Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:06, курсовая работа
История нашего государства свидетельствует о том, что правовой институт выдачи лица был известен России достаточно давно, но, тем не менее, ввиду отсутствия к тому должных предпосылок в период т.н. новой истории, а именно» в период существования СССР, этот институт не был широко развит. Поэтому вполне можно утверждать, что институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве, все еще остается новым, не до конца усовершенствованным, а с учетом актуальности данного правового института для России - требующим комплексного, углубленного и детализированного научного исследования.
Введение 3
1. Понятие и значение института выдачи лиц, совершивших преступление 5 2.Правовое регулирование выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации 12
3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции 18
Заключение 27
Список литературы 29
ТИХООКЕАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Уголовное право РФ»
на тему
«Институт выдачи в международном уголовном праве».
Хабаровск - 2013
Содержание
Введение 3
1. Понятие и значение института выдачи лиц, совершивших преступление 5 2.Правовое регулирование выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации 12
3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции 18
Заключение 27
Список литературы 29
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время, в условиях развития международных отношений и технического прогресса, лицу, совершившему преступление на территории одного государства, доступно покинуть его пределы и укрыться, с возможным продолжением своей преступной деятельности, на территории другого государства. Поэтому государства объединяют свои усилия, развивая и совершенствуя такой важный институт международно-правового сотрудничество, как институт выдачи лица или экстрадиции.
Институт выдачи лиц, совершивших преступление, является одним из ведущих правовых институтов, поскольку международное сотрудничество в борьбе с преступностью представляет собой сложное системное явление, содержание которого составляют и согласованные между государствами меры по оказанию помощи в расследовании уголовных дел, а также осуществлению уголовную преследования и исполнению уголовных наказаний.
В современном мире с учетом процессов глобализации, динамичного развития межгосударственных отношений в различных сферах, значительной миграции, транснациональной преступности вопросы выдачи преступников, а также лиц, подозреваемых в совершении преступлений, приобретают все большее значение. Применительно к Российскому государству, проблема оказания международно-правовой помощи по выдаче лиц, совершивших преступление, и серьезного становления данного правового института приобрела особую актуальность в 90-е годы XX столетия. Это связано с падением «железного занавеса» и реализацией принципа свободы передвижения, чем нет преминули воспользоваться не только обычные граждане, но и преступники.
Научный интерес рассматриваемого института вызывается тем, что, являясь одним из основных ведущих видов международного сотрудничества в сфере оказания правовой помощи по уголовным делам, выдача лиц для уголовного преследования (экстрадиция) непосредственно затрагивает государственный суверенитет и представляет собой наиболее сложное по непосредственному осуществлению мероприятие. Институт экстрадиции играет важную роль в укреплении и развитии международного сотрудничества между государствами. Не меньшее влияние возможности экстрадиции оказывают и на охрану законных интересов, прав и свобод личности, общества и государства, на укрепление международного правопорядка и борьбу с преступностью. Все это не может не приводить к тому, что вопросы экстрадиции привлекают к себе внимание юристов, ученых и практиков.
История нашего государства свидетельствует о том, что правовой институт выдачи лица был известен России достаточно давно, но, тем не менее, ввиду отсутствия к тому должных предпосылок в период т.н. новой истории, а именно» в период существования СССР, этот институт не был широко развит. Поэтому вполне можно утверждать, что институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве, все еще остается новым, не до конца усовершенствованным, а с учетом актуальности данного правового института для России - требующим комплексного, углубленного и детализированного научного исследования.
Объектом исследования в данной работе является институт выдачи лица, совершившего преступление, предметом исследования – нормы уголовного права; доктринальные источники; судебная практика. Целью работы является комплексный анализ проблем институт выдачи лица, совершившего преступление. В качестве методов исследования применялись формально-логический и системный методы научного познания.
Правовая помощь по уголовным делам
определяется как сформировавшаяся
в международных отношениях система
нормативных и организационно-
Само слово «экстрадиция» происходит от латинского термина ехtraditio, что означает выдачу лиц. Выдаче лиц, совершивших преступление на территории той или иной страны, в рамках сотрудничества государств мирового сообщества по борьбе с преступностью определяется достаточно значимая и обособленная роль: «посредством подобной формы международного сотрудничества на практике достигается почти универсальная система защиты самых значимых общих ценностей и обеспечиваются серьезные гарантии того, что липа, виновные в совершении тяжких преступлений, будут наказаны независимо от того, где они находятся и того, компетентно ли государство, в котором они скрываются..., привлечь их к уголовной ответственности»2.
Перед лицом бурного развития транснациональной преступности государства стремятся найти общий язык в вопросах экстрадиции, идут навстречу друг другу, на уступки при заключении двусторонних договоров, совершенствуют национальное законодательство в целях упрощения процедуры выдачи3.
Следует отметить тенденцию роста числа лиц, совершивших преступления различных категорий (небольшой тяжести, средней тяжести, а также тяжкие ж особо тяжкие), скрывающихся от правоохранительных органов (предварительного следствия, дознания и суда), пытающихся посредством нахождения на территории другого государства избежать наказания, а иногда и продолжить свою преступную деятельность. Таким образом, расширение и развитие межгосударственных отношений в части выдачи (экстрадиции) лица, способствует повышению действенности практически предпринимаемых мер и занимает особо значимое место в сфере международного сотрудничества, а взаимный обмен опытом в этой области приносит существенную пользу всем государствам, расширяя их возможности по укреплению внутреннего и международного правопорядка.
В современной юридической науке определено, что институт выдачи представляет собой совокупность нормативных предписаний, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, один (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания4.
Понятию выдачи лица, совершившего преступление, предлагаются множество определений. Так, А. Князев пишет: «Институт выдачи преступника (экстрадиция) состоит в передаче лица, совершившего преступление, государством, на территории которого оно находится, запрашивающему государству. Запрашивающее государство может быть государством, чьим гражданином является преступник или на территории которого совершено преступление, или в соответствии с международными договорами имеющим право запрашивать о выдаче»5.
Во многом
под влиянием этого подхода в
юридическом обиходе
То есть
данная позиция состоит в том,
чтобы усматривать в
Более же конкретизированное и распространенное определение выдачи гласит: «Под экстрадицией понимается передача лиц, совершивших преступления, одним государством (запрашиваемым), на территории которою они находятся, другому государству (запрашивающему), на территории которого было совершено преступление либо гражданином которого является преступник»7.
В других определениях авторами заостряется внимание на вопросе территориальности преступления, в связи с совершением которого, для дальнейшего уголовного преследования или исполнения приговора запрашивается выдача лица. С этой позиции экстрадиция рассматривается как «передача лица, совершившего преступление, государству, на территории которого оно совершило преступление или против интересов которого оно было направлено, либо государству, гражданином которого является преступник, для привлечения к уголовной ответственности или для исполнения приговора»8.
Как видно из этого определения, основным критерием для выдачи выступает место совершения преступления. Таким образом, лицо, совершившее преступление может быть выдано как стране своего гражданства, так и третьему иностранному государству. В первом случае предполагается, что после совершения преступления на Родине, лицо скрывается на территории другого (иностранного) государства, где впоследствии обнаруживается и задерживается. Во втором же случае предусматривается, что лицо совершает преступление на территории одного иностранного государства, а затем перемещается за его границу – то есть за пространственный предел действия государственного суверенитета, закрепленный действующими международными договорами и национальными законодательными актами, и задерживается уже на территории другого иностранного государства. В этой ситуации государство, законные интересы которого пострадали от совершенного преступления, вправе требовать выдачи лица, совершившего данное преступление, даже если оно не является его гражданином.
Некоторыми учеными в определении выдачи конкретизируется уголовно-процессуальный статус выдаваемого лица. Так, И.И. Лукашуком отмечается: «Под выдачей преступников (или экстрадицией) в международном праве понимается передача лица, совершившего преступление (подозреваемого, обвиняемого или осужденного), одним государством другому государству для привлечения его к уголовной ответственности или для исполнения в отношении последнего обвинительного приговора»9. Здесь необходимо сделать оговорку применительно к термину «преступник», поскольку, как представляется, в данную категорию нельзя включать всех выдаваемых лиц.
Как верно отмечается, «экстрадиция и выдача преступников не однозначные понятия… лицо заранее называют «преступником», хотя оно таким может быть и не является. В ряде случаев лицам.., даже еще не предъявлено обвинение»10. На наш взгляд, следует проводить различие между выдачей осужденного для исполнения приговора и передачей осужденного лица в государство его гражданства для отбывания наказания. Необходимо четко видеть различие между терминами «выдача» и «передача», поскольку, как совершенно справедливо учеными-правоведами замечено, «указанное различие носит не лексический, а юридический характер»11. Это отличие уже официально закреплено российским законодателем, разделившим положения, регулирующие институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора и положения, регламентирующие институт передачи лица, осужденного к лишению свободы, для отбывания наказания в государстве, гражданином которого он является, в две самостоятельные главы - соответственно ст. 54 и ст. 55 УПК РФ.
Информация о работе Институт выдачи в международном уголовном праве