Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:58, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: -рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права; -исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей; -установить права и обязанности усыновленных и усыновителей; -выявить субъекты усыновления;
-проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
Введение
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права
1.1. История становление института усыновления (удочерения)
1.2. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)
2.1. Субъекты усыновления (удочерения). Права и обязанности усыновленных и усыновителей
2.2.Оформление полномочий усыновителей
2.3 Особенности усыновления детей иностранными гражданами ,лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за её пределами.
Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)
3.1. Порядок усыновления (удочерения)
3.2. Отказ в усыновлении (удочерении)
3.3. Отмена усыновления (удочерения)
Заключение
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы
Согласно п.3 ст.126.1 СК РФ обязательное личное участие лиц (лица), желающих усыновить ребенка, в процессе усыновления не лишает их права иметь одновременно своего представителя (представитель - это лицо, юридическими действиями которого приобретаются, изменяются или прекращаются права и обязанности у представляемого). Права и обязанности представителя определяются гражданским и гражданским процессуальным законодательством (ст.182 ГК РФ[29]; ст.48-54 ГПК РФ). Таким образом, СК допускает совершение действий при усыновлении детей от имени и в интересах граждан РФ и иностранных граждан, желающих усыновить детей, являющихся гражданами РФ, другими лицами - представителями, надлежащим образом уполномоченными (полномочия представителей на ведение дел в суде должны быть подтверждены доверенностью, выданной и оформленной в соответствии с законом, в частности, удостоверенной в нотариальном порядке, - ст.53 ГПК РФ), за исключением действий, которые кандидаты в усыновители обязаны совершать лично (подача заявления в суд об усыновлении ребенка, личное обязательное участие в судебном разбирательстве). Так, представители по делам об усыновлении ребенка вправе без личного участия доверителя (т.е. усыновителя, усыновителей) производить действия вне стадии судебного разбирательства, в частности собрать и представить необходимые доказательства, при подготовке дела к судебному разбирательству давать судье пояснения по существу заявления, по требованию судьи представлять дополнительные доказательства, поставить вопрос об оказании помощи в истребовании письменных и вещественных доказательств и т.п.
Незаконные действия по усыновлению
(удочерению) ребенка, в частности
посредническая деятельность, влекут
наложение административного
2.3 Особенности усыновления детей иностранными гражданами, лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за ее пределами
Согласно п.4 ст.124 СК РФ усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается только в случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников. Выполнению этого условия призваны помочь ст.122 СК РФ, определяющая правила выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, и Федеральный закон "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей"[32]. Указанной категории усыновителей дети могут быть переданы лишь по истечении 6 месяцев со дня поступления сведений о таких детях в федеральный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей (п.4 ст.124).
В соответствии с постановлением Правительства РФ "Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства"[33] иностранные граждане, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, обращаются в соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации представляет кандидатам в усыновители информацию о ребенке, в отношении которого возникли установленные СК РФ основания для его усыновления. Если кандидаты в усыновители не смогли подобрать для усыновления ребенка на территориях двух субъектов Российской Федерации, они могут обратиться непосредственно в Министерство образования РФ для постановки их на учет и получения сведений о ребенке, подлежащем усыновлению. Установление усыновления производится судом по месту жительства (нахождения) усыновляемого ребенка по заявлению кандидатов в усыновители в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством.
Согласно данному
познакомиться с ребенком и установить с ним контакт;
ознакомиться с документами усыновляемого ребенка;
подтвердить в письменной
форме факт ознакомления с медицинским
заключением о состоянии
Представлять интересы иностранных граждан в целях подбора и передачи детей на усыновление, а также осуществлять иную некоммерческую деятельность по защите их прав на территории Российской Федерации может специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению детей через свои представительства, открываемые в установленном порядке в Российской Федерации.
В соответствии с постановлением
Правительства РФ "О деятельности
органов и организаций
представляют в установленном порядке в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или Министерство образования Российской Федерации документы кандидатов в усыновители, для подбора ребенка на усыновление, а также в суд для установления усыновления.
Запрета на направление документов почтой для постановки на учет в федеральном законодательстве не существует, однако данный запрет может устанавливаться местными законами того региона, куда усыновители направляют свои документы. Но можно направить документы почтой в специально уполномоченный государством, чьими гражданами являются кандидаты в усыновители, орган или организацию по усыновлению детей, которые передадут их в соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ. В этом случае они будут обязаны принять документы.
Таким образом, лично нужно будет присутствовать при знакомстве с ребенком и на судебном заседании при рассмотрении дела об усыновлении.
Применение при усыновлении на территории РФ иностранного законодательства обусловлено, прежде всего, интересами усыновляемых детей, являющихся российскими гражданами, которые после усыновления скорее всего будут проживать вместе с усыновителями - иностранными гражданами за пределами территории РФ. Соблюдение при усыновлении требований законодательства зарубежного государства (гражданами которого являются усыновители) позволяет обеспечить соответствующий правовой статус ребенка в этом государстве. Следует иметь в виду, что в соответствии с п.1 ст.26 Закона о гражданстве РФ[35] ребенок, являющийся гражданином РФ, при усыновлении его иностранными гражданами (или иностранным гражданином), сохраняет гражданство РФ. Гражданство РФ ребенка, усыновленного иностранными гражданами (или иностранным гражданином), может быть прекращено в общем порядке по заявлению обоих усыновителей (или единственного усыновителя) при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства.
29 мая 1993 г. в г. Гааге
на 17-й сессии Гаагской
Согласно Статье 44 (3) Конвенции,
присоединение действует только
для отношений между
Согласно ст.1 Конвенции ее целями являются:
а) создание гарантий того, что межгосударственное усыновление производится только в интересах ребенка и с уважением его или ее основных прав, как это признано международным правом;
б) создание системы сотрудничества
между Договаривающимися
в) обеспечение признания в Договаривающихся государствах усыновлений, произведенных в соответствии с настоящей Конвенцией.
Согласно ст.2.2 Конвенция применяется к случаям, когда ребенок, обычно проживающий в одном из Договаривающихся государств ("государстве происхождения"), перемещается или должен быть перемещен в другое Договаривающееся государство ("принимающее государство"), или после его или ее усыновления в государстве происхождения супругами или лицом, постоянно проживающими в принимающем государстве, либо для целей такого усыновления в принимающем государстве или в государстве происхождения.
Согласно ст.2.3 Конвенция применяется только к тем случаям усыновления, в которых создается постоянная связь между родителями и ребенком.
В России наблюдается тенденция
к преимущественному
Повышенный интерес к усыновлению детей иностранными гражданами обусловлен причинами как объективного, так и субъективного характера. Одной из объективных причин является то, что международное усыновление превалирует над российским, в этой связи иностранцы стали больше усыновлять российских детей.
Как видно из проведенного
анализа, усыновление настолько
серьезно влияет на судьбу ребенка, что
его согласие войти в семью
усыновителя приобретает
В соответствии с п.2 ст.124
СК усыновление допускается в
отношении несовершеннолетних детей
и только в их интересах. И поскольку
цель усыновления - дать детям семейное
воспитание и наделить усыновителей
родительскими правами и
Нетрудно заметить, что, предъявляемые к усыновлению требования практически все обращены к усыновителям. Что же касается самих усыновляемых детей, необходимо отметить, что закон не содержит каких-либо ограничений в отношении усыновления больных детей, т.е. состояние их здоровья, наличие отклонений от нормы в физическом и умственном развитии, дурных привычек и пр. не мешают усыновлению.
Таким образом, необходимость защиты прав и законных интересов детей,
оставшихся без попечения родителей и передаваемых на воспитание в семьи,
проживающих за пределами России, требует особого подхода к процедуре
международного усыновления. Имеющиеся пробелы в правовом регулировании международного усыновления нередко приводят к существенным нарушениям прав детей, которые фактически становятся объектом коммерческой деятельности.
Глава 3. Процессуальный
порядок усыновления (удочерения)
3.1 Порядок усыновления (удочерения)
СК РФ существенно изменил
порядок усыновления. Прежний административный
порядок усыновления был
Согласно ст.125 СК РФ, усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством.
Дела об усыновлении рассматриваются
судьей единолично, в закрытом судебном
заседании в целях сохранения
тайны усыновления, кроме того, с
обязательным участием самих усыновителей,
представителей органов опеки и
попечительства, а также прокурора.
Заявление об установлении усыновления
подается в суд по месту жительства
(нахождения) ребенка. Для установления
усыновления ребенка необходимо
заключение органа опеки и попечительства
об обоснованности усыновления и
о его соответствии интересам
усыновляемого ребенка с
Права и обязанности усыновителя
и усыновленного ребенка
В судебном разбирательстве
об установлении усыновления суд
разрешает и другие связанные
с усыновлением просьбы заявителей:
о записи усыновителя (усыновителей)
в качестве родителей усыновляемого
ребенка; об изменении имени, отчества
и фамилии усыновляемого
Информация о работе Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права