В.В. Сергеев полагает, что возможно
двоякого рода отношений в ОРД. Одни
из них составляют отношения между
органом внутренних дел и оперативным
аппаратом, между оперативными работниками
и их начальником. Это - административные
правоотношения, они не определяют
сущность ОРД.
В другую группу входят правоотношения,
возникающие в процессе проведения
оперативно-розыскных мероприятий,
применения оперативно-розыскных средств
и методов в целях предупреждения
и раскрытия преступлений и привлечения
виновных к ответственности. Именно
эта группа фактических отношений
обладает всеми необходимыми признаками
правоотношений и принимает форму
оперативно-розыскных правоотношений[Cм.,
Сергеев В.В. О природе отношений,
возникающих в процессе оперативно-розыскной
деятельности органов внутренних дел.
// Труды ВШ МВД СССР, Вып.№ 9, С.36. ].
Анализ изложенного
позволяет сформировать следующее
определение
Предмет теории оперативно-розыскной деятельности
включает в себя, наряду с закономерностями,
общественными отношениями, определенного
рода связи, возникающие между явлениями,
процессами, элементами и т.д.
Формы осуществления оперативно-розыскной
деятельности подразделяются на два вида:
гласно и негласно. Должностные лица государственных
органов, осуществляющих ОРД, могут официально
(гласно) представлять интересы конкретного
государственного органа или выступать
от его имени. Наряду с этим оперативный
сотрудник или лицо, содействующее проведению
оперативно-розыскной деятельности, может
осуществлять свои правомочия, предоставленные
Федеральным Законом об ОРД, в негласной
форме.
Использование в борьбе с преступностью
негласных оперативно-розыскных
средств и методов, наряду с гласными,
является вынужденной, защитной мерой
общества и государства. Как правило,
подготовку и совершение умышленных
особо тяжких и тяжких преступлений
достаточно хорошо конспирируют (в
частности, при совершении преступлений
против жизни человека и безопасности
государства). Поэтому общество и
государство не только одобрили применение
против общественно опасных деяний
лиц, совершающих преступления, систему
законных оперативно-розыскных мероприятий,
но и обязали своих представителей
(субъектов) осуществлять такого рода
деятельность. При ином подходе было
бы весьма затруднительно обеспечить
неотвратимость уголовной ответственности
для лиц, совершающих умышленные
преступления скрытно, с различными
ухищрениями.
Цель оперативно-розыскной деятельности – это осознанный образ прогнозируемого
результата, на достижение которого направленно
действие (действия) оперативного работника
(оперативника), конфидента и других участников
этой деятельности.
Направляя оперативно - розыскную
деятельность на достижение социально
полезных целей, законодатель выделил
интересы человека и гражданина (жизнь,
здоровье, права и свободы), поставив
их на первое место в перечне объектов
защиты, т.к. в соответствии со ст. 2 Конституции
Российской Федерации человек, его
права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и
защита прав и свобод человека и
гражданина – обязанность государства.
Защита жизни человека от преступных
посягательств с помощью оперативно-розыскных
средств и методов наполняет
конституционное положение о
том, что каждый имеет право на
жизнь (ч. 1 ст. 20 Конституции Российской
Федерации), реальным содержанием. Наряду
с этим признанные и гарантированные
гл. 2 Конституции Российской Федерации
права и свободы человека и
гражданина непосредственно поставлены
государством под охрану от преступных
посягательств. В частности, таким
“охранным” средством является осуществление
оперативно-розыскной деятельности в
необходимых и допустимых законом случаях.
С помощью оперативно-розыскной
деятельности государство осуществляет
охрану собственности. Причем в соответствии
с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
Целью оперативно-розыскной деятельности
является также обеспечение безопасности
общества и государства от преступных
посягательств. В соответствии со ст.
1 Закона Российской Федерации от 05
марта 1992 года “О безопасности” под
безопасностью понимается состояние
защищенности жизненно важных интересов
личности, общества и государства
от внутренних и внешних угроз. Причем
под жизненно важными интересами
законодатель понимает совокупность потребностей,
удовлетворение которых обеспечивает
существование и возможность
прогрессивного развития личности, общества
и государства.
К основным объектам безопасности законодатель
относит, в частности, общество (его
материальные и духовные ценности)
и государство (его конституционный
строй, суверенитет и территориальную
целостность). Государство есть основной
институт политической системы классового
общества, оно осуществляет управление
обществом. Его безопасность – это
совокупность общественных отношений,
которая выражается в защищенности
жизненно важных интересов (прежде всего
– конституционного строя) основного
института политической системы
современного общества от внешних и
внутренних угроз, позволяющая ему
функционировать и развиваться.
Безопасность государства составляет
один из важных элементов всей системы
безопасности Российской Федерации.
Под обеспечением безопасности (общества
и государства) следует понимать
организацию и реализацию системы
мер (различного характера) с целью
нейтрализации или локализации потенциальных
или реальных угроз нормальному функционированию
и развитию российского общества и государства.
4. Принципы оперативно–розыскной
деятельности
Под принципами данной деятельности
понимаются руководящие идеи, основополагающие
начала, выработанные оперативно-розыскной
практикой, которые закреплены в
нормах законодательных и иных нормативных
актах, регулирующих общественные отношения
в области оперативно-розыскной
деятельности, и которые отражают
политические, экономические и социальные
закономерности развития современного
российского общества, а равно
нравственные и правовые представления
россиян относительно сущности, цели,
задач и процедур осуществления
оперативно-розыскной деятельности.
а.) В науке о праве принципы
классифицируются на общеправовые, межотраслевые
и отраслевые (специальные). Изложенное
относится и к принципам оперативно-розыскной
деятельности, рассматриваемой нами
как разновидность юридической
науки.
б.) В данной деятельности общие (общеправовые)
и межотраслевые принципы. Это
такие, как законность, гуманизм, равенство
граждан перед законом и соблюдение
прав и свобод человека и гражданина
при осуществление оперативно-розыскной
деятельности.Среди межотраслевых
принципов назовем, такие как
конспирация, разведывательной активности,
сочетание гласных и негласных
методов и средств, сотрудничества
с населением и опоре на его
помощь, подотчетности и подконтрольности,
высшим органам государственной
власти и управления. Кроме того,
должностные лица органов-субъектов
оперативно-розыскной деятельности
осуществляют свою деятельность в соответствии
с принципами, предусмотренными законами,
определяющими нормативно-правовой
статус органов, в штаты которых
они входят.
в.) Для оперативно-розыскного процесса
важно и то, что при использовании
в установленном законом порядке
результатов оперативно-розыскной
деятельности должностные лица оперативных
подразделений обязаны руководствоваться
принципами, предусмотренными или выводимыми
из норм Уголовного, Уголовно-процессуального,
Таможенного, Налогового, Уголовно-исполнительного
кодексов, а также Кодекса об административных
правонарушениях.
г.) Вместе с тем оперативно-розыскную
деятельность характеризуют и специальные
(отраслевые и внутриотраслевые) принципы
(оперативность, применение конфидентов,
всесторонность, полнота и объективность
производства дела оперативного учета).
Подчеркнем, что все принципы ОРД
самостоятельны, причем среди них
нет главных и второстепенных.
Внутри системы принципов не может
и не должно быть противопоставления
одного принципа другому.
Рассмотрим каждый из перечисленных
принципов в отдельности.
Конституционный принцип законности непосредственно указан в ст. 3 Федерального
Закона обОРД и состоит в том, что участники
оперативно-розыскной деятельности (оперативники,
конфиденты и др.) обязаны точно исполнять
требования Конституции Российской Федерации,
законодательства и иных правовых актов,
составляющих правовую основу оперативно-розыскной
деятельности.
Обеспечение законности в ОРД обязательно
предполагает:
- ее осуществление исключительно субъектами, уполномоченными на то оперативно-розыскным законодательством;
- то, что никакие события и ничьи деяния не могут стать объектом ОРД, а также никто не может подвергаться воздействию оперативно-розыскных средств, методов и действий иначе, как по решению оперативного работника (оперативника), принятому в соответствии с законодательством в области оперативно-розыскной деятельности;
- надлежащее применение оперативно-процессуальных норм, в частности проведение оперативно-розыскных мероприятий в соответствии с основаниями и с соблюдением соответствующих условий в установленном законодателем порядке и др.;
- оформление хода оперативно-розыскного процесса соответствующими документами. Поэтому в случае установления физических лиц и их сообществ, деятельность которых указывает на основании для проведения оперативно - розыскных мероприятий, может заводиться соответствующее дело оперативного учета, где и сосредоточиваются документы, отражающие процесс подготовки и осуществления ОРМ. Однако дела оперативного учета могут не заводиться в случае проведения оперативно-розыскных мероприятий в отношении лиц в связи с необходимостью в сборе данных, требующихся для принятия решений: о допуске к сведениям, составляющим государственную тайну; о допуске к работам, связанным с эксплуатацией объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей среды; о допуске к участию в оперативно-розыскной деятельности или о допуске к материалам, полученным в результате ее осуществления; об установлении или поддержании с лицом отношений сотрудничества при подготовке и проведении оперативно - розыскных мероприятий; о выдаче разрешений на частную детективную и охранную деятельность.
В указанных ситуациях оперативно-розыскной
процесс оформляется отдельными
документами, учитываемыми согласно правилам
делопроизводства, установленным в
органах, осуществляющих ОРД.
Начало и осуществление оперативно-розыскные
мероприятия могут быть только в
интересах:
1) поиска и фиксации фактических
данных, необходимых для установления
конкретных лиц и их сообществ,
причастных к противоправной
деятельности;
2) выявления обстоятельств совершения
преступлений и различных противоправных
деяний, а также иной информации
об оперативной обстановке на
территориях и объектах оперативного
обслуживания;
3) поиска и фиксации фактических
данных, необходимых для раскрытия
преступлений;
4) оперативно-розыскного производства
по делам оперативного учета,
заводимых по фактам тайных, с
элементами маскировки преступлений;
5) оперативно-розыскного сопровождения
предварительного следствия по
уголовным делам;
6) оперативно-розыскного обеспечения
деятельности органа, осуществляющего
ОРД, в особых условиях (правовой
режим чрезвычайного, военного
положения, иные чрезвычайные
обстоятельства);
7) оперативно-розыскного обеспечения
деятельности органа, осуществляющего
ОРД, по нейтрализации опасности,
угрожающей сотрудникам оперативных
подразделений, членам их семей
и близким; лицам, оказывающим
оперативным работникам содействие
на гласной и конфиденциальной
основе, а также потерпевшим, свидетелям,
другим участникам уголовного
процесса;
8) оперативно-розыскного обеспечения
исполнения заданий, поступающих
из иных органов, осуществляющих
оперативно-розыскную деятельность,
и подразделений субъектов оперативно-розыскной
деятельности;
9) раскрытия преступлений международного
характера, в том числе в
рамках сотрудничества с Интерполом;
10) оперативно-розыскного обеспечения
и исполнения запросов, поступающих
в органы, осуществляющие оперативно–розыскную
деятельность, в соответствии с
международными договорами (соглашениями)
Российской Федерации о сотрудничестве
с соответствующими международными
организациями и правоохранительными
органами зарубежных государств
в сфере борьбы с преступностью;
11) исполнения поручений следователя,
указаний прокурора или определений
суда по находящимся в их
производстве уголовным делам,
а также оказания им содействия
в производстве отдельных уголовно-процессуальных
действий;