Институт выдачи в международном уголовном праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 08:06, курсовая работа

Описание работы

История нашего государства свидетельствует о том, что правовой институт выдачи лица был известен России достаточно давно, но, тем не менее, ввиду отсутствия к тому должных предпосылок в период т.н. новой истории, а именно» в период существования СССР, этот институт не был широко развит. Поэтому вполне можно утверждать, что институт выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора в российском уголовном судопроизводстве, все еще остается новым, не до конца усовершенствованным, а с учетом актуальности данного правового института для России - требующим комплексного, углубленного и детализированного научного исследования.

Содержание работы

Введение 3
1. Понятие и значение института выдачи лиц, совершивших преступление 5 2.Правовое регулирование выдачи лица, совершившего преступление в Российской Федерации 12
3. Порядок выдачи лиц, совершивших преступление, основания для экстрадиции 18
Заключение 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

_Уголовное право_курс. раб №1.docx

— 64.52 Кб (Скачать файл)

Согласно  разделу IV Конвенции СНГ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам выдача не производится, если: 1) лицо, выдача которого требуется, является гражданином запрашиваемой  Договаривающейся Стороны; 2) на момент получения требования уголовное  преследование согласно законодательству запрашиваемой Договаривающейся Стороны  не может быть возбуждено или приговор не может быть приведен в исполнение вследствие истечения срока давности либо по иному законному основанию; 3) в отношении лица, выдача которого требуется, на территории запрашиваемой  Договаривающейся Стороны за то же преступление был вынесен приговор или постановление о прекращении  производства по делу, вступившее в  законную силу; 4) преступление в соответствии с законодательством запрашивающей  или запрашиваемой Договаривающейся Стороны преследуется в порядке  частного обвинения (по заявлению потерпевшего).

Следует заметить, что отказ в выдаче не исключает, а, наоборот, предполагает обязанность  РФ осуществлять уголовное преследование  в соответствии с собственным  законодательством, руководствуясь универсальным  или реальным принципом действия его в пространстве (ч. 3 ст. 12 УК). Такое правило не распространяется на отказ в выдаче, обусловленный  реализацией конституционного права  на политическое убежище. «В Российской Федерации, - гласит ч. 2 ст. 63 Конституции  РФ, - не допускается выдача другим государствам лиц, преследуемых за политические убеждения, а также за действия (или бездействие), не признаваемые в Российской Федерации преступлением».

Российская  Федерация может отказать в выдаче иностранного гражданина или лица без  гражданства, если преступление, в связи  с которым требуется выдача, совершено  полностью или частично на ее территории. При этом не имеет значения, начато совершение деяния или вредные последствия  преступления наступили на нашей  территории. Не выдается лицо при недостаточности  или неубедительности доказательств  причастности запрашиваемого лица к  совершению преступления, относительно которого поступил запрос о выдаче.

Институт  выдачи преступника продолжает развиваться. Несмотря на определенные различия в  правовых системах о выдаче, следует  отметить, что развитие этого института  происходит в демократическом направлении. Выдача лица признается возможной при  гарантии, что выданному будет  обеспечено право на справедливое судебное разбирательство с соблюдением  прав и свобод лица30.

 

Заключение

 

В результате курсового исследования были сделаны  выводы:

Институт выдачи представляет собой совокупность нормативных предписаний, регламентирующих передачу лица, совершившего преступление, один (запрашиваемым) государством другому (запрашивающему) государству для привлечения к уголовной ответственности и (или) отбывания наказания. В более широких определениях выдачи лица для уголовного преследования или исполнения приговора, акцентируется внимание на таких аспектах института выдачи, как правовые основы регламентации государствами процедуры выдачи, на субъекте, на ее целях и на последствиях.

Основные  цели выдачи:

1) уголовное  преследование лица, обвиняемого  в совершении преступления, влекущего  за собой применение уголовного  наказания в виде лишения свободы  на срок не менее одного  года;

2) исполнение  постановленного судом и вступившего  в силу приговора, предусматривающего  наказание в виде лишения свободы  на срок не менее шести месяцев  или более тяжкое наказание  в отношении лица, не отбывшего  данного наказания.

Институт выдачи носит межотраслевой комплексный характер, и поэтому регулируется как внутригосударственным (конституционным, административным, уголовным, уголовно-процессуальным, уголовно-исполнительным правом), так и международным законодательством.

Нормативная база рассматриваемого института имеет  двухуровневую структуру: 1) внутригосударственное (в частности, конституционное, уголовное, уголовно-процессуальное) и 2) международное  законодательство (в частности, многосторонние и двусторонние межгосударственные соглашения, заключенные с участием РФ).

Анализ  международно-правовых актов позволяет  сделать вывод, что единственным основанием выдачи выступает совершение иностранным гражданином или  лицом без гражданства экстрадиционного, т.е. влекущего выдачу, преступления. Исходя из принципа «тождественности» (или «двойной криминальности») в  таком качестве признается преступление, наказуемое в соответствии с уголовным  законодательством запрашивающего и запрашиваемого государств лишением свободы на срок не менее одного года или более строгим наказанием.

Условиями экстрадиции выступают следующие  положения:

1) преступление  совершено на территории запрашивающего  государства, либо направлено  против интересов этого государства,  либо преступник является гражданином  этого государства; 

2) лицо, совершившее преступление, находится  на территории запрашиваемого  государства; 

3) запрашиваемое  и запрашивающее государства,  как правило, являются участниками  соответствующего международного  договора о выдаче;

4) соблюдается  принцип поп bis in idem, запрещающий  дважды привлекать к ответственности  за одно и то же преступление;

5) не  истекли сроки давности привлечения  к ответственности за совершенное  преступление;

6) предоставление  запрашиваемому государству, законодательство  которого в отличие от законодательства  запрашивающего государства не  предусматривает за совершенное  преступление смертную казнь,  достаточных гарантий того, что  этот вид наказания к выданному  лицу применен не будет; 

7) преступление  не преследуется в порядке  частного обвинения (по заявлению  потерпевшего) и т.д.

 

Список использованных источников

 

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. № 237. 25 декабря.
  2. Европейская конвенция «О выдаче»: заключена в Париже 13 декабря 1957 г. // Бюллетень международных договоров. 2000. N 9. С. 3-11, 19-28.
  3. Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам: заключена в Минске 22 января 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3-28.
  4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2006). // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст.2954.
  5. Федеральный закон от 19 апреля 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.
  6. Указание Генерального прокурора РФ № 32/35 от 20 июня 2002 года «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс: законодательство».
  7. Блищенко И.П., Калмакарян Р.А., Карпец И.И. Международное уголовное право. М., 1995.
  8. Богачева Е. Экстрадиция // Законность. 2000. N 5.
  9. Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб., 2004.
  10. Валеев Р.М. Выдача преступников в современном международном праве. Казань, 1976.
  11. Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права // Государство и право. 2003. N 3.
  12. Велчев Б. Политические преступления в международном уголовном праве // Международная жизнь. 1999. №5.
  13. Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном  процессе. М., 2002.
  14. Волженкина В. К вопросу о разработке закона «О выдаче (экстрадиции)» // Уголовное право. 2002. N 1.
  15. Дашков Г.В., Быкова Е.В. Проблемы теории и  практики экстрадиции (выдачи) в странах СНГ // Прокурорская и следственная практика. 1998. №2.
  16. Князев А. Выдача преступника (экстрадиция) // Законность. 2006. №7.
  17. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М.: Юрайт-Издат, 2006.
  18. Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. №1.
  19. Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997.
  20. Международное уголовное право / Под общ. ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1999.
  21. Минкова Н.В. Институт выдачи преступников в международном праве. Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2002.
  22. Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М.  Лебедева. М., 2004.
  23. Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Н.А. Громова. М.: ГроссМедиа, 2007.
  24. Романов А.К.,  Лысягин О.Б. Экстрадиция: понятие, концепция, практика // Право и политика. 2005. N 3.
  25. Тесленко А.М. Об институте выдачи // Российский юридический журнал. 2003. N 1.
  26. Уголовное право. Общая часть / под ред. И.Я. Казаченко. М., 2000.
  27. Уголовное право. Общая часть / под ред. В.Н. Петрашева. М., 1999.
  28. Чермит А.К. Институт экстрадиции в Российской Федерации. Майкоп, 2003.
  29. Определение Верховного Суда РФ от 10.11.2006г. N 89-о06-38 // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс: судебная практика».

1 См.: Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева и В.Е. Крутских. М., 2001. С. 465.

2 Велчев Б. Политические преступления в международном уголовном праве // Международная жизнь. 1999. №5. С. 79-80.

3 Дашков Г.В., Быкова Е.В. Проблемы теории и практики экстрадиции (выдачи) в странах СНГ // Прокурорская и следственная практика. 1998. №2. С. 120. 

4 Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. №1. С.24.

5 Князев А. Выдача преступника (экстрадиция) // Законность. 2006. №7. С.21.

6 См.: Васильев Ю.Г. Институт выдачи преступников (экстрадиции) как отдельный институт права // Государство и право. 2003. N 3. С. 69; Волженкина В. К вопросу о разработке закона «О выдаче (экстрадиции)» // Уголовное право. 2002. N 1. С. 6-9; Тесленко А.М. Об институте выдачи // Российский юридический журнал. 2003. N 1. С.98 и др.

7 Бойцов А.И. Выдача преступников. СПб., 2004. С. 205.

8 Уголовное право. Общая часть / под ред. В.Н. Петрашева. М., 1999. С. 89.

9 Лукашук И.И. Международное право. Особенная часть. М., 1997. С. 261.

10 Сайфулов Р.А. Экстрадиция в уголовном процессе (по материалам МВД и прокуратуры Республики Узбекистан). Автореф. … канд. юрид. наук. Ташкент, 2001. С. 4.

11 Минкова Н.В. Институт выдачи преступников в международном праве. Автореф. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 9.

12 Международное уголовное право / Под ред. В.Н. Кудряшова. М., 1999. С. 237.

13 Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М., 1948. С. 290.

14 Чермит А.К. Институт экстрадиции в Российской Федерации. Майкоп, 2003. С. 177.

15 См.: Шурухнова Д.Н. Выдача, передача и выдворение лиц в отношениях государств (права, законные интересы и их гарантии). Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2001. С. 8.

16 Научно-практический комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под общ. ред. В.М.  Лебедева. М., 2004. С. 783-784.

17 Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. №1.

18 Бюллетень международных договоров. 2000. N 9. С. 3-11, 19-28.

19 Бюллетень международных договоров. 1995. N 2. С. 3-28.

20 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред. А.А. Чекалина, В.Т. Томина, В.В. Сверчкова. М.: Юрайт-Издат, 2006. С. 17.

21 Блищенко И.П., Калмакарян Р.А., Карпец И.И. Международное уголовное право. М., 1995. С. 158.

22 Волженкина В.М. Выдача в российском уголовном процессе. М., 2002. С. 147.

23 См., например: Указание Генерального прокурора РФ № 32/35 от 20 июня 2002 года «О порядке рассмотрения ходатайств иностранных государств об экстрадиции в связи с введением в действие УПК Российской Федерации».

24 Романов А.К.,  Лысягин О.Б. Экстрадиция: понятие, концепция, практика // Право и политика. 2005. N 3.

25 Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / под ред. Н.А. Громова. М.: ГроссМедиа, 2007. С. 26.

26 СЗ РФ. 2002. № 22. Ст. 2031.

27 Бюллетень Верховного Суда РФ. 1995. N 5. С. 14-15.

28 Коняхин В. Институт экстрадиции: уголовно-правовая регламентация // Законность. 2005. №1.

29 СЗ РФ. 1999. № 43. Ст. 5129.

30 См.: Князев А. Выдача преступника (экстрадиция) // Законность. 2006. №7. С.21.


Информация о работе Институт выдачи в международном уголовном праве