Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:58, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации. Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи: -рассмотреть становление института усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права; -исследовать усыновления (удочерения) как одну из форм воспитания детей оставшихся без попечения родителей; -установить права и обязанности усыновленных и усыновителей; -выявить субъекты усыновления;
-проанализировать порядок оформления полномочий усыновителей;
Введение
Глава 1. Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права
1.1. История становление института усыновления (удочерения)
1.2. Усыновление (удочерение) как форма воспитания детей оставшихся без попечения родителей
Глава 2. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)
2.1. Субъекты усыновления (удочерения). Права и обязанности усыновленных и усыновителей
2.2.Оформление полномочий усыновителей
2.3 Особенности усыновления детей иностранными гражданами ,лицами без гражданства и гражданами РФ, постоянно проживающими за её пределами.
Глава 3. Процессуальный порядок усыновления (удочерения)
3.1. Порядок усыновления (удочерения)
3.2. Отказ в усыновлении (удочерении)
3.3. Отмена усыновления (удочерения)
Заключение
Список нормативно-правовых актов и специальной литературы
Таким образом, обстоятельства
отмены усыновления весьма разнообразны.
Суд в каждом конкретном случае с
учетом всех обстоятельств дела, заключения
органа опеки и попечительства и
обязательно мнения ребенка будет
принимать соответствующее
Если предусмотренные комментируемой статьей основания к отмене усыновления отсутствуют, но оставление у усыновителей ребенка по каким-либо причинам будет опасно для него, судом может быть вынесено решение об отобрании ребенка и передаче его на попечение органов опеки и попечительства.
Обозначив в нашей работе
аспекты судебного
Обеспечение безопасности личности
тесно связано с решением проблемы
возрождения и государственной
поддержки семьи, выходом из кризисной
для России демографической ситуации
и созданием условий для
Заключение
В современном мире численность
рождаемости уменьшается. А численность
детей сирот, детей оставшихся без
попечения родителей
Сегодня все социальные явления,
связанные с детской
На сегодняшний день очень много детей воспитываются в детских домах, интернатах. Воспитываясь в таких учреждениях, дети не приобретают всех тех навыков, которые бы им пригодились в современном обществе. Дети из таких учреждений выпускаются совершенно не приспособленные к жизни. Они остаются одни в этом огромном мире многим из них негде даже жить. У них не оказывается в нужный момент рядом родного и близкого человека, который мог бы помочь, дать совета в трудной жизненной ситуации. Ведь именно в трудные моменты жизни человеку необходима его семья, помощь родных и близких людей. Поэтому дети должны воспитываться в семье, а семья - это залог будущего нашей страны.
В современном семейном праве есть несколько форм устройства детей в семьи, одной из предпочтительных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, является усыновление (удочерение).
В России усыновление (удочерение)
является распространенной формой устройства
детей, оставшихся без попечения
родителей, так как ее цель не просто
воспитание и содержание детей, а
обеспечение таких детей
В жизни не только дети сироты, дети оставшиеся без попечения родителей нуждаются в полноценной семье, но также супружеские пары, которые, в силу различных обстоятельств, не могут иметь своих детей.
При написании данной дипломной работы были сделаны следующие выводы:
Усыновление (удочерение), порождает
возникновение родительских прав и
обязанностей, на основании закона
усыновленные дети приравниваются к
родным детям (п.1 ст.137 СК РФ). В отношении
своих родителей и
Дела об установлении усыновления
рассматриваются судом с
Состоявшееся усыновление
подлежит государственной регистрации
в порядке, установленном для
государственной регистрации
Для обеспечения интересов усыновляемого законодатель устанавливает перечень лиц, которые не могут быть усыновителями (ст.127 СК РФ):
несовершеннолетние;
признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
ограниченные судом в своих правах;
отстраненные от обязанностей опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
бывшие усыновители, если усыновление отменено судом по их вине;
не способные по состоянию здоровья осуществлять родительские права;
лица, не состоящие между собой в браке, не могут быть усыновителями одного и того же ребенка.
Усыновление детей иностранными гражданами и гражданами РФ постоянно проживающими за ее пределами считается международным усыновлением. Международное усыновление допускается лишь в том случае, если не возможно осуществлять уход за ребенком в своей собственной стране. Международное усыновление должно проводится исключительно в интересах ребенка, оно должно осуществляться по национальному закону той страны, где осуществляется усыновление (удочерение). Для осуществления международного усыновления необходимо соблюдение условий обоих сторон.
Отменить усыновление (удочерение) можно только в судебном порядке. Отмена усыновления (удочерения) допускается до достижения усыновленным ребенком совершеннолетия, когда усыновление (удочерение) перестает соответствовать интересам ребенка (ст.140 СК РФ). Потребовать отмены усыновления могут: родители ребенка, его усыновители, сам усыновленный ребенок, достигший 14-летнего возраста, орган опеки и попечительства, прокурор. Основанием для отмены усыновления служат:
уклонение усыновителей от выполнения принятых им на себя обязанностей родителей;
злоупотребление приобретенными им родительскими правами;
жестокое обращение с усыновленным ребенком.
заболевание алкоголизмом и наркоманией усыновителей;
Так же могут быть и другие обстоятельства для отмены усыновления (удочерения) (ст.141 СК РФ).
При рассмотрении вопросов усыновления (удочерения) в семейном праве РФ, можно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию законодательства в этой сфере.
Перечень лиц, которые не могут быть усыновителями, является исчерпывающим. Вместе с тем представляется, что не могут быть усыновителями лица, ранее судимые за умышленные преступления против жизни и здоровья детей. Думается, что ст.127 СК РФ должна быть дополнена этим положением.
В целях улучшения координации мероприятий в области защиты прав детей представляется целесообразным рассмотреть вопрос об упорядочении и оптимизации существующей и на федеральном, и на региональном уровнях системы государственных органов и общественных организаций, деятельность которых направлена на защиту законных прав детей.
Изложенное свидетельствует о несовершенстве нормативно-правовой базы в сфере обеспечения прав несовершеннолетних детей, что является неблагоприятным фактором, который при определенных условиях может способствовать созданию угрозы национальной безопасности в целом. Поэтому необходима дальнейшая разработка правовых основ обеспечения безопасности несовершеннолетних. Данная проблема имеет крайне важное и непреходящее значение как для теории семейного права, так и для практической деятельности органов государственной власти различного уровня и органов местного самоуправления по различным направлениям защиты прав детей.
С принятием Федерального закона от 24 июля 1998 года "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" законодательно определены цели государственной политики, основные направления и организационные основы обеспечения прав ребенка, конкретизированы полномочия органов государственной власти различного уровня в этой сфере. Законом установлены основные принципы государственной политики в интересах детей, включающие законодательное обеспечение прав ребенка, государственную поддержку семьи в целях обеспечения защиты прав детей, ответственность должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, а также государственную поддержку органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов ребенка.
Нормативно-правовые акты и специальная литература
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)//Российская газета, № 7, 21.01.2009;
2. Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.94 № 51-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 05.12.94, № 32, ст. 3301;
3. Гражданский кодекс РФ (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ//Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410;
4. Гражданский кодекс РФ (часть третья) от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 декабря 2001г., № 49, ст. 4552
5. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 1 января 1996г. № 1, ст. 16 от 10 января 2000 г., № 2, ст. 153
6. Жилищный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации от 3 января 2005г. № 1 (часть I) ст. 14
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ//Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. № 1 (часть I) ст. 1
8. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 19 июля 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
9. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ред. от 17 июля 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
10. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ (ред. от 28 июня 2009 г.) //Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.
11. Основы законодательства
Российской Федерации о
12. Федеральный закон РФ от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (от 03.12.2011 № 378-ФЗ)) //Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 47. - Ст. 5340.
13. Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 11 ноября 2003 г., 2 ноября 2004 г., 3 января, 18 июля 2006 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации от 3 июня 2002 г. № 22 ст. 2031.
14. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. № 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" // Собрание законодательства Российской Федерации от 23 апреля 2001 г. N 17 ст.1643.
15. Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля,19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., № 8, ст.366.
16. Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями от 20 июля 2000 г., 22 августа, 21 декабря 2004 г., 26, 30 июня 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации, 3 августа 1998 г., № 31, ст.3802.
Специальная литература:
1. Алексий П.В., Петров И.В. Семейное право: учебник для студентов вузов. 3-е издание. М., «Юнти-Дана», Закон и право. 2008. – 378 с.
2. Афанасьева И.В. Акценты
и приоритеты в дефиниции
3. Антокольская М.В. Семейное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2003. - 537 с.
4. Антокольская М.В., Королев Ю.А., Кузнецова И.М, Марышева Н.И., Масевич М.Г., Нечаева А.М., Хазова О.А. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации.— М.: Бек, 2005. – 670 с.
Информация о работе Институт усыновления (удочерения) в системе Российского семейного права