России

Стремительное распространение наркотизма создает  угрозу для здоровья большинства  народов, населяющих нашу планету. И  если ранее наркотизм рассматривался как проблема высокоиндустриальных государств Европы и Северной Америки, то в настоящее время эта проблема приобрела масштабы транснационального бедствия. В утвержденной Указом Президента РФ Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года подчеркнуто, что "противостояние региональным вызовам и угрозам военно-политического и военно-стратегического характера, включая борьбу с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ" рассматривается в качестве важнейшей задачи Организации договора о коллективной безопасности и Евразийского экономического сообщества.18

В этой связи поиск  эффективных рычагов уголовно-правового  воздействия на лиц, осуществляющих потребление и незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, чрезвычайно актуален. На взгляд Е.В. Касторской, "уровень наркопреступности положительно коррелирует с либерализмом уголовно-правовой политики по отношению к наркотизму. Поэтому в странах романо-германской правовой системы он наиболее высок (в сотни раз превышает соответствующий показатель по Китаю и по многим мусульманским странам)".19

 Как и сама наркомания, преступность, связанная с наркотиками, одинаково распространяется среди представителей самых различных социальных и возрастных групп. К сожалению, в настоящее время в возрастном плане границы данного вида преступности смещаются в сторону ее омоложения.

Одним из основных звеньев организации деятельности по ограничению распространения  наркотизации, в том числе по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, является правоохранительная система государства. Борьба с наркоманией невозможна без принятия широкого комплекса мер правового характера, что обусловило возникновение, развитие и функционирование системы соответствующих норм различных отраслей права. Среди них преобладают уголовно-правовые нормы. И это закономерно: охранительной функцией в большей степени, чем другие правовые отрасли, обладает уголовное право.

В системе органов  наркоконтроля созданы следственные подразделения, к подследственности которых отнесены преступления, предусмотренные п.5 ч.2 ст.151 УПК: контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ч.2-4 с.188); незаконное изготовление, приобретение, хранение, перевозка, пересылка либо сбыт наркотических средств и психотропных веществ (ч.2-4 ст.288); хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст.229) и др.

По уголовным делам по преступлениям, предусмотренных ч. 1 ст. 228; ст. 228.2; ч. 1 ст. 230; ч. 1 ст. 231; ч. 1 ст. 232; ст. 233; ч. 1 и 4 ст. 234 УК, дознаватели либо следователи органов наркоконтроля проводят дознание по правилам, предусмотренным гл. 32 УПК.

На органы наркоконтроля возложен розыск лиц, которые обвиняются или  подозреваются в совершении преступлений, отнесенных к подследственности этих органов, которые скрываются от органов предварительного расследования или суда, либо местонахождение которых неизвестно, а так же некоторые другие полномочия.

Действующее уголовное  законодательство весьма обстоятельно и многопланово регламентирует вопросы ответственности за общественно опасные деяния в сфере незаконного оборота наркотиков. Множественность и разнообразие описанных в законе криминальных деликтов, дифференциация видов составов преступлений, за совершение которых установлены различные по характеру и степени суровости наказания, возможность освобождения от уголовной ответственности при определенных условиях позволяют проводить гибкую карательно-воспитательную политику по отношению к лицам, нарушающим законодательство об обороте наркотических средств и психотропных веществ. Это чрезвычайно важно в случаях, когда участниками незаконного оборота наркотиков являются несовершеннолетние, та категория граждан, которая обладает особым правовым статусом.

Уголовная ответственность  за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ установлена в девяти статьях УК РФ. Уголовно наказуемыми считаются их незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка без цели сбыта в крупном и особо крупном размере (ст. 228 УК РФ); незаконные производство, сбыт или пересылка (ст. 228.1 УК РФ); нарушение правил оборота (ст. 228.2 УК РФ); хищение либо вымогательство (ст. 229 УК РФ); склонение к потреблению (ст. 230 УК РФ); незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст. 231 УК РФ); организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ); незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или психотропных веществ (ст. 233 УК РФ), а также контрабанда наркотических средств и психотропных веществ (ст. 188 УК РФ).

Уголовной ответственности  за преступления в сфере незаконного  оборота наркотиков подлежат лица, достигшие шестнадцатилетнего возраста. Исключением является их хищение и вымогательство: ответственность наступает с 14 лет. В случае если преступление совершено до наступления возраста уголовной ответственности, то правоохранительные органы совместно с комиссиями по делам несовершеннолетних имеют широкий арсенал мер воздействия к виновному лицу, а также его родителям либо лицам, их заменяющим. Однако они не относятся к уголовному наказанию, и, соответственно, их характер менее строг.

Вместе с  тем и уголовное наказание далеко не единственное в рамках уголовного права средство противодействия рассматриваемому явлению. В первую очередь это относится к несовершеннолетним, совершившим преступления на фоне потребления наркотиков. В УК РФ специально выделены разделы V и VI ("Уголовная ответственность несовершеннолетних" и "Принудительные меры медицинского характера"), предусматривающие возможность использования большого выбора широких средств по своей сути предупредительного характера.

Так, в ч. 2 ст. 87 УК РФ указывается на то, что к несовершеннолетним, совершившим преступления, могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия либо им может быть назначено наказание, а при освобождении от наказания судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием.

В соответствии с ч. 2 ст. 90 УК РФ "Применение принудительных мер воспитательного воздействия" несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия:

а) предупреждение;

б) передача под  надзор родителей или лиц, их заменяющих, либо специализированного государственного органа;

в) возложение обязанности  загладить причиненный вред;

г) ограничение досуга и установление особых требований к поведению несовершеннолетнего.

Не менее  значимой является возможность применения к несовершеннолетним правонарушителям, имеющим опыт употребления наркотиков, принудительных мер медицинского характера. В их число согласно ч. 1 ст. 99 УК РФ "Виды принудительных мер медицинского характера" входят:

а) амбулаторное принудительное наблюдение и лечение  у психиатра;

б) принудительное лечение в психиатрическом стационаре общего типа;

в) принудительное лечение в стационаре специализированного  типа;

г) принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением.

Информация о работе Федеральная служба Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков