Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 06:47, контрольная работа

Описание работы

Специфика оперативно-розыскной деятельности (ОРД) обусловлена особыми средствами и методами добывания оперативной информации - преимущественно негласными, а также сопряженностью оперативно-розыскных мероприятий с ограничениями конституционных прав и свобод граждан, с использованием содействия частных лиц, в том числе на конфиденциальной основе.
Именно эти особенности ОРД на протяжении многих лет являются предметом критики, дискуссий и пристального интереса юристов, философов, политиков, правозащитников и рядовых граждан. Как известно, все тайное всегда вызывало и вызывает любопытство, порождает сомнения, содержит предпосылки для злоупотреблений, становится объектом не только правовой, но и нравственной оценки.

Содержание работы

Введение
Понятие, сущность и научное определение оперативно–розыскной деятельности
Виды и направления оперативно-розыскной деятельности
Элементы содержания, предмет, формы и цель оперативно - розыскной деятельности
Принципы оперативно–розыскной деятельности
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Составы аптечек.docx

— 57.03 Кб (Скачать файл)

12) обнаружения разыскиваемых лиц,  скрывшихся от органов дознания, следствия и суда, уклонившихся  от уголовного наказания, а  также без вести пропавших  граждан;

13) обеспечения безопасности Президента  Российской Федерации, а также  других лиц, охраняемых в соответствии  с Федеральным законом “О государственной  охране”;

14) обеспечения охраны государственной  границы Российской Федерации;

15) обеспечения оперативной проверки  конкретных лиц, если решается  вопрос об их соответствии  работе на важных государственных  постах, в государственных органах,  а также учреждениях, организациях, иных объектах, о доступе к  государственным или иным охраняемым  законом секретам;

16) обеспечения режима и правопорядка, установленного уголовно-исполнительным  законодательством в пенитенциарных  учреждениях;

17) обеспечения возмещения ущерба, нанесенного в результате преступления.

Обязанность должностных лиц оперативных  подразделений при проведении оперативно-розыскных  мероприятий учитывать их соответствие степени общественной опасности противоправных посягательств и угрозе, различным интересам общества и государства:

  • привлечения к ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законности;
  • разработку и принятие мер, направленных на устранение причин и условий нарушений законности;
  • неотвратимость ответственности в случае нарушения законности.

В качестве гарантий законности оперативно-процессуальной деятельности выступают судебный контроль и прокурорский надзор за оперативно-процессуальной деятельностью. Гарантом законности при  ее осуществлении также является ведомственный контроль.

Принцип гуманизма

В оперативно-розыскной деятельности принцип гуманизма – один из присущих данной деятельности общеправовых принципов, вытекающих из оперативно-розыскной  практики и содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной  деятельности. Он отражает всего несколько  сторон гуманизма в праве: уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина (ст. 3; ст. 5; ч. 2 и ч. 4 ст. 8; ч. 3 ст. 10; п. 1 ч. 1 ст. 14 Федерального Закона обОРД), предупредительный характер оперативно-розыскной деятельности (ст. 2; ч. 1 ст. 10 Федерального Закона об ОРД), осуществление оперативно-розыскных  мероприятий в исключительных случаях, т.е. тогда, когда иными мерами невозможна или объективно затруднена защита охраняемых интересов от преступных посягательств (ч. 3 и ч. 4 ст. 8 Федерального Закона об ОРД).

Гуманизм в оперативно-розыскной  деятельности проявляется в приоритетности мер, которые принимают органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, направленных на предупреждение совершения лицами преступлений. ВОРД запрещается  выполнять оперативно-розыскные  действия или выносить решения, унижающие достоинства лица, приводящие к незаконному распространению сведений об обстоятельствах его личной жизни, ставящие под угрозу его жизнь или здоровье, необоснованно причиняющие ему физические или нравственные страдания.

Принцип гуманизма органически  присущ оперативно-розыскной деятельности. Его конкретизация во многих статьях  Федерального Закона обОРД свидетельствует, о том, что он отражает сущность оперативно-розыскной  деятельности.

Уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-процессуальной деятельности. На этот принцип законодатель указал особо. Кроме его упоминания в ст. 3 Федерального Закона обОРД, он конкретизирован в предписаниях ст. 5 “Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности”. В частности, Законом гарантируется следующее:

  • лицо, полагающее, что действия органов, осуществляющих оперативно–розыскную деятельность, привели к нарушению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия в вышестоящем органе, осуществляющем оперативно-розыскную деятельность (прокурору или в суд);
  • лицо, виновность которого в совершении преступления не доказана в установленном законом порядке, т.е. в отношении которого в возбуждении уголовного дела отказано либо уголовное дело прекращено в связи с отсутствием события преступления, или в связи с отсутствием в деянии состава преступления, и которое располагает, что при этом были нарушены его права, вправе истребовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации (в пределах, допускаемых требованиями конспирации и исключающих возможность разглашения государственной тайны);
  • орган, осуществляющий ОРД, обязан предоставить судье по его требованию оперативно-служебные документы, содержащие информацию о сведениях, в предоставлении которых было отказано заявителю (за исключением сведений о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, и о лицах, оказывающих им содействие на конфиденциальной основе).

Равенство граждан перед  законом в оперативно-процессуальной деятельности

Этот принцип означает, что мероприятия  оперативно-процессуальной деятельности проводятся независимо от гражданства, пола, национальности, возраста, места  проживания, образования, социального, служебного и имущественного положения  и должности лиц, их политических и религиозных взглядов, принадлежности к партиям или к иным общественным организациям (ч. 1 ст. 8 Федерального Закона об ОРД). Упомянутые факторы не должны влиять на оперативно-процессуальную деятельность, если иное не предусмотрено  законом.

Отраслевые принципы оперативно-розыскного процесса

Принцип конспирации – является одним из непосредственно определенных законодателем принципов ОРД. Он заключается в организации этой деятельности таким образом, чтобы сохранить в тайне от посторонних лиц (прежде всего от совершающих преступления) тактику, содержание, формы и методы, силы и средства совершения, конкретных оперативно-розыскных действий, проведения оперативно-розыскных мероприятий и операций.

Организация оперативно-розыскной  деятельности на основе этого принципа является крайней мерой со стороны  общества и государства, вынужденных  защищать своих граждан от преступной деятельности. Прежде всего, такой, которая  протекает в условиях не очевидности, с различными ухищрениями со стороны  лиц, совершающих преступления, пытающихся скрыть свою криминальную деятельность.

Принцип сочетания гласных и негласных методов и средств. Этот принцип также назван законодателем в ст. 3 Федерального Закона об ОРД. Он проявляется в оперативно-розыскной деятельности двояко:

во-первых, информация о цели, задачах  и принципах оперативно-розыскной  деятельности, основаниях для совершения конкретных оперативно-розыскных действий, для заведения и прекращения  дел оперативного учета на граждан  России, а также о видах и  способах контроля за оперативно-розыскной  деятельностью в соответствии с  Федеральным Законом об ОРД открыта  для каждого;

во-вторых, не подлежит разглашению  информация, которая в соответствии с действующим законодательством  составляет государственную или  иную тайну, а равно касается личной жизни, чести и достоинства граждан, получена в ходе оперативно-розыскной  деятельности, кроме как в случаях  и в порядке, установленных в  оперативно-розыскном законодательстве.

Осуществление оперативно-розыскной  деятельности только уполномоченными  на то законом субъектами. Этот принцип вытекает из содержания предписаний ст. 13 и других Федерального Закона обОРД, а также иных законодательных актов и характеризует уголовно-розыскную деятельность, во-первых, как сугубо юридическую и, во-вторых, как проводимую исключительно теми субъектами (оперативные сотрудники, оперативные подразделения и др.), которым полномочия на это предоставил российский законодатель.

Принцип оперативности (наступательности) выработан уголовно-розыскной практикой и вытекает из содержания норм законодательства в области оперативно-розыскной деятельности (см., например, ст. 1 , абз. 2 ст. 2, п. 1. ст. 14 Федерального Закона об ОРД). Под оперативностью понимается система характеризующих оперативно-розыскной деятельностью уголовно-розыскную деятельность качеств, в которую входят быстрота и непрерывность уголовно-розыскной деятельности, активность ее участников, согласованность и массированность привлекаемых сил и средств.

Оперативность состоит в том, что  оперативники и иные должностные  лица обязаны (в пределах своих полномочий):

  • проводить действительную работу по предупреждению совершения преступлений;
  • проявлять инициативу в их обнаружении; своевременно и обоснованно заводить дело оперативного учета;
  • предпринимать все предусмотренные законодательством в области оперативно-розыскной деятельности действия для установления лиц, намеревающихся совершить или совершивших преступление, с целью создания условий для последующего неотвратимого применения к ним мер, предусмотренных уголовно процессуальным законодательством, а также выяснять причины совершения преступлений и условий, способствовавшие и способствующие их совершению.

Этот принцип проявляется в  направленности оперативно-розыскной  деятельности на опережение:

  • умышленного совершения лицами общественно опасных противоправных деяний (т.е. на предупреждение совершения преступлений, обнаружение их на этапе, называемом в теории права “голым умыслом”);
  • действий лиц, совершивших неоконченное преступление (т.е. на недопущение дальнейшего развития протекающей преступной деятельности).

В принципе оперативности отражена защитная функция оперативно - розыскной  деятельности, раскрывается поисковый, предупреждающий характер данного  вида юридической деятельности.

Принцип всесторонности, полноты и объективности производства деле (оперативного или сыскного учета) в ОРД проявляется многоаспектно:

всесторонность подразумевает  выдвижение всех возможных оперативных  версий по делу и их равноценную  проверку. Причем оперативник не вправе перелагать обязанность отработки  выдвинутых оперативных версий на иных участников оперативно-розыскной деятельности;

полнота означает такую степень  глубины исследования (отработки) оперативных  версий, которая позволяет однозначно принять соответствующее обоснованное и мотивированное юридически значимое решение;

под объективностью подразумевается  непредвзятый подход к толкованию исследуемых  обстоятельств сыскного дела, недопущение  однобокости, отсутствие как обвинительного, так и оправдательного уклона в ходе оперативной проверки и  разработки. Кроме того, оперативник  обязан принять меры к установлению причин и условий совершения общественно  опасного деяния (если таковое будет  установлено). Запрещается также  домогаться сообщений агентов и  получения сведений от других участвующих  в деле оперативного учета лиц  путем насилия, угроз и иных незаконных мер.

Принцип привлечения конфидентов к оперативно - розыскной деятельности отражает один из ее сущностных аспектов (см. ст. 1, п. 2 ст. 15, ст. 17 и ст. 18 Федерального Закона об ОРД).

Конфидент – обобщенное название категории физических лиц, участников оперативно-розыскной деятельности (агентов, штатных негласных сотрудников оперативно-розыскных органов и др.), которые вступили на основаниях и в порядке, предусмотренных законодательством в области оперативно-розыскной деятельности, в отношения тайного (конспиративного) сотрудничества с оперативно-розыскным органом в лице его представителя-оперативника, выступающего от имени и по поручению России, для оказания ему содействия в решении конкретных задач оперативно-розыскной деятельности.

Без использования в оперативно-розыскной  деятельности конфидентов она как  таковая перестанет существовать и  воплотится в иной вид социально  полезной юридической деятельности (прежде всего, в уголовно-процессуальную). Оперативно-розыскные и оперативники в достижении целей оперативно-розыскной  деятельности опираются на конфиденциальное содействие отдельных лиц (см. ст. 17 Федерального Закона об ОРД).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Федеральный закон Об оперативно-розыскной деятельности выступает правовой основой осуществления  ОРД в Российской Федерации и  призван быть ядром этой специфической  деятельности, как правило, ограничивающей конституционные права и законные интересы граждан. В этой связи обоснованность прочтения, толкования и применения норм оперативно-розыскного закона выступает  гарантией соблюдения законности в  данной сфере правоприменительной  деятельности. В свою очередь, эта  деятельность должна быть законной, осуществляется в соответствии с нормативными требованиями в пространстве, во времени и по кругу лиц.  
Оперативно-розыскной закон представляет собой комплексный нормативный правовой акт Российской Федерации высшей юридической силы. Его назначение состоит в регулировании общественных отношений преимущественно в области оперативно-розыскной деятельности, а также в некоторых иных видах деятельности правоохранительных органов и спецслужб России, связанных с ОРД, в частности, в контрразведывательной деятельности и уголовном судопроизводстве. 

Информация о работе Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», как гарант соблюдения законности