Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:47, контрольная работа

Описание работы

Специфика оперативно-розыскной деятельности (ОРД) обусловлена особыми средствами и методами добывания оперативной информации - преимущественно негласными, а также сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод граждан, с использованием содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе.
Именно эти особенности ОРД на протяжении многих лет являются предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Как известно, все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание работы

Введение
Понятие, сущность и научное определение оперативно–розыскной деятельности
Виды и направления оперативно-розыскной деятельности
Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно - розыскной деятельности
Принципы оперативно–розыскной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Составы аптечек.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

министерство  образования и науки российской федерациИ

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

КЕМЕРОВСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Кафедра уголовного права  и процесса

 

 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Основы  оперативно – розыскной деятельности»

 

на тему «Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности»

 

 

Выполнил:

студент гр. ЮУПс-102

Стаженко Алена Александровна

 

Научный руководитель:

к.ю.н., доцент Волгин Юрий Геннадьевич

 

 

 

 

 

Кемерово 2012

Содержание

Введение

  1. Понятие, сущность и научное определение оперативно–розыскной деятельности
  2. Виды и направления оперативно-розыскной деятельности
  3. Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно - розыскной деятельности
  4. Принципы оперативно–розыскной деятельности

Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Специфика оперативно-розыскной  деятельности (ОРД) обусловлена особыми  средствами и методами добывания  оперативной информации - преимущественно  негласными, а также сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий  с ограничениями конституционных  прав и свобод граждан, с использованием содействия частных лиц, в том  числе на конфиденциальной основе.  
Именно эти особенности ОРД на протяжении многих лет являются предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Как известно, все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки. Вместе с тем, оперативно-розыскная деятельность исторически была и остается эффективным и необходимым средством борьбы с преступностью, обеспечения безопасности личности, общества и государства.  
Упорядочение общественных отношений в сфере оперативно-розыскной деятельности в новых общественно-политических и социальных условиях, сложившихся в России в постсоветский период, было осуществлено ныне действующим Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее Закон об ОРД). В то же время динамика изменений в системе и структуре органов, осуществляющих ОРД, поправки, вносимые в данный Федеральный закон, в другие законодательные акты, формирование международного оперативно-розыскного права, судебная оценка действий и решений должностных лиц и органов, осуществляющих ОРД, предполагают постоянное и систематическое осмысление этой деятельности, включая толкование норм Закона об ОРД во взаимосвязи с положениями Конституции РФ, норм международного права, Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ, иных законов, регулирующих правоотношения в сфере борьбы с преступностью. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, сущность и  научное определение оперативно–розыскной  деятельности

Прежде чем определить понятие “оперативно-розыскная деятельность”, требуется уяснить смысл сказанного термина. В статье 1 Федерального закона “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее Федеральный Закон об ОРД) определено, что оперативно-розыскная деятельность – вид деятельности, осуществляемый гласно и негласно оперативными подразделениями государственных органов, уполномоченных на то Федеральным законом “Об оперативно-розыскной деятельности”, в пределах их полномочий посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий в целях защиты жизни, здоровья, прав и свобод человека и гражданина, собственности, обеспечения безопасности общества и государства от преступных посягательств. Примечательно, что оперативно-розыскные законы стран СНГ и Балтии демонстрируют различный подход к определению правового содержания оперативно - розыскной деятельности. Вместе с тем в большинстве указанных законов, хотя и в различной форме, сделан акцент на процессуальном аспекте оперативно-розыскной деятельности. Специфика здесь в том, что ОРД рассматривается и как система оперативно-розыскных мер — Украина (“…гласных и негласных поисковых, разведывательных и контрразведывательных мер, осуществляемых с применением оперативных и оперативно-технических средств” - Закон Украины “Об ОРД” от 18 февраля 1992 г.), и как правовые действия (Латвия), и как государственно-правовое средство (Беларусь, Молдова), и как государственно-правовая форма (Литва). Рассмотрим, что надо понимать под этим определением.

Деятельность как таковая –  это занятие, труд, а оперативно-розыскная – это разновидность социально полезной человеческой деятельности, но не любой, а юридической, т.е. часть опосредованной правом государственной властной деятельности компетентных государственных органов, нацеленной на выполнение социально полезных задач и функций.

Безусловно, что основным здесь  является то, что оперативно-розыскная  деятельность – это разновидность  деятельности государства. Только Российская Федерация в лице высших органов  законодательной, исполнительной и  судебной власти (в пределах их компетенции) может наделять правом осуществлять оперативно-розыскную деятельность каких-либо субъектов, возлагать на них определенные обязанности и  осуществлять контроль за реализацией  норм Федерального Закона об ОРД в  оперативно-розыскной деятельности.

Научное определение оперативно-розыскной  деятельности

Базируясь на теории вопроса, можно  сделать вывод о целесообразности трактовки ее определения в “узком”  и “широком” смысле слова.(см. далее)

В “узком” смысле слова оперативно-розыскная  деятельность – это основанный на федеральном законодательстве вид  социально полезной юридической  деятельности уполномоченных на то законодателем  субъектов, представляющих собой систему  поведенческих актов конспиративного  и гласного применения специальных  сил, средств и методов, а также  совершения оперативно-розыскных действий и принятия оперативно - значимых решений, осуществляемый с целью защиты человека и общества от преступных посягательств  при наличии объективного затруднения  или невозможности достижения этой цели посредством реализации иных законных средств (т.е. речь идет о Уголовно-розыскной  деятельности).(см. далее)

В “широком” смысле слова в  определении оперативно-розыскной  деятельности изменяется содержание одного из основных субъективных элементов  – цели. Вместо ее узкой направленности (защита охраняемых законом объектов от преступных посягательств) целью  данной деятельности выступает обеспечение  безопасности человека и общества (разумеется, включая и государство).

Таким образом, в определении оперативно-розыскной  деятельности можно выделить две  группы признаков:

1)объективные; 
2)субъективные.

Субъективные признаки динамичны, подвижны. К ним относятся:

    • установление той или иной (“узкой” или “широкой”) цели такой деятельности: условие регулирования общественных отношений в оперативно-розыскной деятельности на уровне закона (всех или их части – большей или меньшей);
    • запрет или, наоборот, разрешение на применение тех или иных специальных сил, средств и методов (совершение оперативно-розыскных действий);
    • определение пределов гласности (или конспиративности) в оперативно-розыскной деятельности.

В свою очередь группа объективных  признаков определения оперативно-розыскной  деятельности также складывается из связанных между собой (и с  субъективными признаками) условий (затруднения или невозможности  достижения поставленной цели посредством  использования иных законных мер) и  совокупности признаков, характеризующих  объективность содержания оперативно-розыскной  работы.

Особо отметим: использование в  определении оперативно-розыскной  деятельности (в “узком” смысле слова) фразы о том, что ее проведение возможно только тогда, когда “объективно  затруднено или невозможно достижение поставленной цели посредством применения иных законных средств”, подчеркивает исключительный, вынужденный характер этой деятельности. По существу, речь идет о социально обусловленном состоянии  крайней необходимости. Причем под  использованием законных средств, способов и мер следует понимать, прежде всего, те, которые предусмотрены  уголовно-процессуальным законодательством.

О термине “оперативно-розыскная  деятельность” и его использовании

В теории известны многочисленные попытки  объединить одним термином суть всей негласной работы (оперативная, сыскная  и т.д.). В законодательных же актах, принятых в течение последних  пяти лет, наибольшее развитие получил  термин “оперативно-розыскная деятельность”, понимаемый, к сожалению, далеко не однозначно.

“Оперативный”, согласно толковому  словарю русского языка под ред. Ожегова С.И. (стр. 452), означает:

1) во-первых, непосредственно, практически  осуществляющий что-нибудь;

2) во-вторых, способный быстро, вовремя  исправить или направить ход  дел.

Однако практика, зачастую, свидетельствует  о противоположном. Анализ же содержания положений некоторых нормативных  актов заставляет задуматься о якобы  большей “быстроте” негласной работы по сравнению с другими видами правоохранительной деятельности, например предварительным следствием. Так, срок производства дел оперативного учета  в Федеральном Законе об ОРД вообще не оговорен.

Отметим также и то, что термин “оперативный” недостаточно полно  отражает направленность этой деятельности на достижение конкретного результата. Таким образом, при употреблении термина “оперативно-розыскная  деятельность”, речь идет о непосредственно-розыскной, практически-розыскной или “быстро”-розыскной  работе, как правило, осуществляемой в негласной форме.

2. Виды и направления  оперативно-розыскной деятельности

Наличие в оперативно-розыскной  деятельности различных правовых отношений  определяет ее комплексный характер, где можно выделить определенные виды.

Основными из них являются:

1. Оперативно-розыскной процесс можно определить как применение в определенном порядке компетентными должностными лицами оперативных подразделений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, положений оперативно-розыскного законодательства и детализирующих их норм подзаконных нормативных актов в интересах решения задач оперативно-розыскной деятельности сообразно предусмотренным законом основаниям проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Под ним мы понимаем основанную на законе и облеченную в форму правовых отношений деятельность правоохранительных органов, использующих негласные и  иные специальные силы и средства, а также участвующих в ней  лиц. Причем эта деятельность осуществляется в целях предупреждения совершения преступлений, поиска событий преступлений и розыска лиц, уклоняющихся от правосудия, а также с целью способствования  решению задач уголовного судопроизводства и уголовно-исполнительного производства.

Необходимо отметить, что характерная  черта оперативно-розыскного процесса в том, что его участниками, действующими под руководством персонала оперативных  подразделений, нередко являются частные  физические лица:

а) гласно содействующие оперативным  аппаратам как их внештатные сотрудники;

б) конфиденциально сотрудничающие с оперативными аппаратами. Эти участники  оперативно-розыскного процесса имеют  конкретные обязанности и права, которые закреплены на законодательном  и ведомственном уровне. Следует  отметить, что оперативно-розыскной  процесс может быть характерен и  наличием такой специфической фигуры, как частный детектив. Это вероятно в тех случаях, когда частный  детектив заключает договор со своим  клиентом — участником уголовного процесса на сбор сведений по уголовным  делам, а также на поиск граждан, местонахождение которых неизвестно.

Следует отметить, что оперативно-розыскной  процесс может быть характерен и  наличием такой специфической фигуры, как частный детектив.

Характер этих услуг свидетельствует  о том, что частный детектив может  быть участником такого этапа оперативно-розыскного процесса, как оперативно-розыскное  сопровождение дознания и предварительного следствия, а также той модификации  оперативно-розыскного процесса, в  рамках которой комплексно применяются  различные ОРМ в интересах  обнаружения разыскиваемых лиц.

Рассматривая осуществление частными детективами сыскной функции  в интересах решения задач  оперативно-розыскного характера, надо специально отметить три из них:

а) поиск без вести пропавших  граждан, то есть тех, местонахождение  и судьба которых остаются неизвестными. При этом случаи безвестного исчезновения гражданина, имеющие возможные последствия  уголовного характера, являются предметом  обязательного впоследствии рассмотрения криминальной милицией через ее уведомление  частным детективом (убийство, наезд  транспорта со смертельным исходом  и т. д.);

б) поиск утраченного гражданами, предприятиями, учреждениями, организациями  имущества. При этом необходимо учитывать, что утрата имущества может носить криминальный характер, то есть быть результатом  халатных действий или бездействия, а также присвоения преступниками. В этих случаях частный детектив также становится участником оперативно-розыскного процесса, т.к. окончательно разрешение проблем, связанными с криминальными  фактами утраты имущества, относится  к компетенции правоохранительных органов, куда частный детектив обязан представить информацию;

Информация о работе Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности